Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:01, реферат
В наибольшей степи, проблемы общения разрабатываются в психологии. Эта наука способна раскрыть внутренние механизмы и законы, которые управляют общением, выяснить формирование потребностей в общении и способов их удовлетворения, вскрыть психологические условия, способствующие или препятствующие эффективному общению людей в различных ситуациях.
В настоящее время в отечественной науке и в за рубежной накоплен значительный материал по психологии общения. В данной работе будет рассматриваться только малая часть этого огромного вопроса: «Проблема генезиса потребности ребенка в общении. Механизм возникновения и развития новых форм общения». Мало изучен процесс развития общения, но данный вопрос очень важен для понимания социального поведения людей.
Ведение. 3
1. Общение. 4
2. Потребность ребенка в общении. 5
3. Проблема генезиса потребности ребенка в общении. 6
4. Механизм возникновения и развития новых форм общения. 7
Заключение. 11
Список литературы. 12
«Проблема
генезиса потребности ребенка в
общении. Механизм возникновения и
развития новых форм общения»
Ведение.
В наибольшей степи, проблемы общения разрабатываются в психологии. Эта наука способна раскрыть внутренние механизмы и законы, которые управляют общением, выяснить формирование потребностей в общении и способов их удовлетворения, вскрыть психологические условия, способствующие или препятствующие эффективному общению людей в различных ситуациях.
В
настоящее время в
Развитие общения неразрывно связано с социальным и психическим развитием ребенка. Проблема„общение и развитие" все более и более привлекает внимание исследователей. В советской психологии психическое развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения им общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями людей (Выготский, Запорожец, Леонтьев, Эльконин). Усвоить этот опыт маленькие дети могут только в ходе взаимодействия с окружающими взрослыми людьми - живыми носителями этого опыта, общение со взрослыми поэтому является важнейшим условием психического развития ребенка.
Общение – взаимно направленная активность двух или более участников деятельности, каждый из которых выступает как субъект, как индивид. Как только внимание человека переключается на другой объект, общение сменяется иной деятельностью и возобновляется лишь после того, как человек снова обращается к своему партнеру. Еще одна особенность общения - объект деятельности. Общение всегда направлено на индивидуальность другого человека.
Ограничительный признак общения -требование взаимной, обоюдной, специфической активности участников коммуникативной деятельности, в результате которой каждый из них попеременно становится то субъектом, то объектом деятельности общения, а воздействие каждого предполагает ответное действие другого и внутренне на него рассчитано.
Итак, мы предлагаем свое понятие общения как определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата. С психологической точки зрения общение представляет собой особый вид деятельности, характеризующийся, прежде всего своей направленностью на другого участника взаимодействия как на субъекта.
Общение
имеет также и все остальные
структурные признаки деятельности.
При их анализе мы исходили из психологической
концепции деятельности, разработанной
А. Н. Леонтьевым. Необходимо определить
лежащую в основе деятельности потребность.
Проблему потребностей можно с полным основанием отнести к числу наиболее трудных проблем психологической науки, она еще ждет своего теоретического решения - и в общем виде, и в форме более частного вопроса - о потребности в общении. В этом направлении работали Обуховский, Леонтьев, Симонов. Потребности и опредмечивающие их мотивы составляют главную характеристику уровня развития деятельности, а их возникновение служит основой для суждения о том, конструировалась ли вообще данная деятельность у индивида.[3, 39c]
Задача
налаживания отношений и
Если познание и оценка других людей являются результатом и продуктом общения, можно предположить, что они и побуждают эту деятельность, составляя важную часть потребности в общении, хотя и не исчерпывая ее целиком. Из этого тезиса следует, что мотивы общения должны «опредмечиваться» в тех качествах самого индивида и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих.[3, 47c]
Таким образом, если нужда ребенка во взрослом составляет необходимое условие для появления у детей потребности в общении, то опережающая инициатива взрослого, обращающегося к младенцу как к субъекту и активно лепящего его новое поведение, составляет решающее условие в этом процессе, а в совокупности оба они достаточны для того, чтобы у ребенка появилась коммуникативная деятельность. Следовательно, ребенка втягивает в общение взрослый, а позднее, в процессе самой этой деятельности, у детей постепенно рождается новая потребность в общении, отличная от тех исходных нужд, которые были у ребенка до первых контактов с окружающими людьми.
