Принципы и особенности урока психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:10, реферат

Описание работы

В средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях (школах, гимназиях, лицеях, техникумах, училищах, колледжах) урок является традицион¬ным видом классной работы. Урок — это форма организации деятельности посто¬янного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. В этом оп¬ределении (цит. по:Педагогика, 2002) находят отражение отдельные аспекты данного достаточно общего понятия.

Работа содержит 1 файл

Принципы и особенности урока психологии.docx

— 35.92 Кб (Скачать)

Наиболее полезными могут быть книги и статьи по психологии для  детей и молодежи, поскольку они уже адаптированы для соответствующей возрастной категории. Названия книг соответствующей тематики мы перечислим ниже при рассмотрении отдельных тем.

Научные издания и статьи в научных  журналах представляют описание научных исследований, предназначенное, как правило, для специалистов. В них можно найти последние научные данные, однако учителю при подготовке к урокам необходимо изложить данный материал в дидактически доступной форме для учащихся соответствующей ступени обучения. Наиболее известные научные журналы по психологии в нашей стране: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник Московского университета Серия 14, Психология». В последние годы стали выходить журналы «Иностранная психология», «Психологическое обозрение», «Мир психологии», «Детский практический психолог», «Журнал практического психолога». В них время от времени публикуются статьи, полезные и интересные не только для профессиональных психологов, но и для учителей.

В результате такой подготовительной работы разрабатывается конспект проведения урока, представляющий собой сжатое, связное изложение содержания учебного материала, которому обучает учащихся учитель, и видов деятельности, которые при этом используются.

Конспект урока. Вид оформления конспекта урока по психологии может быть разным, но в любом случае он должен включать в себя:

  1. формулировку темы;
  2. описание целей и задач урока;
  3. перечисление основных этапов урока;
  4. краткую характеристику содержания и видов деятельности учителя и учащихся на каждом этапе урока;
  5. описание наглядных пособий и приемов их использования на уроке;
  6. указание на ориентировочное время, которое займут отдельные фрагменты урока по оценке учителя.

Важнейшим признаком хорошего конспекта  является возможность его практического использования для проведения урока. Для этого он должен быть достаточно читабельным в любых условиях проведения занятия, при любом расположении учителя в классе. Конспект должен быть для учителя ясным и четким путеводителем по уроку и помогать в его проведении.

Организация учебной  деятельности учащихся на уроке: В педагогической литературе и школьной практике существуют три основные формы учебной деятельности:

  • фронтальная, которая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя;
  • индивидуальная, которая предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности;
  • групповая, которая предполагает работу учащихся в подгруппах по 3-6 человек или в парах; задания для групп могут быть одинаковыми или разными (Педагогика, 2002, с. 344-354).

При организации и проведении уроков психологии необходимо учитывать ряд  психолого-педагогических принципов  обучения. В частности, важно управлять  вниманием учащихся на уроке, его  устойчивостью и переключением. Длительное время поддерживать высокий  уровень внимания — трудная задача для большинства детей. Как показывает практика, время от времени наступает снижение внимания, которое часто называют кризисом внимания. Периодичность кризисов зависит от возраста учащихся и степени интереса к изучаемому учебному материалу; обычно кризис наступает примерно каждые 15 минут. В эти моменты учителю целесообразно активизировать непроизвольное внимание, переключать внимание учащихся на новые виды активности.

Поскольку изучение психологии в школе  имеет прежде всего развивающее  значение, то планированию на уроке  развивающих видов активности учащихся нужно уделить особое внимание. В  качестве развивающих заданий могут  использоваться задания на овладение средствами понимания других людей и самопознания, на усвоение эффективных приемов интеллектуальной работы (развитие наблюдательности, мнемотехники, мыслительных операций и стратегий решения задач), на освоение методов психической саморегуляции (релаксации, аутотренинга).

 

 

Список литературы

 

Карандашев  В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие

 


Информация о работе Принципы и особенности урока психологии