Проблема формирования семьи в студенческие годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие социально экономических и психологических проблем возникающих в студенческих семьях.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть студенческую семью с социально-демографических позиций;
2) Изучить социально-экономическое положение студенческих семей в Российской Федерации;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Специфика студенческой семьи…………………………………
1.1. Понятие и общая характеристика студенческой семьи……
1.2. Функции студенческой семьи………………………………….
Глава 2.Проблемы студенческой семьи…………………………………...
2.1. Материально – экономическая проблема…………………….
2.2. Социально – психологическая проблема……………………
2.3. Возможные решения проблем студенческих семей…………
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 49.44 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Курский институт социального  образования (филиал) РГСУ 

     Факультет «Социальная работа, педагогика и  психология» 

     Кафедра Психологии и педагогики  

     Специальность540608  - «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»  
 
 
 

     Курсовая  работа  

         Проблема  формирования семьи 

        в студенческие    годы

     
        
 
 
     Выполнила __________________

                                             (подпись)            (подпись)

    студентка

     2 курса  очного отделения

      (Минакова Мария Владимировна)

        
     Руководитель __________________

                                                   (подпись)

    кандидат  психологических наук,  доцент

        Кузьмина Виолетта Михайловна


 
 
 
 
 
 

Курск -2012

 
 
 
 
 

                        Содержание

 
 
 
 

Введение………………………………………………………………………..

Глава 1. Специфика  студенческой семьи…………………………………

    1. Понятие и общая характеристика студенческой семьи……
    2. Функции  студенческой семьи………………………………….

Глава 2.Проблемы студенческой семьи…………………………………...

      2.1.  Материально – экономическая  проблема…………………….

      2.2.  Социально – психологическая проблема……………………

     2.3. Возможные  решения проблем студенческих  семей…………

Заключение……………………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………………….

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Введение

 

    Молодая семья, в большей степени, чем  зрелые семьи, нуждается в помощи общества и государства, в создании условий для реализации важнейших  функций: обеспечивать воспроизводство  физически здорового и психически полноценного потомства; быть эмоционально и психологически устойчивой.  Создавая семью, молодые люди сталкиваются с множеством разнообразных проблем, таких как: совместимость характеров, преодоление различных кризисов, планирование рождения ребенка и его воспитание, экономика, профессиональный рост членов семьи.

    Из  вышесказанного следует, что тема: «Проблема  формирования семьи в студенческие годы» актуальны на данный момент, так как к студенчеству относится большая группа населения, а так же государственная политика, направленная на демографический рост, увеличение рождаемости и здоровье население, заинтересована проблемами семей, в том числе и студенческой.

    Студенческая  семья - достаточно сложный и еще  малоизученный объект исследований. Соответственно литературы по данной теме не много, исследования, как правило, относятся к концу 80-х, началу 90-х  годов прошлого века.

    Объектом работы является студенческая семья.  
    Предметом исследования является проблемы студенческих семей.  
    Целью данной курсовой работы является раскрытие социально экономических и психологических проблем возникающих в студенческих семьях.

Задачи исследования:  
1) Рассмотреть студенческую семью с социально-демографических позиций;  
2) Изучить социально-экономическое положение студенческих семей в Российской Федерации;  
3) Описать основные социально-психологические проблемы студенческих семей.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Специфика студенческой семьи

    1. Понятие и общая характеристика студенческой семьи

     Под студенческой семьей понимается такая семья, в которой оба супруга – студенты дневного отделения высшего учебного заведения, т.е. гомогенная (однородная) по социальному положению мужа и жены.  
Это молодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет.

    В последние десятилетия четко  просматриваются негативные тенденции  в брачно-семейных отношениях среди  молодежи. Ухудшение морального, социального, экономического состояния молодежи в целом, особенно семейной молодежи, связано с резко изменившимся политическим и экономическим укладом  в стране. Хотелось бы особенно отметить, что за последние десятилетия  среди студентов отмечается растущее положительное отношение к добрачным  связям. В литературе этот факт расценивается  как "свидетельство изменения  социальных функций семьи и брака, их роли в жизни личности, как  неотъемлемая черта процесса модернизации демографического поведения в целом."1

    Идеальный вариант мы имеем в студенческой среде. Молодые люди, поступив в институт, объединены общностью взглядов, интересов, общей целью. Они практически  постоянно находятся вместе: на занятиях, в общежитии, совместно проводят досуг и т.д. Поэтому понятна  и причина их выбора себе в мужья  или жены именно однокурсника (однокурсницу).

    Можно с уверенностью утверждать, что прочность  семьи базируется на взаимной любви, общности интересов, способности к  сопереживанию, заботливом и уважительном отношении друг к другу.

    В наше время нет и не может быть национального или какого-либо другого, например, социального барьера для  заключения брака. Поэтому, выбирая себе спутника жизни, юноша или девушка стремится найти в нем черты характера, импонирующие ему или ей.

    При серьезных отношениях между молодыми и их мыслях о женитьбе сразу же возникает целый ряд вопросов: "Где жить студенческой семье? На что ей жить? Что делать, когда родится ребенок?" и т.д.

    Нередко студенты полагают, что во время обучения в вузе гораздо легче создать семью, особенно женщинам, так как впоследствии их шансы заметно уменьшаются (с увеличением возраста, с изменением места жительства, где контингент мужчин или женщин недостаточно подходящий и т. д.

