Проблема гениальности. Эдвард Мунк

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:23, реферат

Описание работы

На рубеже ХIX – XX вв. историки культуры, литературоведы, философы и психологи изучали творческую активность и гениальность в сравнении с безумием. Ш. Рише (“Генимальность и помешательство” 1893) кропотливо изучал факты сходства гения и помешанного и в итоге пришел к выводу, что гениальность всё-таки не является помешательством, а “наследственные гениальные способности составляют редкое исключение”.

Содержание

Введение. Проблема гениальности 3
Жизнь и творчество Эдварда Мунка 5
Список использованных источников 11
Приложение. Картины Эдварда Мунка

Работа содержит 1 файл

Проблема гениальности. Эдвард Мунк.doc

— 1.37 Мб (Скачать)

Учреждение  образования Гомельский Государственный  Университет

имени Франциска  Скорины 

Реферат по предмету «Психология и основы педагогики» 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 1 курса, группы ФК-11

                                                                                Левшунова Мария

                       Проверила: Маркевич О.В. 
           
           
           
           

Гомель 2009

Содержание: 
 

Введение. Проблема гениальности 3
Жизнь и творчество Эдварда Мунка 5
Список  использованных источников 11
Приложение. Картины Эдварда Мунка 12
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

            “Гений  – это человек, который может  сделать больше, лучше  и иначе, чем его  современники. Это, следовательно, существо анормальное, исключение... А между  тем природа не любит исключений. Она стремится  искоренить их”.

            Ш. Рише 

    На  рубеже ХIX – XX вв. историки культуры, литературоведы, философы и психологи изучали творческую активность и гениальность в сравнении с безумием. Ш. Рише (“Генимальность и помешательство” 1893) кропотливо изучал факты сходства гения и помешанного и в итоге пришел к выводу, что гениальность всё-таки не является помешательством, а “наследственные гениальные способности составляют редкое исключение”.

    Что же роднит гениев между собой? “Все они отличаются от окружающей их среды. В них зарождаются идеи, которых не было, да и не могло быть в людях, живущих рядом с ними. Они инициаторы, они оригиналы. Оригинальность ...  еть истинный и единственный признак гениев. Они видят больше, лучше и, главное, иначе, чем обыкновенные люди”. Ш. Рише

    Ш. Рише пришел к выводу, что не бывает гения “без новизны”, без индивидуальности личности, неадаптивности, внезапности и бессознательности (“Это не я думаю, а мои мысли думают за меня”, - признавался А.Ламартин)  творчества.

    “Терпение создавало почтенные  и постредственные  вещи и никогда ничего больше, гений же непосредственен и безграничен, чем бы он ни занимался. В уме гениального человека есть что-то неподдающееся измерению, необычайное”. Ш. Рише

    В основе дифференциации людей могут  быть положены две “психологические силы”: созидательная – проявляющаяся в смелых и неожиданных ассоциациях, и критическая – умеряющая и исправляющая ассоциации. Эти силы по-разному распределены среди людей. Так, у “безумцев” господствует первая, но нет второй; есть импульс к действию, но отсутствует способность задерживания. Зато у “обывателей” критическая сила, преобладая, сдерживает их творческие способности. У гениев же, колеблясь в различных соотношениях, эти силы взаимодействуют между собой.

    “Ученый имеет право обладать соображениями, доходящими почти до сумасшествия, если умеет умерять его при помощи обширных познаний и проницательного строгого и неумолимого критического ума”. Ш. Рише

    Но  нельзя было не заметить, что и у  гения, и у помешанного есть общая  черта – неадаптивность, которая  вызывает осуждение и насмешки непонимающего общества. Бросающееся в глаза отличие заключается лишь в том, что гений плодовит, а умалишенный бесплоден. Большинство людей не проникают в глубь вещей, понимают явления поверхностно, они адаптивны, подвержены внешним влияниям и моде. Гении же соединяют в себе обе силы – “живое бодрое воображение” и “критическое чутьё”.

