Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:23, реферат
На рубеже ХIX – XX вв. историки культуры, литературоведы, философы и психологи изучали творческую активность и гениальность в сравнении с безумием. Ш. Рише (“Генимальность и помешательство” 1893) кропотливо изучал факты сходства гения и помешанного и в итоге пришел к выводу, что гениальность всё-таки не является помешательством, а “наследственные гениальные способности составляют редкое исключение”.
Введение. Проблема гениальности 3
Жизнь и творчество Эдварда Мунка 5
Список использованных источников 11
Приложение. Картины Эдварда Мунка
Созданию полотна предшествовал вполне реальный эпизод из жизни художника. Однажды вечером он пошел на прогулку с друзьями и вдруг увидел, что холодное норвежское небо будто бы налилось кровью. Художник остановился как вкопанный и с замиранием сердца начал наблюдать за кровавым небом, тем более что видение не исчезало. Друзья художника пошли дальше, а он остался стоять, пораженный зрелищем кровавого неба.
Метеорологи утверждают, что в этом эпизоде не было ничего мистического, так как за несколько лет до написания картины произошло извержение вулкана в Индонезии и тучи пепла еще долго могли появляться в неожиданных местах и окрашивать небо в самых разных регионах Европы. Астроном Дэниэл Ольсен из штата Техас даже определил место в Осло, где могло быть видно именно такое небо, как описал его Мунк. Но мистики считают, что Мунк видел предзнаменование трагедий ХХ века.
Так
или иначе, художник создал три варианта
“Крика” – два холста и одну
литографию. Все они получили широчайшую
известность и
Несмотря
на то, что картина “Крик” ассоциируется
прежде всего с эпохой символизма,
в США был снят фильм о маньяке–убийце,
действовавшем в маске, имитирующей
выражение лица мунковского призрака.
Именно благодаря этому фильму название
шедевра норвежской живописи стало широко
известно в молодежной среде.
"Фриз Жизни - Поэма о Жизни, Любви и Смерти"
В декабре 1893г Мунк представил очередную выставку своих работ, среди которых были шесть картин, положивших начало циклу "Фриз Жизни - Поэма о Жизни, Любви и Смерти". В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
Он
задумал ее как "цикл декоративной
живописи, как полотно ансамбля жизни.
В этих картинах за извилистой линией
берега - всегда волнующееся море и под
кронами деревьев развертывается своя
жизнь с ее причудами, все ее вариации,
ее радости и печали". "Фриз жизни"
включает такие картины, как "Поцелуй"
(см. Приложение 1), "Барка юности",
"Вампир", "Мадонна" и другие.
Тема самой большой картины из этого цикла
- мужчина и женщина в лесу, - может быть,
несколько выпадает из общего тона других
полотен, но она - необходимое звено в цепи.
Неудачный роман и начало исцеления.
На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Это продолжалось около четырёх лет, и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, и, показав её тело. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец. Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми. В его жизни начались запои, тяжелейшие нервные срывы, увлечение наркотиками и частичная потеря памяти.
Но настоящей проблемой для него стал алкоголь, и вообще, психологический настрой Эдварда Мунка оставлял желать лучшего. В конце концов, в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством, где он познакомился с врачом-психиатром доктором Линде. Этот талантливый психиатр отнесся к пациенту с огромным вниманием. Находясь в клинике, Мунк мог рисовать, к тому же он увлекся фотоискусством и начал делать пейзажные снимки и автопортреты. Доктор Линде с огромным интересом наблюдал, как пациент фотографирует сам себя, словно смотрит на себя со стороны. Дружба между врачом-психиатром и пациентом-художником, вошла не только в историю изобразительного искусства, но и в историю психиатрии. С этой дружбы началась история арт-терапии – исцеления искусством. Всего он провёл там более полугода. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора.
Возвращение.
С 1909г и до конца жизни Эдвард
Мунк поселяется в Норвегии. Сначала
он жил в Крагерё, - городок на
юго-восточном побережье
В 1916г Мунк покупает собственность Экели, в пригороде Кристиании. Ландшафт, люди в гармонии с природой, жизнь в деревне - вот мотивы, которые теперь изображает Мунк, использую четкие и яркие краски. В Экели художник жил изолировано, независимо от кого-либо, окруженный лишь своими картинами. Из-под его кисти выходило много картин, значительная часть которых экспонировалась на международных выставках.
Перед смертью, Мунк завещал свою обширную коллекцию картин, биографических и литературных заметок столице Норвегии. Мунк скончался во время немецкой оккупации Норвегии, 23 января 1944 года. Впоследствии, созданный в 1963г Музей Мунка, вместил в себя уникальную коллекцию картин и других материалов, отображающих различные периоды творчества знаменитого норвежца. В Национальной Галерее в Осло можно также увидеть изящные полотна, преимущественно ранних лет художника. Также много картин находится в Бергене.
