Проблема формирования семьи в студенческие годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие социально экономических и психологических проблем возникающих в студенческих семьях.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть студенческую семью с социально-демографических позиций;
2) Изучить социально-экономическое положение студенческих семей в Российской Федерации;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Специфика студенческой семьи…………………………………
1.1. Понятие и общая характеристика студенческой семьи……
1.2. Функции студенческой семьи………………………………….
Глава 2.Проблемы студенческой семьи…………………………………...
2.1. Материально – экономическая проблема…………………….
2.2. Социально – психологическая проблема……………………
2.3. Возможные решения проблем студенческих семей…………
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 49.44 Кб (Скачать)

    Педагоги, врачи, социологи уже давно бьют тревогу по поводу инфантильности детей, выросших в малодетных семьях, ухудшения здоровья женщин, ограничивающихся рождением одного ребенка. Наконец, наличие в семье одного или двоих детей не может обеспечить даже простого воспроизводства населения, а это ведет в будущем к серьезным демографическим проблемам. Известно, что для расширенного воспроизводства необходимо иметь в каждой семье не менее троих детей.

    В условиях высокого контроля семьи за рождаемостью и отсутствия материального интереса в рождении большого числа детей важное значение приобретают происходящие сейчас изменения в социальной  сфере, необеспеченность  жильем, что, безусловно, приводит к сдвигам в общественном сознании, в частности к изменению взглядов на число детей в семье.

    Сложные проблемы возникают в молодых  семьях, особенно в студенческих, в  которых имеются дети дошкольного  возраста.

    Важнейшая функция семьи — эмоционально-психологическая. По своему содержанию она весьма разнообразна: непосредственное общение супругов и детей, взаимопомощь, поддержка и опека, интимная жизнь супругов — все это создает нравственный и психологический климат в семье, от которого зависит многое, и, прежде всего, удовлетворенность браком, семейной жизнью.

    Семьи, в  которых наблюдается духовная близость, психологическая совместимость  и взаимоподдержка, отличаются высоким  уровнем стабильности. Исследователи семьи единодушны во мнении: сходство во взглядах, духовная и сексуальная гармония обеспечивают прочность семьи, хотя очевидно, что и здесь не обходится без проблем.

    Важнейшей закономерностью развития брачно-семейных отношений в современных условиях является всевозрастающее    перемещение   центра   тяжести   из области  имущественно - хозяйственных интересов в область нравственно-психологическую, эмоциональную. Поэтому многие проблемы  семьи,  особенно  ее стабильность и повышение рождаемости, могут быть решены не только за счет экономических мер, но и путем эмоционального воздействия.

    Хозяйственно-бытовая  функция семьи тесно смыкается с функцией организации досуга (проведение отпуска, поездки за город, встречи с друзьями и родственниками, посещение театров, музеев, концертных залов, кино и т.д.)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.Проблемы студенческой семьи

 

2.1.  Материально –  экономическая проблема

   Студенческая  семья по определению состоит  из молодых людей, которые не заняли ещё своё место в мире и, соответственно, ещё недостаточно утвердили свой социальный и материальный статус. Крайне низкий уровень стипендии, возможность  только неполной занятости на работе составляют серьёзное препятствие  для начала стабильной семейной жизни. Среднедушевые доходы молодых семей  в 1,5 раза ниже, чем в среднем по стране, а 60% студенческих семей живут  за чертой бедности, среди которых 34% с трудом сводят концы с концами, что делает невозможной выполнение ими в полной мере репродуктивной и других социальных функций3.

   Объективно  повышенные финансовые потребности  молодой семьи обусловлены необходимостью осуществления процесса семейной жизни: приобретение жилья, организация быта, забота о детях, дополнительные досуговые  затраты.