    “Великие изобретения и бред сумасшедшего имеют одну общую черту: и то и другое стоит вне нашего обычного  понимания” Дж. Селли

    Внутрення связь понятий гения и безумца чувствовалась ещё в древности. Общим была “сравнительная редкость и отличие от огромного большинства людей”. И гений, и безумец выходят за рамки адаптивной модели общества, преодолевая наложенные официальной культурой барьеры. Однако “в глазах древних гений не терпел ущерба от сопоставлений его с помешанным”, и к тем, и к другим относились почтительно: “полагали, что безумный также вдохновлен божеством”. Позднее картина переменилась. В период средневековой культуры идея “вдохновления божеством” уступила место идее “одержания бесом”. А в Эпоху Возрождения понятие гения было поставлено на вершину эволюции, т.к. общество стремилось к исследованиям, новым идеям и возлагало большие надежды на гениев. Но всё равно многие люди не понимают гениев и отождествляют их с безумцами, умалишенными, только потому, что: 

    “Обыкновенный человек согласно своему воспитанию привык подавлять особенные  склонности, идущие вразрез с общепринятыми  понятиями и условными  обычаями. Но гениальный человек слишком  занят своими внутренними процессами, своей фантазией, своей работой, чтобы обращать внимание на внешние мелочи. Он предстает перед нами таким, каков он есть в действительности, что средний человек обыкновенно не делает, а потому возможные странности и особенные склонности у того скорее и более замечаются, чем у последнего” 
 
 
 
 

Жизнь и творчество Эдварда  Мунка. 

                «Я не могу представить  ничего более превратного  и ненаучного, как  выдумать нормального  человека и считать  болезненным всё  то, что уклоняется  от нормы. Мы  видели, что все явления несомненных умственных расстройств создаются теми же психическими элементами, которые лежат в основе здоровой умственной деятельности, и что духовная жизнь великих людей, называемых гениями, также есть не что иное, как более интенсивное течение психических процессов обыкновенного человека» В. Гирш 
               

    Норвежец  Эдвард Мунк, по праву считается  пионером экспрессионизма в области  живописи. В Европе еще в молодости, Мунк был признан создателем новой  эпохи. Его живопись становится известной  в 1890-х гг, но и последние работы норвежца постоянно привлекают огромное внимание, вдохновляя начинающих художников.  

     Сам художник был молчаливый и нелюдимый, мрачный и подозрительный, мягкий и обидчивый, сомневающийся и  бескомпромиссный, - трудно сходился с людьми. И хотя у него было достаточно много друзей, предпочитал одиночество и одновременно все-таки стремился быть среди них. Его картины полны странных и мистических образов, но живут они по законам реального мира, словно являются естественной его частью. Некоторые работы Мунка больше похожи на ночные кошмары, на некоторых запечатлены лишь виды природы. На самом деле именно природа всегда и была единственным предметом его творчества. Он вдохновлялся природой разных стран и отражал ее во всех ракурсах. На его картинах рождение новой жизни всегда имеет трагический оттенок, смерть же напротив, оборачивается рождением. Мастер прежде всего стремился передать через живопись своё внутреннее состояние — болезненную напряжённость, постоянный страх перед смертью, приводившие его к тяжёлым приступам депрессии. Пытаясь наполнить картины глубоким философским смыслом, Мунк нередко обращался к женским образам. Отношение к женщине — самая сложная и мучительная сторона личной и творческой жизни мастера. Он смотрел на женщину как на источник высшей земной красоты, которая в то же время несёт в мир грех, зло и разрушение.

    Эдвард  Мунк родился 12 декабря 1863 года в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло). Его  отец, Кристиан Мунк - брат известного историка П. А. Мунка - служил военным врачом, зарабатывая небольшие деньги и был очень религиозным человеком. Его жена, которая была моложе своего мужа на 20 лет, умерла от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет.

    Юноша не сразу решил стать художником и вначале поступил в Высшую политехническую  школу. Тяга к живописи взяла верх и Мунк начал учиться у крупнейших норвежских живописцев того времени  – Кристиана Крога и Фрица  Таулова. В то время пейзаж был  одним из самых распространенных жанров в искусстве Норвегии, но пейзажистом в чистом виде Мунк не стал. Художник стал проявлять интерес к аномальным явлениям, оккультным наукам и жизни души (важным толчком к этому были тяжелые семейные обстоятельства - картины «Больной ребенок» (см. Приложение 1) и «Комната умирающего»).  С тех пор тема смерти не раз возникала в его творчестве и жизненный путь художника с первых же шагов заявлял себя как жизненная драма. В 1885г Эдвард Мунк уехал учиться в Париж. В том же году он написал картину "Больной ребенок", которая явилась его первым серьезным творческим прорывом. Эта работа порывала прежнюю связь Мунка с реализмом, и традициями Кристиана Крога. Картина была написана художником о своей сестре. Перед ее написанием, Мунк долго искал мотив для первого впечатления, способного выразить личный болезненный опыт. Критика, последовавшая вслед за публичным представлением картины, носила ярко негативный оттенок.

