Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:56, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное исследование конфликтов в диаде «супруг-супруга» в молодой семье в период первичной адаптации.
Исходя из этого, мы ставим перед собой следующие задачи:
1) провести анализ современных зарубежных и отечественных исследований по проблеме семейных конфликтов;
2) выявить причины и особенности конфликтов между супругами в период первичной адаптации;
Введение
1. Теоретические основы межличностных конфликтов у супругов
1.1. Понятия семьи и супружеского конфликта
1.2. Сущность конфликта между супругами в период первичной адаптации
1.3. Причины возникновения конфликтов в молодой семье
2. Исследования конфликтности в молодой семье в период первичной адаптации
2.1. Организация и методы исследования конфликтов в молодой семье в период первичной адаптации
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3. Рекомендации по предупреждению и разрешенью конфликтов между супругами в период первичной адаптации
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
- большинство опрошенных обладают средним уровнем конструктивного взаимодействия. Данные результаты говорят о том, что супруги в конфликте стремятся идти на уступки и готовы к конструктивному взаимодействию. Но вероятность конфликтов между супругами достаточно высока.
- большинство опрошенных
обладают средним уровнем
Таким образом, мы определили, что уровень конфликтности влияет на готовность к конструктивному взаимодействию в конфликте. Так у супружеских пар с низким уровнем конфликтности наблюдается высокий уровень готовности к конструктивному взаимодействию и уровень выше среднего, а у пар со средним уровнем конфликтности был выявлен средний уровень готовности к конструктивному взаимодействию в супружеских отношениях. Данные результаты полностью подтверждают выдвинутую нами гипотезу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Тест «Самооценка конфликтности»
Инструкция: выберите на каждый вопрос один из трех вариантов ответа. Если на какой-либо вопрос вы не сможете найти ответа, то при подсчете набранных балов присвойте этому вопросу два очка.
1. Представьте, что
в общественном транспорте
а) Избегаю вмешиваться в ссору;
б) Могу вмешаться, встать на сторону потерпевшего, того, кто прав;
в) Всегда вмешиваюсь и до конца отстаиваю свою точку зрения.
2. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки?
а) Всегда критикую за ошибки;
б) Да, но в зависимости от моего личного отношения к нему;
в) Нет.
3. Ваш непосредственный
начальник излагает свой план
работы, который вам кажется
а) Если другие меня поддержат, то да;
б) Разумеется, я предложу свой план;
в) Боюсь, что за это меня могут лишить премиальных.
4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?
а) Только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят наши отношения;
б) Да, но только по принципиальным, важным вопросам;
в) Я спорю со всеми и по любому поводу.
5. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди. Ваша реакция.
а) Думаю, что и я не хуже его, тоже пытаюсь обойти очередь;
б) Возмущаюсь, но про себя;
в) Открыто высказываю свое негодование.
6. Представьте, что рассматривается проект, в котором есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что от вашего мнения будет зависеть судьба этой работы. Как вы поступите?
а) Выскажусь о положительных и отрицательных сторонах этого проекта;
б) Выделю положительные стороны проекта и предложу предоставить автору возможность продолжить его разработку;
в) Стану критиковать: новатору нельзя допускать ошибки.
7. Представьте, что
теща (свекровь) говорит вам о
необходимости экономии и
а) Одобрю покупку, если она доставила ей удовольствие;
б) Говорю, что у этой вещи нет художественной ценности;
в) Постоянно ругаюсь, ссорюсь с ней из-за этого.
8. В парке вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете? а) Делаю им замечание;
б) Думаю: зачем мне портить себе настроение из-за чужих плохо воспитанных юнцов;
в) Если бы это было не в общественном месте, то я бы их отчитал.
9. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:
а) В таком случае я не дам ему чаевых, хотя и собирался это сделать;
б) Попрошу, чтобы он еще раз, при мне, составил счет;
в) Выскажу ему все, что о нем думаю.
10. Вы в доме отдыха.
