Проблема адаптации левшей в праворуком мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 04:50, доклад

Описание работы

В своей работе я попытался определить актуальность темы в современных условиях, расширить и углубить наше представление о проблеме, которая не лежит на поверхности, а требует глубочайшего изучения и нахождения способов решений.

Содержание

I. Тезисы. _____________________________________________¬¬¬¬__3
II. Введение. _____________________________________________4
III. Основная часть
1) Левши. Кто они? _______________________________________ 6
2) Понятие «левша» на разных языках. _______________________8
3) Бытие левшей в истории. ________________________________10
4) Знаменитые левши. _____________________________________12
5) Гипотезы происхождения леворукости. _____________________13
6) Легко ли жить левше среди правшей. ______________________16
IV. Заключение.__________________________________________19
Библиографический список. ________________________________21

Работа содержит 1 файл

старт в науку.doc

— 117.50 Кб (Скачать)


Муниципальное общеобразовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского технического творчества

 

 

XIV открытый конкурс

научно-технических работ школьников

и студентов

« Старт в науку»

( в рамках Российской программы «Юность, Наука, Культура»)

                                                                

                                                                                   Секция: психология

 

                Тема:  «Легко ли быть левшой?»

                Проблема адаптации левшей в праворуком мире.

 

                                                                                  Автор: Хачатуров Грант

                                                                                  4 «г» класс СОШ № 11

 

Научный руководитель:

Холодионова Светлана Васильевна

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории   

 

 

 

 

 

Владикавказ

2011/2012г

 

                                                                              

                                                                       

                                                                            

Оглавление

 

 

 

 

 

I. Тезисы. _____________________________________________­­­­__3

II. Введение. _____________________________________________4

III. Основная часть

1) Левши. Кто они? _______________________________________ 6

2) Понятие «левша» на разных языках. _______________________8

3) Бытие левшей в истории. ________________________________10

4) Знаменитые левши. _____________________________________12

5) Гипотезы происхождения леворукости. _____________________13

6) Легко ли жить левше среди правшей. ______________________16

IV. Заключение.__________________________________________19

Библиографический список. ________________________________21

Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тезисы.

 

        По мере приспособления к окружающему меня быту, я столкнулся с трудностями, которые заключались в том, что многое для меня не просто сложно, но, порой, даже невозможно. Наблюдая за своими сверстниками, я пришел к выводу, что проблема в том, что я – левша. Я  понимаю, сколько препятствий меня ожидает в жизни, ведь практически все предназначено для правшей, начиная от дверной ручки и ножниц и заканчивая техническим оборудованием, парашютом и автомобилем. И, кто же «виноват»? Я попытался разобраться.

        Обращаясь к литературным источникам, я узнал, что на всех  языках мира «левша» это всегда плохо, неправильно, зло, а  проблема, оказывается, уходит в глубину веков, где левши испытывали не просто неудобства в приспособлении, но и, порой, платили жизнью за свою врожденную уникальность. Мне повезло, что на сегодняшний день цивилизация шагнула далеко вперед, однако приспособиться левше в праворуком мире остается очень сложно. Изучая природу возникновения леворукости, выяснилось, что ни одна гипотеза происхождения данного феномена не имеет подтверждения и научно не обоснована.

        Я пришел к выводу, что левша – это не патология, не отклонение, а норма,  в некоторых случаях уникальность и талант (сколько великих ученых, художников, музыкантов, писателей, спортсменов).  А проблема адаптации левшей в праворуком мире не в их психофизиологических особенностях, а в отношении к ним окружающих и неприспособленного для них быта, в нежелании понять, принять и помочь адаптироваться.

       В своей работе я попытался определить актуальность темы в современных условиях, расширить и углубить наше представление о проблеме, которая не лежит на поверхности, а требует глубочайшего изучения и нахождения способов решений.

 

Введение.

 

    Факт существования левшей, как неизведанное и не поддающееся единому разумному объяснению, издавна будоражил умы человечества.