В
честь Мунка назван кратер на Меркурии.
Список
литературы:
Приложение.
Картины Эдварда Мунка.
Картина “Девушки
на мосту” – не самый типичный Мунк,
в ней мало трагизма и она отличается относительно
радужным колоритом. Но женские фигуры
для художника – это почти всегда бесплотные
хрупкие тени, которые размещены между
жизнью и смертью. Такими были и многие
лирические героини личных друзей Мунка
- драматурга Г.Ибсена и прозаика А.Стриндберга.
Тяжелые воспоминания легли в основу одной из ранних работ — «Больная девочка» (1885—1886 гг.). Среди струящихся мазков — синих, бледно-жёлтых, серовато-коричневых — теряет определённость лицо полулежащей в кресле девочки-подростка, а страдальческое выражение лица сидящей возле неё матери смягчается. Кресло, другие предметы мебели, стена также написаны длинными тонкими мазками, лишающими вещи чётких очертаний и напоминающими потоки дождя на оконном стекле. В картине почти нет тёмных тонов (сказалось знакомство мастера с цветовой манерой импрессионистов), и это придаёт трагическому сюжету оттенок духовной просветлённости, озарения через страдание. Художник писал: «Работа над картиной "Больная девочка" открыла мне новые пути, и в моем искусстве произошел выдающийся прорыв. Большинство моих поздних произведений обязано своим происхождением этой картине».
"Крик" часто
рассматривается, как первый опыт Мунка
в качестве художника экспрессиониста.
Эта картина дает отличное представление
о типичном творчестве Мунка. Выражение
лица во многом зависит от динамики красок.
Пейзаж, и в особенности фигура на переднем
плане, намеренно искажены и переданы
при помощи красок не характерных для
реальной жизни. Исходящая из внутреннего
ада художника, картина олицетворяет собой
тревогу и Апокалипсис. На картине крик
передан не только напряжённой яркостью
красок, ложащихся широкими извивающимися
полосами, но и образом главного героя.
Маленький невзрачный человек кричит,
зажав голову руками, и в крике сотрясается
всё его тело. Спутники героя удаляются,
даже не оборачиваясь; их фигуры растворяются
в предзакатных лучах солнца, оставляя
после себя атмосферу ледяного равнодушия.
Польский
критик Ст. Пшибышевский писал о
картине: "Крик"! Невозможно даже
дать представление об этой картине,
- все ее неслыханное могущество
в колорите. Небо взбесилось от крика
бедного сына Евы. Каждое страдание
- это бездна затхлой крови, каждый протяженный
вой страдания - клубы полос, неровных,
грубо перемещенных, словно кипящие атомы
рождающихся миров... И небо кричит, - вся
природа сосредоточилась в страшном урагане
крика, а впереди, на помосте, стоит человек
и кричит, сжимая обеими руками голову,
ибо от таких криков лопаются жилы и седеют
волосы".
«Танец жизни» (1900 г.). Озарённые
мягким светом северной белой ночи, кружатся
в танце пары. В вихре движений контуры
персонажей растворяются, а лица становятся
похожими на причудливые маски. Чётко
показаны только две фигуры по краям композиции
— молодая девушка в белом платье и одетая
в чёрное женщина средних лет; её лицо
выражает крайнее утомление. Надежды юности
сменяются одиночеством, страданием и
старостью — таково основное содержание
полотна, переданное удивительно лаконично,
даже сурово.
Мадонна Мунка — обнажённая красавица с длинными развевающимися волосами, окружённая вибрирующим пространством, сотканным из мелких жёлто-красных мазков. Гибкая и чувственная линия силуэта, напоминающая образ Венеры итальянского живописца эпохи Возрождения Сандро Боттичелли, контрастирует с лицом — нервным, несколько вульгарным, с глазами, полными злости. Образ, который при первом знакомстве покоряет обаянием и живописной изысканностью, постепенно начинает вызывать раздражение, одновременно притягивая и отталкивая.
В 1890 году Эдвард написал «Поцелуй» - мужская и женская фигуры без лиц, слившиеся в поцелуе. Любовников как будто скрывает мгла. Это не конкретная пара, а целующиеся люди вообще, одни из тысяч, кто соединяет будущие поколения с прошлыми. Позже он многократно обращался к этой теме, как в живописи, так и в графике.
Работа
приглушала эмоциональное одиночество,
чувство заброшенности, бессилия, вызванного
отсутствием женщины. Он писал: «Древние
были правы, когда говорили, что любовь
это пожар. Подобно пожару она оставляет
после себя только пепелище».
О своем творчестве он писал:
«Писать для меня - это болезнь и опьянение. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, и опьянение, в котором хочу пребывать».
«Я рисую не то, что вижу, но то, что увидел».
«Болезнь, безумие и смерть — чёрные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь» — эта запись в дневнике Мунка прекрасно передаёт атмосферу большинства его произведений.