Проблема гениальности. Эдвард Мунк

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:23, реферат

Описание работы

На рубеже ХIX – XX вв. историки культуры, литературоведы, философы и психологи изучали творческую активность и гениальность в сравнении с безумием. Ш. Рише (“Генимальность и помешательство” 1893) кропотливо изучал факты сходства гения и помешанного и в итоге пришел к выводу, что гениальность всё-таки не является помешательством, а “наследственные гениальные способности составляют редкое исключение”.

Содержание

Введение. Проблема гениальности 3
Жизнь и творчество Эдварда Мунка 5
Список использованных источников 11
Приложение. Картины Эдварда Мунка

Работа содержит 1 файл

Проблема гениальности. Эдвард Мунк.doc

— 1.37 Мб (Скачать)

    Созданию  полотна предшествовал вполне реальный эпизод из жизни художника. Однажды вечером он пошел на прогулку с друзьями и вдруг увидел, что холодное норвежское небо будто бы налилось кровью. Художник остановился как вкопанный и с замиранием сердца начал наблюдать за кровавым небом, тем более что видение не исчезало. Друзья художника пошли дальше, а он остался стоять, пораженный зрелищем кровавого неба.

    Метеорологи утверждают, что в этом эпизоде  не было ничего мистического, так как  за несколько лет до написания  картины произошло извержение вулкана в Индонезии и тучи пепла еще долго могли появляться в неожиданных местах и окрашивать небо в самых разных регионах Европы. Астроном Дэниэл Ольсен из штата Техас даже определил место в Осло, где могло быть видно именно такое небо, как описал его Мунк. Но мистики считают, что Мунк видел предзнаменование трагедий ХХ века.

    Так или иначе, художник создал три варианта “Крика” – два холста и одну литографию. Все они получили широчайшую известность и репродуцировались  множество раз. Особенно любят эту  картину в Японии – стране, в искусстве которой так много внимания всегда уделялось теме ужасного и трагического.

    Несмотря  на то, что картина “Крик” ассоциируется  прежде всего с эпохой символизма, в США был снят фильм о маньяке–убийце, действовавшем в маске, имитирующей выражение лица мунковского призрака. Именно благодаря этому фильму название шедевра норвежской живописи стало широко известно в молодежной среде.   

    "Фриз  Жизни - Поэма о  Жизни, Любви и  Смерти"

    В декабре 1893г Мунк представил очередную  выставку своих работ, среди которых были шесть картин, положивших начало циклу "Фриз Жизни - Поэма о Жизни, Любви и Смерти". В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.

    Он  задумал ее как "цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. В этих картинах за извилистой линией берега - всегда волнующееся море и под кронами деревьев развертывается своя жизнь с ее причудами, все ее вариации, ее радости и печали". "Фриз жизни" включает такие картины, как "Поцелуй" (см. Приложение 1), "Барка юности", "Вампир", "Мадонна" и другие. Тема самой большой картины из этого цикла - мужчина и женщина в лесу, - может быть, несколько выпадает из общего тона других полотен, но она - необходимое звено в цепи. 

    Неудачный роман и начало исцеления.

    На  рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Это продолжалось около четырёх лет, и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, и, показав её тело. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец. Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми. В его жизни начались запои, тяжелейшие нервные срывы, увлечение наркотиками и частичная потеря памяти.

Но настоящей  проблемой для него стал алкоголь, и вообще, психологический настрой  Эдварда Мунка оставлял желать лучшего. В конце концов, в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством, где он познакомился с врачом-психиатром доктором Линде. Этот талантливый психиатр отнесся к пациенту с огромным вниманием. Находясь в клинике, Мунк мог рисовать, к тому же он увлекся фотоискусством и начал делать пейзажные снимки и автопортреты. Доктор Линде с огромным интересом наблюдал, как пациент фотографирует сам себя, словно смотрит на себя со стороны. Дружба между врачом-психиатром и пациентом-художником, вошла не только в историю изобразительного искусства, но и в историю психиатрии. С этой дружбы началась история арт-терапии – исцеления искусством. Всего он провёл там более полугода. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора.

    Возвращение.

     С 1909г и до конца жизни Эдвард Мунк поселяется в Норвегии. Сначала  он жил в Крагерё, - городок на юго-восточном побережье Норвегии. Там он написал несколько зимних пейзажей, и получил возможность заниматься росписью актового зала ("Аула") столичного университета. В Крагерё он создал художественную студию, где несколько лет работал над дизайном для Аулы. После некоторых колебаний и противоречий, проект Мунка был принят и осуществлен в 1916г.

    В 1916г Мунк покупает собственность  Экели, в пригороде Кристиании. Ландшафт, люди в гармонии с природой, жизнь  в деревне - вот мотивы, которые  теперь изображает Мунк, использую  четкие и яркие краски. В Экели  художник жил изолировано, независимо от кого-либо, окруженный лишь своими картинами. Из-под его кисти выходило много картин, значительная часть которых экспонировалась на международных выставках.

    Перед смертью, Мунк завещал свою обширную коллекцию картин, биографических и литературных заметок столице Норвегии. Мунк   скончался во время немецкой оккупации Норвегии, 23 января 1944 года. Впоследствии, созданный в 1963г Музей Мунка, вместил в себя уникальную коллекцию картин и других материалов, отображающих различные периоды творчества знаменитого норвежца. В Национальной Галерее в Осло можно также увидеть изящные полотна, преимущественно ранних лет художника. Также много картин находится в Бергене.