   Одним из главных вопросов, с которыми сталкиваются вступающие в брак студенты, является жилищный вопрос. Вариантами решения этой проблемы может быть проживание :

  • в отдельной собственной квартире
  • совместно с родителями
  • на частной съемной квартире
  • в комнате коммунальной квартиры
  • в общежитии

     Почти все студенческие семьи испытывают трудности с приобретением собственного жилья и, соответственно, с конструированием себя как отдельной семьи. Стандартное  городское жилище обеспечивает минимальные  удобства лишь одной семье. Поэтому  совместное проживание молодой семьи  с родителями в малогабаритной квартире или в комнате коммунальной квартиры приводит к ухудшению бытовых  условий, скученности, росту конфликтности, что не способствует прочности семейных отношений. Проживание в съемной квартире обеспечивает ситуацию самостоятельности, но создает  студенческой семье дополнительную, непосильную порой, финансовую нагрузку. Жилищную проблему семейных студентов в определенной мере позволяют решать студенческие общежития, которые, пожалуй, являются самым выгодным, с финансовой точки зрения,  условием проживания. Но предоставление комнаты в общежитии молодой семье напрямую зависит от материального обеспечения и внутренней политики того или иного высшего учебного заведения, и зачастую не оставляет семейным студентов такой возможности.

     Отмечается, что с появлением ребенка супруги  меньше времени уделяют друг другу, у большинства семей нет времени  для частых встреч и общения с  друзьями.

2.2.  Социально – психологическая  проблема

     В первые годы брака проходит процесс  адаптации супругов друг к другу, причем противоречия или неадекватный ход процесса могут привести семью  к распаду, столь частому в  первые 5 лет супружества. Каждая только что  созданная семья подвергается серьёзным испытаниям и часто  не выдерживает нагрузок. В студенческих семьях, как правило, психологически сложно происходит распределение семейных обязанностей и ролей. В период брачной адаптации формируются общие представления супругов о браке и семье. Конфликт в молодой семье происходит именно из-за наличия у молодых супругов представлений о семейной жизни, в чем-то противоречащих друг другу. Под супружеским конфликтом в широком смысле мы понимаем столкновение между супругами, вызванное противоречием установок, целей, взглядов, идеалов, представлений и т.д. по отношению к конкретному предмету или ситуации.

     Каждому из супругов-студентов приходится приспосабливаться  к состоянию, которое по сравнению  с добрачной независимостью и  свободой кажется тяжёлой необходимостью. Низкий уровень подготовленности молодых  людей к будущей семейной жизни  не позволяет им справиться со своими внутренними противоречиями, возникающими на почве неравномерного распределения  семейных обязанностей, при  условии  их социального равенства. С.В. Ковалев выделяет совместимость супругов как одно из основных условий стабильности брака, понимая под этим понятием «способность членов группы согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных областях и видах совместной деятельности».4 По данным специалистов в большинстве студенческих семей конфликты бывают нечасто и имеют конструктивный характер, что отмечают 85% супругов-студентов. Особенностью отношений в студенческой семье является обеспокоенность обоих супругов (68% мужей и 76% жен) появлением конфликтов, независимо от их характера и частоты. Еще одной характерной чертой студенческого брака является разнообразное содержание конфликтов. Они связаны как с основными сторонами жизнедеятельности семьи, так и самым широким спектром проблем, решаемых супругами в период адаптации. Это свидетельствует об активности адаптационных процессов. Если в зрелой семье сфера конфликтов ограничена и причины ссор достаточно однообразны, то в молодой семье поводом для столкновений становится буквально все.

     Ещё одним характерным явлением в  жизни современной студенческой семьи, усиливающим её нестабильность, можно назвать все увеличивающуюся  долю межнациональных браков. В таких  семьях к сложностям общего психологического плана добавляются различия в  национально-психологических установках.

На конфликт в студенческой семье существенным образом влияет также неудовлетворенность  супругов проведением досуга, который  имеет ценность в молодежной среде. Создание семьи предполагает возникновение  новых обязанностей, а значит, уменьшение свободного времени. Содержание досуга также становится другим.