     Сейчас, однако, все реже возникает вопрос - создавать семью в студенческие годы или нет. Многие считаю, что брак в этот период благотворно влияет на становление личности: заставляет почувствовать ответственность перед семьей, вузом, обществом. У семейных студентов отмечается более серьезное отношение к учебе и избранной профессии, они особенно ценят самостоятельность в работе, больше ориентированы на достижение успехов в профессиональном труде. Семейное положение благотворно влияет и на ценностные ориентации студента, способствует развитию интеллектуальных и социальных потребностей.

     Однако  эти аргументы, которые могут  быть выдвинуты и в качестве исследовательских  гипотез, нуждаются в дополнительных подтверждениях, и в любом конкретном случае вопрос, заключать брак в годы учебы или не заключать, оказывается далеко не праздным.

    1. Функции семьи

    Сегодня студенческая  семья вступает в  самостоятельную жизнь в очень  сложное и динамичное время.

    Произошли кардинальные перемены в политической жизни страны: развиваются процессы демократизации общества, восстановлена и широко распространяется частная собственность, расширяется рынок труда, противоречиво протекает социально-

2экономическое развитие, нарастает социальная дифференциации общества, невиданными темпами развиваются система массовых коммуникаций и компьютеризация, демографическая депопуляция соседствует с эффектами периодических подъемов и спадов численности молодых поколений.

    Одной из отличительных черт студенческой семьи  является ее гомогенный, социально  однородный характер. Это и понятно: ведь супруги относятся к одной и той же социальной группе — студенчеству.

     Одинаковое  социальное положение супругов-студентов обусловливает общность их интересов, привычек и жизненных позиций, сходство в ценностных ориентациях и установках у молодых супругов относительно желаемого числа детей в семье, жизненных планов, способов проведения свободного времени.

    Любовь, общность интересов и привычек —  стержень студенческой семьи.

    Семья —  социальная ячейка общества, ее стабильность и полноценность зависят не только от супругов, но и от характера общественных отношений, материального благосостояния, от непосредственной социальной среды (коллектива, друзей, родственников и т. д.) и даже от общественного мнения.

    Характер  взаимоотношения общества и семьи  предопределяется, прежде всего, содержанием  всех общественных отношений. Заинтересовано ли наше общество в полноценной, прочной семье? Безусловно, так как оно нуждается в нравственно и физически здоровых гражданах.

    Современная молодая семья переживает своеобразный переходный период. Изменяются старые, традиционные нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношений между родителями и детьми.

    Если  прежде в семье решающее слово  принадлежало мужчине, авторитет которого был высок, а главное, не подлежал никакой критике, то сейчас положение изменилось. Экономическая и социальная самостоятельность женщин, их высокий образовательный уровень уже не совместимы с авторитарными отношениями, хотя кое-где они еще и сохраняются. В настоящее время сосуществует множество типов семей: традиционные, демократические (порой со скрытым лидером), внебрачные, неполные и сложные (с двумя брачными парами).

    Сближение образа жизни различных социальных групп и слоев населения, возвышение потребностей приводят к возрастанию  уровня притязаний к ценностям брака и супружества. Старый взгляд на женщину только как на мать и работницу ушел в прошлое. Сейчас жена — партнер по браку, от которого ожидают соответствующего поведения и который сам предъявляет высокие требования к спутнику жизни.

    Всякая  перестройка сопровождается ломкой старого, и это не проходит безболезненно для семьи, а порой даже приводит к временной напряженности и неустойчивости. Этому в определенной мере способствуют такие объективные социальные процессы, как высокая занятость женщин в общественном производстве, повышенная подвижность населения.

    Так, широкое  вовлечение прекрасной половины семьи  в общественное производство не могло  не сказаться на воспитании детей, а  частая перемена места жительства приводит к изменению стереотипов поведения  и мышления. Когда-то развод в глазах общественности выглядел как аномалия или трагедия, нынче это явление, к которому общественное мнение, по крайней мере, на уровне обыденного сознания, нередко относится лояльно.

    Вообще  влияние общественного мнения на поведение супругов все возрастает. Оно проявляется в своеобразной «моде», например, на малодетную семью, на способы проведения свободного времени, приобретение престижных вещей и т. п.

    Любая полноценная  семья призвана выполнять свои основные социальные функции: репродуктивную (деторождение), хозяйственно-бытовую, воспитательную, эмоционально-психологическую.

    Функция деторождения, воспроизводства новых поколений во все времена была неотъемлемым и естественным условием существования семьи. Каждое уходящее поколение оставляет новое, которое замещает его в жизни. Дети как непреходящая жизненная ценность всегда скрепляли семью, придавали особый смысл ее существованию. Потребность в детях, в родительской любви, опеке является наиболее сильной у человека. Неудивительно, что одинокий образ жизни, бездетность вызывают отрицательное отношение большинства людей. Многочисленные опросы семей показывают, что лишь ничтожная доля (1,5—2,0%) мужчин и женщин, состоящих в браке, ориентированы на бездетность. Безусловно, жизнь семьи без детей существенно обедняется, и одновременно утрачивается еще одна важнейшая функция семьи — воспитательная.

    Вместе  с тем рождение большого числа  детей в современных условиях постепенно теряет свое экономическое и социальное значение. Переход от многодетной семьи к однодетной, а то и вовсе бездетной, видимо, является необратимым. Однако необходимо признать, что массовое распространение малодетных семей чревато серьезными издержками, как для семьи, так и для общества.

Информация о работе Проблема формирования семьи в студенческие годы