Вместе с тем возможности ребенка в каждом возрасте имеют границы, и если взрослый не учитывает их и забегает слишком далеко вперед, то его действия не находят у детей адекватного отклика.[3, 53c]
Таким образом, можно думать, что при становлении общения ребенок вначале усваивает коммуникативные средства или операции. Затем последние наполняются внутренним содержанием, и на их основе рождается действие - полноценный коммуникативный акт.
Здесь рассматриваются характеристики развития общения детей с окружающими людьми как смены нескольких особых форм общения. Наиболее тщательно Лисина М.И. рассматривала этот процесс в сфере общения ребенка с взрослыми.
Изменения отдельных аспектов, характеризующих развитие разных структурных компонентов общения - потребностей, мотивов, операций и пр., в совокупности порождают интегральные, целостные образования, представляющие собой уровни развития коммуникативной деятельности. Эти качественно специфические образования, являющиеся этапами онтогенеза общения, были названы нами "формами общения" [7, 115с.].
Форма общения – коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, взятую в целостной совокупности черт и характеризуемую по нескольким параметрам. Основные 5 параметров характеризующих формы общения: 1) время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства; 2) место, занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности ребенка; 3) основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме общения; 4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе развития к общению с окружающими людьми; 5) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляются коммуникации ребенка с людьми.
Количество выделяемых форм, их названия и другие особенности постоянно уточняются и модифицируются. Но и в своем нынешнем виде схема форм общения приносит определенную пользу при описании развития коммуникативной деятельности детей.
Основные формы общения ребенка со взрослым. Любой ребенок перед тем как начать общение со своими сверстниками, вступает в общение со взрослым. Именно это общение и становится отправной точкой в приобретении ребенком навыков общения.
В
зависимости от того, что мотивирует
ребенка к общению можно
Ситуативно-личностная форма общения детей со взрослыми приходится на первое полугодие жизни. Несмотря на то, что ребенок еще не может быть инициатором общения, однако он способен улавливать эмоционально-окрашенную речь взрослых. Именно поэтому внимание и забота взрослых вызывают у детей радостные переживания, а агрессивность и злость - отрицательные эмоции и чувство страха. Всем известно, что положительные эмоции повышают жизненный тонус ребёнка, а отрицательные снижают его.
Главной особенностью cитуативно-деловой формы общения детей со взрослыми (от 6 месяцев до 2-х лет) есть то, что ребенок общается со взрослым путем практического взаимодействия. Здесь речь не идет о простой помощи. Дети нуждаются в соучастии взрослого.
Внеситуативно-
Внеситуативно - личностная форма общения детей со взрослыми формируется в возрасте 6 - 7 лет. Именно она является самой высшей точкой в общении ребенка со взрослым, так как мотивом общения выступает не предметный мир, но мир людей [6].
Механизм смены форм общения. Описание генетических форм общения детей с взрослыми, последовательное появление которых составляет развитие коммуникативной деятельности, было бы неполным без указания на механизмы, обеспечивающие поступательный ход развития.
Анализ развития механизмов общения и причин, обусловливающих переход детей от одной формы общения с окружающими взрослыми к другой, привел к выводу, что до поры до времени сложившаяся на определенном этапе детского развития форма общения соответствует его содержанию, которое зависит от общего развития ребенка и его взаимоотношений с окружающими людьми. В течение определенного времени эта форма общения обеспечивает возможности обогащения его содержания, а следовательно, и. общего психического развития ребенка. Однако наступает момент, когда содержание общения как бы перерастает свои прежние формы и приходит в противоречие с ними. Тогда старая форма общения оттесняется на второй план, а её место занимает новая, более совершенная форма.
Таким образом, происходит
Заключение.
Общения как определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата.
Если познание и оценка других людей являются результатом и продуктом общения, можно предположить, что они и побуждают эту деятельность, составляя важную часть потребности в общении, хотя и не исчерпывая ее целиком.
Нужда ребенка во взрослом составляет необходимое условие для появления у детей потребности в общении. Ребенка втягивает в общение взрослый, а позднее, в процессе самой этой деятельности, у детей постепенно рождается новая потребность в общении, отличная от тех исходных нужд, которые были у ребенка до первых контактов с окружающими людьми.