Администратор занимается
а) Я нахожу способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы;
б) Да, но если я даже и выскажу ему какие-то претензии, это вряд ли что-то изменит;
в) Придираюсь к обслуживающему персоналу – повару, уборщице, или срываю свой гнев на жене.
11. Вы спорите со своим сыном – подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку?
а) Нет;
б) Разумеется, признаю;
в) Постараюсь примирить наши точки зрения.
Ключ к тесту:
Ответ |
Вопросы | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 | |
а |
4 |
0 |
2 |
4 |
2 |
4 |
0 |
4 |
0 |
0 |
0 |
б |
2 |
2 |
0 |
2 |
4 |
4 |
2 |
4 |
2 |
4 |
4 |
в |
0 |
4 |
4 |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
2 |
От 30 до 44 очков (низкий уровень). Вы тактичны. Не любите конфликтов. Умеете их сгладить, легко избежать критических ситуаций. Когда же вам приходится вступать в конфликт, вы учитываете, как это может отразиться на вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятными для окружающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым теряете уважение к себе в глазах других?
От 15 до 29 очков (средний уровень). О вас говорят, что вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение невзирая на то, как это повлияет на ваши служебные или личностные отношения.
До 14 очков (высокий уровень). Вы мелочны, ищите поводы для споров, большая часть которых излишняя. Любите критиковать, но только когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если вы не правы. Вы не обидитесь, если вас будут считать любителем поскандалить. Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности?
Приложение 2
Тест «Самооценка конструктивного взаимодействия
в супружеских отношениях» (С. М. Емельянов)
Инструкция: проанализируйте и оцените по пятибалльной шкале свое поведение в процессе во взаимодействии с супругом (супругой) по 15 позициям, представленным в следующей матрице:
№ п/п |
Позиция |
оценка |
1 |
Я уважаю себя и тем более супруга (супругу) |
5 4 3 2 1 |
2 |
Я всегда помню, что он (она) самый близкий для меня человек |
5 4 3 2 1 |
3 |
Я стараюсь не накапливать ошибки и обиды, а сразу реагирую на них |
5 4 3 2 1 |
4 |
Я никогда не делаю сексуальных упреков |
5 4 3 2 1 |
5 |
Я никогда не делаю замечания супругу (супруге) в присутствии других людей |
5 4 3 2 1 |
6 |
Я никогда не преувеличиваю
собственные способности и |
5 4 3 2 1 |
7 |
Я не считаю себя всегда и во всем правым |
5 4 3 2 1 |
8 |
Я никогда не ревную и всегда доверяю супругу (супруге) |
5 4 3 2 1 |
9 |
Я всегда внимателен, умею слушать супруга (супругу) |
5 4 3 2 1 |
10 |
Я постоянно работаю над своими недостатками, забочусь о своей физической привлекательности |
5 4 3 2 1 |
11 |
Я никогда не говорю о недостатках супруга (супруги), а веду речь только о конкретном поведении в конкретной ситуации |
5 4 3 2 1 |
12 |
Я всегда отношусь увлечениям супругу (супруги) с интересом и уважением |
5 4 3 2 1 |
13 |
Я не пытаюсь во что бы то ни стало устанавливать истину в семейных отношениях, если есть возможность не делать этого |
5 4 3 2 1 |
14 |
Я стараюсь находить время для того, чтобы иногда отдохнуть друг от друга, и предоставляю такую возможность супругу (супруге) |
5 4 3 2 1 |
15 |
В конфликте я никогда не делаю ставку на победу и всегда готов уступить |
5 4 3 2 1 |
Оценка результатов:
1. Суммируйте полученные
баллы по всем 15 позициям и
найдите среднеарифметическое
2. Если полученный результат составляет от 4,5 до 5 баллов, то ваша готовность к конструктивному взаимодействию в супружеских отношениях высока и исключает конфликт.
3. Если полученный
результат составляет от 4 до 4,5 баллов,
то уровень вашей готовности
к конструктивному
4. Если полученный
результат составляет от 3 до 4 баллов,
то уровень вашей готовности
к конструктивному
5. Если результат меньше
3 баллов, то уровень вашей готовности
к конструктивному