    В честь Мунка назван кратер на Меркурии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

  1. Статья  «Гениальный хаос в голове» Людмила  Григорьева, журнал «Техника молодежи» 2006 № 10
  2. Новый венский журнал  [Электронный ресурс]/ http://www.russianvienna.com/NVM/nvm5_200911_ausstellung.htm
  3. «Сто великих художников» [Электронный ресурс]/ http://bibliotekar.ru/100hudozh/85.htm
  4. Музейные головоломки [Электронный ресурс]/ http://www.muzeinie-golovolomki.ru/biography/b_edward%20munch.php
  5. Сайт Эдварда Мунка [Электронный ресурс]/ http://edvard-munch.info/biography.html
  6. Коллаж о коллаже [Электронный ресурс]/ http://www.coll.spb.ru/public/163.php
  7. Биографии. История жизни великих людей [Электронный ресурс]/ http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=881
  8. Рассказы о шедеврах живописи [Электронный ресурс]/ http://nearyou.ru/100kartin/100karrt_73.html
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение. Картины Эдварда Мунка. 

     

        Картина “Девушки на мосту” – не самый типичный Мунк, в ней мало трагизма и она отличается относительно радужным колоритом. Но женские фигуры для художника – это почти всегда бесплотные хрупкие тени, которые размещены между жизнью и смертью. Такими были и многие лирические героини личных друзей Мунка - драматурга Г.Ибсена и прозаика А.Стриндберга.  
 
 
 

Тяжелые воспоминания легли в основу одной из ранних работ — «Больная девочка» (1885—1886 гг.). Среди струящихся мазков — синих, бледно-жёлтых, серовато-коричневых — теряет определённость лицо полулежащей в кресле девочки-подростка, а страдальческое выражение лица сидящей возле неё матери смягчается. Кресло, другие предметы мебели, стена также написаны длинными тонкими мазками, лишающими вещи чётких очертаний и напоминающими потоки дождя на оконном стекле. В картине почти нет тёмных тонов (сказалось знакомство мастера с цветовой манерой импрессионистов), и это придаёт трагическому сюжету оттенок духовной просветлённости, озарения через страдание. Художник писал: «Работа над картиной "Больная девочка" открыла мне новые пути, и в моем искусстве произошел выдающийся прорыв. Большинство моих поздних произведений обязано своим происхождением этой картине».

       "Крик" часто рассматривается, как первый опыт Мунка в качестве художника экспрессиониста. Эта картина дает отличное представление о типичном творчестве Мунка. Выражение лица во многом зависит от динамики красок. Пейзаж, и в особенности фигура на переднем плане, намеренно искажены и переданы при помощи красок не характерных для реальной жизни. Исходящая из внутреннего ада художника, картина олицетворяет собой тревогу и Апокалипсис. На картине крик передан не только напряжённой яркостью красок, ложащихся широкими извивающимися полосами, но и образом главного героя. Маленький невзрачный человек кричит, зажав голову руками, и в крике сотрясается всё его тело. Спутники героя удаляются, даже не оборачиваясь; их фигуры растворяются в предзакатных лучах солнца, оставляя после себя атмосферу ледяного равнодушия. 

Польский  критик Ст. Пшибышевский писал о  картине: "Крик"! Невозможно даже дать представление об этой картине, - все ее неслыханное могущество в колорите. Небо взбесилось от крика  бедного сына Евы. Каждое страдание - это бездна затхлой крови, каждый протяженный вой страдания - клубы полос, неровных, грубо перемещенных, словно кипящие атомы рождающихся миров... И небо кричит, - вся природа сосредоточилась в страшном урагане крика, а впереди, на помосте, стоит человек и кричит, сжимая обеими руками голову, ибо от таких криков лопаются жилы и седеют волосы". 
 
 
 
 

 

«Танец жизни» (1900 г.). Озарённые мягким светом северной белой ночи, кружатся в танце пары. В вихре движений контуры персонажей растворяются, а лица становятся похожими на причудливые маски. Чётко показаны только две фигуры по краям композиции — молодая девушка в белом платье и одетая в чёрное женщина средних лет; её лицо выражает крайнее утомление. Надежды юности сменяются одиночеством, страданием и старостью — таково основное содержание полотна, переданное удивительно лаконично, даже сурово. 

        Мадонна Мунка — обнажённая красавица с длинными развевающимися волосами, окружённая вибрирующим пространством, сотканным из мелких жёлто-красных мазков. Гибкая и чувственная линия силуэта, напоминающая образ Венеры итальянского живописца эпохи Возрождения Сандро Боттичелли, контрастирует с лицом — нервным, несколько вульгарным, с глазами, полными злости. Образ, который при первом знакомстве покоряет обаянием и живописной изысканностью, постепенно начинает вызывать раздражение, одновременно притягивая и отталкивая.

     В 1890 году Эдвард написал «Поцелуй» - мужская и женская фигуры без лиц, слившиеся в поцелуе. Любовников как будто скрывает мгла. Это не конкретная пара, а целующиеся люди вообще, одни из тысяч, кто соединяет будущие поколения с прошлыми. Позже он многократно обращался к этой теме, как в живописи, так и в графике.

    Работа  приглушала эмоциональное одиночество, чувство заброшенности, бессилия, вызванного отсутствием женщины. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище».  
 
 
 
 
 
 

О своем творчестве он писал:

    «Писать для меня - это  болезнь и опьянение. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, и опьянение, в котором хочу пребывать».

    «Я  рисую не то, что  вижу, но то, что увидел».

    «Болезнь, безумие и смерть — чёрные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь» — эта  запись в дневнике Мунка прекрасно передаёт атмосферу большинства его произведений.

Информация о работе Проблема гениальности. Эдвард Мунк