     На  конфликты влияет и степень единства взглядов, установок супругов на то, как она должна быть организована. Следует также отметить, что, как  правило, жены-студентки считают  взаимную любовь в браке обязательной. Мужья-студенты не отличаются таким  единодушием. Неорганизованность семейной жизни, разобщенность супругов сказываются  и на результатах учебы. В условиях психологического дискомфорта очень  сложно достичь необходимого качества профессиональной подготовки.

     В такие моменты важно оказать  молодым помощь в  формировании столь  дефицитных в современном браке  уважения к особенностям характера  друг друга, умения понимать и прощать  человека, который волею судьбы стал спутником жизни.

      Обострение  проблем на начальной стадии развития семьи происходит в силу несформированности адаптационных механизмов членов молодой  семьи, отсутствия корректной передачи опыта предыдущих поколений, отсутствие системы подготовки молодежи к семейной жизни, недостаточности количества и качества, оказываемых молодым семьям социально-педагогических и психологических услуг, материальной поддержки со стороны общества и государства.

 

2.3. Возможные решения  проблем студенческих  семей

      Вопросы правового обеспечения комплексной  поддержки молодой семьи в  России весьма актуальны, особенно вопросы, касающиеся правового обеспечения организационно-управленческой деятельности в области социального обслуживания семьи и детей.

     В ст. 7 Конституции Российской Федерации  заложены основы правовой базы социального  государства и обязательства  государственной поддержки граждан. В дальнейшем государственно-правовое обеспечение социальной работы в России развивается в федеральных законах и подзаконных актах.

     Государственная семейная политика представляет собой  целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.5

     Объектом  государственной семейной политики является семья. Реализация государственной  семейной политики по отношению к молодой семье имеет свои особенности, которые определяются ее спецификой по сравнению со стабильной семьей.

     Государство проводит целенаправленную семейную политику в отношении молодых семей, законодательно предоставляя им самостоятельный социальный статус и обеспечивая соблюдение прав семьи в социальной жизни  общества. Молодая семья при этом рассматривается не как средство воспроизводства рабочей силы, а  как институт воспроизводства и  воспитания жизнеспособной личности, формирования гармонично развитого человека.

     Государственная политика в отношении молодой  семьи не сводится только к материальной поддержке и помощи в выполнении ее функций, а направлена на создание условий для активного инновационного участия семейного союза в  жизни российского общества.

     Сегодня нет целостного закона, посвященного исключительно молодой семье, поэтому возникает необходимость находить соответствующие положения во всем законодательстве.

  Одна  из главных проблем, с которыми сталкивается семья в период становления, - это  приобретение или получение собственного жилья.

  В соответствии с российским законодательством существует пять форм поддержки государством молодой семьи в решении жилищной проблемы:

  1. Льготное долгосрочное кредитование. Это предоставление финансовых средств на возвратной основе. Молодая семья вправе получить средства на приобретение или строительство квартиры или дома под незначительные проценты (8-10%) и на длительный срок (от 10 до 15 лет).
  2. Выделение материалов для индивидуального строительства жилья. Данная форма поддержки направлена на развитие индивидуального строительства в сельской местности. В соответствии с ней администрации муниципальных образований области могут бесплатно предоставить молодой семье часть необходимых материалов для строительства дома, земельный участок для строительства или безвозмездно осуществить подведение воды, газа, электричества и т.д.
  3. Предоставление жилья с рассрочкой оплаты его стоимости. У этой формы поддержки много общего с долгосрочным кредитованием, только в качестве кредита выступает сама квартира. Молодая семья выплачивает ее стоимость по частям в течение 10-15 лет.
  4. Предоставление жилья по договорам социального найма. Иными словами, молодая семья снимает жилое помещение у государства. В этом случае своевременная оплата аренды и коммунальных услуг отслеживаются очень строго.
  5. Предоставление безвозмездных субсидий на покупку жилья.

Информация о работе Проблема формирования семьи в студенческие годы