Проблема агрессивности подростков в семьях с алкогольной зависимостью

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить степень проявления агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в семье, где родители (один из родителей) страдают алкогольной зависимостью.
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме агрессивности подростков;
2. Выявить психологические особенности подростков, воспитывающихся в алкогольной семье.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..…3
Глава 1. Формирование личности подростка в алкогольных семьях... 6
§1. Агрессивность в подростковом возрасте………………………….. 6
§2. Психологические проблемы подростков из семей с алкогольной зависимостью……………………………………………………………………13
Глава 2. Исследование агрессивности у подростков из семей с алкогольной зависимостью…………………………………………………….18
§ 1. Описание методики исследования……………………………….. .18
§ 2. Результаты исследования………………………………………..…20
§ 3. Рекомендации по профилактике агрессивного поведения подростков……………………………………………………………………….21
Заключение ……………………………………………………………….28
Список использованных источников и литературы……………….…...29
Приложения ……………………………………………………………....31

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Ланкина, 4курс (2).doc

— 177.00 Кб (Скачать)

Опросник предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.

Дифференцируя проявления агрессии и враждебности, авторы выделяют следующие 8 видов реакций:

1)        Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2)        Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная.

3)        Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4)        Негативизм - оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5)        Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6)        Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7)        Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8)        Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений. Ответы оцениваются по 8 шкалам.

В результате выявляется индекс враждебности и индекс агрессивности.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности - 1, 3, 7 шкалы. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности - 7±3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Результаты исследования

 

Результаты исследования показали, что у детей из семей с алкогольной зависимостью показатели агрессивности выше, чем у детей из благополучных семей.

В результате диагностирования по Методике Басса-Дарки, мы получили результаты по двум основным показателям: индекс враждебности, которые включает в себя шкалы 5 - обида и 6 -подозрительность. Это реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

Индекс агрессивности, которая включает в себя шкалы 1 - физическая агрессия, 3 -раздражение, 7 - вербальная агрессия. Это выражение негативных чувств при малейшем возбуждении вербально или физически.

У 80% детей из алкогольных семей индекс агрессивности превышает норму и составляет в среднем 25,2.

Однако, если говорить о показателе индекса враждебности, то у таких детей он, как и у благополучных не выходит за рамки нормальных, составляет в среднем 8,4. Лишь у 20% детей он превышает норму.

У 100% детей из обычных семей индекс враждебности в среднем в норме, 8,2. У 20% детей индекс враждебности превышает норму, 80% имеют величину индекса, не превышающий норму.

Таким образом, у детей из алкогольно зависимых семей в среднем нормальный индекс враждебности и высокий индекс агрессивности; у детей из семей, в которых не злоупотребляют алкоголем, нормальные индекс враждебности и индекс агрессивности.

 

 

 

 

§ 3. Рекомендации по профилактике агрессивного поведения подростков

 

Работа с ребенком должна вестись парал­лельно работе со взрослыми, его окружающими, - родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин агрессии в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:

-   изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;

-   изменение стиля взаимодействия с детьми;

-   расширение поведенческого репертуара родителей и педа­гогов через развитие их коммуникативных умений.

Самое важное - создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отноше­ния между людьми, отсутствовали бы негативные примеры аг­рессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничест­ва (особенно в семье) - это главное условие предотвращения агрессивности.

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой.

Далее приведены конкретные практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя с детьми, про­являющими агрессию.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стра­тегии:

-полное игнорирование реакций ребенка/подростка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения);

-    выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но...»);

-    переключение внимания, предложение какого-либо зада­ния («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);

-    позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и не­опасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для при­влечения к ним внимания. Если ребенок-подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причи­нам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслу­шать и переключить его внимание на что-то другое.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После то­го как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявле­ния агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуж­дением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков, иначе у ребенка возникнет чувство обиды и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэф­фективного «чтения морали» лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведе­ния в конфликтной ситуации.

Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

-    констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);

-    констатирующий вопрос («Ты злишься?»);

-    раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);

-    обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);

-   апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

Давая обратную связь агрессивному поведению ребен­ка/подростка, взрослый человек должен проявить по меньшей мере три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка; ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но они против того, как он себя ведет.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодей­ствия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток де­монстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмуще­ние, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нор­мальность и естественность этих негативных переживаний, по­нять характер, силу и длительность возобладавших чувств.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нуж­но взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время обсуждение инци­дента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сде­лать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить нега­тивные последствия агрессивного поведения, его разрушитель­ность не только для окружающих, но прежде всего для самого маленького агрессора.

5.Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и не­гативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его аг­рессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

-     публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с гла­зу на глаз показать истину;

-     не требовать полного подчинения, позволить подрост­ку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;

- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ре­бенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

6. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить си­туацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрес­сивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реак­ции детей.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конст­руктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

- нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать -так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего его интересуют наши замечания; внимательно - иначе че­ловек обидится, и общение прервется или превратится в кон­фликт. Все что нужно делать - поддерживать течение речи собе­седника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;

-   пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;

-   внушение спокойствия невербальными средствами;

-   прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

-   использование юмора;

- признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответ­ствие его невербальных реакций словам.

7. Снижение напряжения ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией, - уменьшить напряжение ситуации.

Типичными неправильными действиями взрослого, усили­вающими напряжение и агрессию, являются:

-   повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

-   демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);

-   крик, негодование;

-   агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещен­ные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;

-   сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

-   негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

-   использование физической силы;

-   втягивание в конфликт посторонних людей;

-   непреклонное настаивание на своей правоте;

-   нотации, проповеди, «чтение морали»;

-   наказание или угрозы наказания;

-   обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всег­да, ...», «Ты никогда не...»;

-   сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);

-   команды, жесткие требования, давление;

-   оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на ко­роткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само аг­рессивное поведение.

Если агрессия является осознанным, контролируемым ак­том со стороны ребенка, то для взрослого важно не поддаться на эту манипуляцию. При этом можно достаточно жестко пресечь агрессивные действия или (если это не повлечет серьезного вре­да для самого ребенка и окружающих) игнорировать эти дейст­вия, не попадаясь на уловку.

Если агрессия является выражением гнева, возможно применение разнообразных стратегий воздействия:

1)                 Обучение детей контролю над своими эмоциями и спосо­бам выражения негативных чувств без вреда для окружающих людей (эта стратегия используется, если агрессия проявляется в прямой форме). Например, нужно учить ребенка преобразовы­вать прямую агрессию в косвенную с помощью предметов-заменителей; выплескивать внутреннее напряжение через ак­тивные действия, занятия спортом, подвижные игры, проявле­ние символической агрессии;

Информация о работе Проблема агрессивности подростков в семьях с алкогольной зависимостью