Природа организационного лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:28, контрольная работа

Описание работы

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

Работа содержит 1 файл

Семинарское занятие №2.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

Обучение навыкам или работа над задачами?

В данном случае для инвесторов были важны такие результаты, как выработка единых ориентиров для компании и впоследствии эффективное управление ею командой менеджеров, которая для этого должна стать сплоченной. Можно ли рассчитывать на достижение такого результата после проведения краткосрочной (в данном случае трехдневной) тренинговой работы? Каким образом строится процесс работы, чтобы получить такой результат?

Анализ потребностей управленческой команды выявил основную текущую задачу: диалог с инвесторами. Чтобы конструктивно вести диалог, консультанты предложили замысел тренинга — конкурентный анализ рынка, стратегическое позиционирование компании, динамику положения компании в конкурентной среде. После согласования это содержание было проработано на рабочей сессии, затем совместно с гендиректором консультанты провели оценку первых результатов и анализ потребностей управленческой команды для следующего шага.

Таким образом, происходило развитие лидерства не только как индивидуального поведенческого навыка, но и как черты совместной работы — лидерства управленческой команды по отношению к компании.

Пример 2. Содержание тренинга — управление изменениями

После подготовительной работы по перестройке крупного холдинга руководство приняло решение провести тренинг, посвященный управлению переменами для менеджеров среднего звена и ряда «вторых лиц» компании. Тренинг должен был стать подготовкой к предстоящему разрастанию организации, перестройке ее маркетинговой стратегии.
Курс сопровождался обследованием корпоративной культуры самой компании, данные которого не только сообщались участникам, но впоследствии «возвращались» высшему руководству для выработки управленческих решений. Особый интерес вызвали разделы о лидерстве в ходе изменений, типах реакции на перемены, о сопротивлении в процессе перемен.
Участники применили модель управления организационными изменениями к анализу конкретного случая, составили перечень действий руководителя-лидера по сопровождению и поддержке изменений.
В тренинг были включены и темы, относящиеся к выработке индивидуальных навыков, — такие, как принятие стратегических решений, работа в командах, основы лидерства и др., направленные на поддержку лидерской позиции руководителей в ходе перемен.

Работа консультантов в приведенном случае строилась по определенной технологии. Это были особые тренинги, в которых обучение сочетается с анализом проблем компании, направлено на их постановку и разработку, причем не в качестве иллюстрации или примера, как в традиционном обучении, а непосредственно — как это бывает в процессе решения управленческой задачи. Ведущие включали в материал обучения реальность самой компании, менеджеры намечали реальные действия в условиях текущих и предстоящих изменений. Тренинг использовался как поддержка изменений в организации при переходе на новый уровень развития.

В конце обучения менеджеры отметили, насколько полезным для них оказался тренинг. Месяц спустя холдинг заметно вырос. Несмотря на то что объем и темп перемен в компании превзошли планы руководства, менеджеры достойно справились с ситуацией, будучи лидерами в ходе организационных изменений. Важную роль сыграла подготовка, полученная в тренинговом курсе.

Секрет действенности тренинга был заложен не в самом по себе обучении навыкам лидерства, а в том, что оно включалось в контекст изменений в организации. Работа над освоением управленческих навыков сочеталась с решением бизнес-задач, в котором участники ставились в инициативную, лидерскую позицию.

Лидерство в контексте управляемых изменений

Традиционно тренинг используется как средство освоения конкретных навыков, развития личных умений, в частности индивидуальных навыков лидерства1 (См: Кларин М.В. Корпоративный тренинг: от А до Я. М.: Дело, 2002.). Если же использовать тренинг в контексте организационного развития, можно включить его более широкие стратегические возможности. Такой подход помогает:
— развивать лидерство не только в пределах индивидуальных действий, но и в рамках работы управленческой команды,
— готовить основы лидерства в действиях компании на рынке (разрабатывать планы конкурентных действий),
— готовить основы лидерства в рамках оперативного менеджмента (например, разрабатывать и осуществлять планы развития персонала),
— закладывать основы лидерства во взаимодействии внутри компании (готовить конструктивный диалог между менеджментом и инвесторами/владельцами),
— проводить управляемые организационные изменения и т.д.

Особые возможности развития лидерства в контексте развития организации связаны с тем, что у лидерства выявляется предметная деловая основа. Лидерство можно и нужно развивать не только и не столько как оснащение менеджеров знаниями и умениями, но прежде всего как инструмент управляемых изменений в компании. Результатами этих изменений должны стать осязаемые деловые результаты: развитие бизнеса и эффективное управление им со стороны управленческой команды.

 

 

 



[1] 

[2] Кричевский Р. Л. Если Вы руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М. 1993. с 56


Информация о работе Природа организационного лидерства