Действительно, большая часть человечества — праворукие и только 5 - 12% из них леворукие. К ним отношусь и я. Быть может, я бы и не заметил особых различий между правшами и левшами, подумаешь, кому как удобно, так и пользуется. Но по мере приспособления к окружающему меня быту я столкнулся с проблемой. Впервые это возникло, когда я взял в руки ножницы. Оказалось, как бы я не пытался что-то вырезать, у меня ничего не получалось. Я стал задумываться и контролировать свои движения. Оказалось, что мне неудобно, к примеру, даже открывать и закрывать дверь, так как она предназначена для правой руки. Далее, когда я стал учиться писать, я обратил внимание на то, что часто пишу буквы и цифры в зеркальном отображении. Позднее, начались проблемы в школе. Я пребывал в постоянном страхе, что сделаю что-то не так, не правильно… Постоянное эмоциональное напряжение не давало мне сосредоточиться на учебном материале. Непонимание со стороны учителя и сверстников не оставило никаких стремлений и желаний учиться. Мне пришлось поменять школу, тем самым сменить эмоциональную обстановку, что к счастью пошло мне на пользу. Меня поняли и приняли таким, какой я есть. И сейчас, мне тревожно за мое будущее, я понимаю сколько препятствий меня ожидает в жизни… Даже автомобили предназначены только для правшей… Мне стало интересно – кто же «виноват» во всем этом? Может быть, это отклонение от нормы, болезнь и ее надо лечить? А может быть это такая  норма и люди просто отличаются друг от друга также, как цветом волос, цветом глаз, ростом и т. п… Но почему же так трудно приспособиться? И я попытался разобраться.

     Я поставил перед собой цель – выявить причины возникновения леворукости, а также выявить проблемы, с которыми сталкивается левша в окружающей его среде.

    Поставленной задачей является определить актуальность темы в современных условиях, расширить и углубить наше представление о проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Левши – кто они?

 

     Мы знаем, что полушария человеческого мозга работают по-разному: левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое мышление и речь, обрабатывает информацию последовательно, перебирая всевозможные варианты. Правое полушарие отвечает за образное мышление, воображение, интуитивные способности, целостность и эмоциональность, обрабатывает информацию мгновенно, воспринимая ее как целостный образ.

Кто же такой левша? Это человек, у которого доминирует правая половина мозга. Обычно доминирует какая-либо половина мозга, при этом происходит перекрещивание, т.е. правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие, левой – правое.

      Отличия левши от правши не заканчивается только лишь на том, что один ребенок активнее пользуется левой рукой, а другой – правой. Все намного сложнее, но главное отличие состоит в том, что у левшей другой способ переработки информации, поступающей из окружающего мира, другие эмоциональные реакции на эту самую информацию.

      Поэтому есть ряд психологических особенностей, которые отличают левшей от праворуких детей. Вот основные из них:

   - левши обладают прекрасной пространственной ориентацией, «чувством тела», отличной координацией движений, более подвижны, чем правши;

    - они более успешны в изучении геометрии, благодаря ее пространственной природе, а вот с арифметическим счетом у них проблемы, т. к. эти действия требуют логики, последовательного мышления, а это функция левого полушария. В этом смысле левши очень медлительны, так называемые «тугодумы»;

    - они прекрасно справляются с различными заданиями на обобщение, но «схватывание» целостного образа изображения вместо поэтапного анализа мешает им овладеть чтением;

    - левшам труднее овладеть устной речью (способность к активному последовательному воспроизведению речи у них выражена гораздо слабее);

    - они плохо выполняют действия, требующие постоянного самоконтроля;

    - более (чем правши) эмоциональны, впечатлительны и ранимы, в связи с чем чаще могут испытывать чувство гнева, быть раздражительными, особенно в ситуации затруднений, которые встречаются у них нередко;

    - левши наделены богатым воображением, склонны к фантазированию;

    - у левшей ярко выражены интуитивные способности и талант.

 

     Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная - «стопроцентный» левша и слабовыраженная,- где, к примеру, левые глаз, ухо, нога - доминирующие, а правая рука ведущая. Есть еще люди, так называемые амбидекстры, у которых одинаково работают оба полушария, они одинаково владеют обеими руками, ногами, ушами, глазами, но их совсем не много. И, представьте себе, что кто-то из вас, думая, что он правша, может оказаться «скрытым» левшой. Для этого можно провести несколько элементарных упражнений, так называемый тест:

     Первое задание.

Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой большой палец сверху – правый или левый. Сверху находится палец ведущей руки.

     Второе задание.

Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза!). А сейчас закройте сначала один глаз, затем другой. Посмотрите, в каком из этих случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип реакции правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза – тип реакции левый.

     Третье задание.

Это так называемая «поза Наполеона». Скрестите руки на груди и посмотрите, какая рука оказалась сверху, та и доминирует.

     Четвертое задание.

Положите ногу на ногу. Ведущая нога сверху.

     Пятое задание.

Поднесите часики к уху, чтобы послушать. Это доминирующее ваше ухо.

     Наконец, шестое задание.

Немного поаплодируйте. Сверху, соответственно, ведущая рука.

      Если у вас есть тип реакции левый, значит вы в той или иной степени «скрытый левша». Кстати говоря, в психологии существуют целые исследования психотипа личности на основании результатов таких тестов.

   

Понятие «Левша» на разных языках.

 

      Исторически сложилось, что быть правшой, так же, означает «быть квалифицированным, умелым, ловким». Латинское слово «dexter»(«правый») обозначает правшу как ловкого. Испанский термин «diestro» имеет два значения: "правша" и «квалифицированный».

     На ирландском языке «deas» означает «правильную сторону» и «хороший», а слово «Ciotog» - левая рука, связано со словом «ciotach», имеющим значение «неуклюжий, неловкий, неудобный».

     Английское слово «sinister» («зловещий») происходит от латинского «sinister-tra-trum». Оно первоначально означало «левый, левосторонний», а затем, в Классическом латинском веке, приняло смысл «зло, злой» и «неудачный, несчастливый». В то же время, слово «sinister» («зловещий») происходит от латинского слова «sinus», означающего «карман». Традиционная римская тога имела только один карман, предназначенного для правшей для удобства пользования расположенный на левой стороне.

       Современное итальянское слово «sinistra» имеет два значения: зловещий и левый.

       Испанское «siniestra» так же имеет два значения, хотя его значение «левый» используется редко - для этого обычно применяется баскское слово «izquierda».

       Немецкое слово «links» обозначает «слева». Прилагательное «link» имеет значение «хитро, лукаво, украдкой, окольным путем», а глагол «linken» — «обманывать».

       Левша должен был быть не только неудачником, а также неуклюжим и неловким, что показывают Французское «gauche» (левый, неловкий).

       Голландское выражение «twee linkerhanden hebben» («иметь две левых руки») означает «быть неуклюжим». Поскольку все данные слова являются очень старыми, то они подтверждают теории, указывающие, что господство праворуких является чрезвычайно древним явлением.

       На португальском языке, самое обычное слово, обозначающее человека-левшу, «canhoto», когда-то использовалось для обозначения дьявола, а «canhestro» — слово, обозначающее «неуклюжий».

       В древнем Китае, левая сторона являлась «плохой». Прилагательное «левый»  означает «неподходящий» или «не имеющий согласия (не согласный)». Например, фраза «левая дорога (тропинка)»  означает незаконные или безнравственные пути (средства). В некоторых частях Китая, взрослые все еще могут помнить наказания за «преступление» в начальной и средней школах, а так же в некоторых «приличных» семьях, которое каралось с применением травмирующих средств. Оно состояло в нежелании человека быть правшой.

       Вот разве что в еврейском значении негатива нет. Зато русское слово «левый» не сулит ничего хорошего. Вспомним также, что во всех русских сказках, поверьях и приметах «левое» – это всегда плохо. В политике это всегда экстремизм, а в жизни – «левый» товар, сделанный «левой» рукой, то есть откровенная халтура. Понятия «правда» или «правота» из того же разряда. Правый всегда прав. А левизна, хоть порой и детская, все же болезнь, как отмечал вождь мирового пролетариата в одной из своих работ.

       В общем, лингвисты установили, что на разных языках слово правый созвучно словам право и правильный, в то время как левый похоже на такие слова, как зловещий и разбитый. Вот на левшей всегда и смотрели как на некое отклонение от общепринятых норм.

Информация о работе Проблема адаптации левшей в праворуком мире