    В 1889г он написал портрет лидера столичной богемы, Ханса Ёгера. Изображение Мунком Егера, радикального анархиста, послужило поворотной точкой в жизни норвежского экспрессиониста, и в источнике его внутреннего вдохновения. В то время он начинает работать над большим проектом, который он продолжал в течение всей жизни. Целью Мунка, было представить правдивую жизнь человека с ее тоской и агонией - он хотел изобразить его собственную жизнь. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Портреты художника – исследование человеческой души. Как правило, Мунк создавал портреты тех, с кем находился в дружеских или реже – в деловых отношениях. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа».

    Осенью 1889г Эдвард Мунк представил свою выставку в Кристиании, за что вскоре был  награжден государственным грантом. Естественно, он отправляется в Париж. Пребывая во Франции, Мунк учился некоторое  время у Л. Бонната, однако куда большее вдохновение он почерпнул из художественной жизни города. То время, в искусстве, было временем постимпрессионизма. Все это раскрепощающе повлияло на Эдварда Мунка. "Камера не может соревноваться с кистью и полотном", писал он "покуда их можно использовать на небесах и в аду". Осенью первого года жизни во Франции, пришло известие о смерти отца Мунка. В результате картину "Ночь", символизирующую одиночество и меланхолию, можно рассматривать как ответное состояние художника на постигшее его несчастье.

    Слава.

    Самым плодотворным из творческих периодов Мунка принято считать берлинский период. Примерно в 1892 году в  Берлине  возник кружок писателей и художников, которые интересовались аномальными  явлениями – спиритизмом, телепортацией, переселением душ. Члены кружка собирались в литературном кафе “Черный поросенок”. В группировку входили поэт Рихард Демель и критик Юлиус Мейер-Грефе, который в годы Первой мировой войны был взят в плен русской армией. Любовь и смерть, тайны женской души, связь человека с природой – вот что волновало членов этого необычного кружка. Одним из духовных лидеров кружка был польский символист Станислав Пшибышевский. Он очень интересовался мистикой и оккультизмом. Но не внешняя атрибутика столоверчения и разговоров с духами  привлекала членов клуба. Они  детально изучали современную психологию и философию, стремясь проникнуть в тайны души и секреты творчества. “Музой” кружка была красавица Дагния Гюэль, которая впоследствии вышла замуж за Пшибышевского и уехала с ним в Польшу. Именно ее черты узнаются в картине Мунка – “Мадонна” (см. Приложение 1). Впоследствии Пшибышевский написал увлекательный роман о художественной среде символистов, где в качестве одного из персонажей был выведен Мунк. Роман назывался “Хомо сапиенс”. Творчество представлено в романе как мучительный кошмар, а художник – как отрешенный от жизни человек. Эта книга получила широчайшее распространение в среде русской интеллигенции, о ней спорили до хрипоты и зачитывали ее до дыр. Книга стала настоящим литературным памятником. А берлинский период стал одним из самых плодотворных в жизни Мунка.

    Мунк  представляет выставку своих картин, куда были включены плоды его пребывания во Франции в Берлине. Выставка обернулась скандальным успехом. Респектабельная  публика и мастера классической художественной школы, посчитали Мунка анархистом. Работа выставки была прекращена. Эти события принесли славу норвежскому художнику, а потому он решает остаться в Германии. Он вступает в общество литераторов, артистов и интеллектуалов, в котором было много представителей Скандинавии. Среди них были: норвежский скульптор Густав Вигеланд, датский писатель Хольгер Дракман, польский поэт Станислав Пржебежевски, германский историк Юлиус Мейер-Графе. Наиболее значимыми для Мунка, были встречи со шведским драматистом Аугюстом Стриндбергом. Они обсуждали философию Ницше, оккультизм, психологию, сексуальность человека. 

    Картина «Крик»

    Картина “Крик” (см. Приложение 1), написанная в 1893 году, стала одним из художественных символов рубежа веков. Изображение человека с искаженным от ужаса лицом стало не просто олицетворением страха, но и своеобразным знаком эпохи. Принято считать, что именно в этом полотне проявилось гениальное пророчество художника: гримаса ужаса говорила о том, что человечеству грозят суровые испытания. Именно так и произошло: двадцатый век обернулся тяжелейшим периодом в истории человечества. Революции, колониальные войны, Хиросима и Вьетнам и, наконец, две кровопролитные мировые войны – все эти тяжелейшие испытания словно были предсказаны в картинах символистов, в которых столько бурь и гроз, мрачных туч и призраков. Одним из таких призраков и стал персонаж картины “Крик”.

Информация о работе Проблема гениальности. Эдвард Мунк