Принципы и особенности урока психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:10, реферат

Описание работы

В средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях (школах, гимназиях, лицеях, техникумах, училищах, колледжах) урок является традицион¬ным видом классной работы. Урок — это форма организации деятельности посто¬янного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. В этом оп¬ределении (цит. по:Педагогика, 2002) находят отражение отдельные аспекты данного достаточно общего понятия.

Работа содержит 1 файл

Принципы и особенности урока психологии.docx

— 35.92 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Принципы и особенности урока  психологии»

По дисциплине «Технология и практическая

деятельность  психолога»

 

 

 

 

 

 

Выполнила студент(ка) __ курса

Группы ______________

ФИО ________________

 

Преподаватель: 
_____________

 

 

 

2012 г

 

Урок психологии

В средних общеобразовательных  и специальных учебных заведениях (школах, гимназиях, лицеях, техникумах, училищах, колледжах) урок является традиционным видом классной работы. Урок — это форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. В этом определении (цит. по:Педагогика, 2002) находят отражение отдельные аспекты данного достаточно общего понятия. Главными характеристиками урока является то, что это форма организации обучения:

  1. группы учащихся одного возраста;
  2. постоянного состава;
  3. занятие по твердому расписанию;
  4. с единой для всех программой обучения.

Сущность урока сводится «к коллективно-индивидуальному  взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя» (Педагогика, 2002, с. 327).

С точки зрения учителя, урок —  это управление познавательной деятельностью  учащихся. С точки зрения учащегося  — это усвоение научного, практического  и социального опыта и развитие. Функция урока состоит в достижении определенных, относительно завершенных, целей на пути познания и развития. Цели — это предполагаемые, заранее планируемые результаты деятельности. Урок способствует достижению определенных дидактических целей, решению конкретных задач в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса. Особенности урока как организационной формы обучения обусловлены его целями и задачами.

Типичный урок предполагает следующие  формы учебной работы и решение  соответствующих дидактических  задач:

  1. проверка домашнего задания и повторение пройденного;
  2. объяснение нового учебного материала;
  3. закрепление и применение нового материала.

Последовательность решения этих дидактических задач может быть разной. Традиционный план комбинированного урока включает в себя следующие  пункты:

  1. оргмомент;
  2. проверка домашнего задания;
  3. опрос учащихся по ранее пройденному материалу;
  4. изучение нового материала;
  5. его закрепление;
  6. задание на дом.

 

Однако  нет необходимости всегда строго придерживаться данной последовательности в планировании урока. Гибкий и вариативный подход к структуре урока исключает шаблонность в его проведении. Элементами структуры урока могут быть различные виды деятельности учителя и учащихся.

Методическая подструктура урока, разрабатываемая учителем на основе дидактической структуры, характеризуется большойвариативностью:

  • на одном уроке она может предусматривать рассказ учителя, постановку вопросов на воспроизведение учащимися сообщенной им информации, выполнение упражнений по образцу, решение задач и др.;
  • надругом — демонстрация способов деятельности, воспроизведение их учащимися, решение задач с применением этого же способа в новых, нестандартных ситуациях и др.;
  • на третьем — решение поисковых задач, с помощью которых приобретаются новые знания, обобщения учителя и т. д. (Педагогика, 2002, с. 333-334).

Типы уроков. В современной дидактике имеется несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком. Остановимся на одном из них, наиболее обобщенном. Махмутов предлагает классифицировать уроки по цели организации, детерминированной общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем подготовленности учащихся. В соответствии с этим подходом выделяются пять типов уроков (Махмутов, 1985).

Уроки изучения нового материала. Целью данного типа уроков является овладение учащимися новым материалом путем разъяснения нового материала учителем, упорядочения и закрепления ранее усвоенного. Невозможно изучать новый материал, не вспоминая уже пройденный материал, не опираясь на него и не применяя его. Формами изучения нового материала могут быть:

  • лекция;
  • объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов;
  • эвристическая беседа;
  • самостоятельная работа с учебником и другими источниками;
  • постановка и проведение опытов и экспериментов.

В рамках данного типа учителя могут  применять такие виды уроков, как:

  • урок-лекция;
  • урок-семинар;
  • кино-урок;
  • урок теоретических и практических самостоятельных работ;
  • урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)

Соответствующие методические рекомендации по проведению уроков лекционного и семинарского типов можно найти в предыдущих разделах.

Уроки совершенствования  знаний, умений и навыков. Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, сводятся к следующему:

♦ систематизация и обобщение новых знаний;

  • повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;
  • применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;
  • формирование умений и навыков;
  • контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков (Педагогика, 2002, с. 337).

В данном типе уроков различают  несколько подтипов: уроки закрепления  изучаемого материала, уроки повторения, уроки комплексного применения знаний, умений и навыков.

К основным видам уроков данного типа относятся:

  • уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа — устных и письменных упражнений);
  • урок-лабораторная работа;
  • урок практических работ;
  • урок-экскурсия;
  • урок-семинар (Педагогика, 2002, с. 337).

Соответствующие методические рекомендации по проведению уроков лабораторного и практического типов можно найти в предыдущих разделах.

Уроки обобщения  и систематизации. Такие уроки стимулируют учащихся к повторению больших разделов и блоков учебного материала, позволяют им осознать его системный характер. Уроки обобщения и систематизации предусматривают все основные виды проведения уроков.

Комбинированные уроки. Это наиболее распространенный тип урока в существующей школьной практике. На нем решаются разные дидактические задачи из числа рассмотренных выше, поэтому этот тип урока и получил название «комбинированный». Методическая структура такого урока включает следующие основные элементы:

  • организация учащихся в начале занятия;
  • повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изученного материала на текущем уроке;
  • введение учителем нового материала и организация работы учащихся по его осмыслению и усвоению;
  • первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике;
  • формулирование домашнего задания и инструктаж по его выполнению;
  • подведение итогов урока.

Перечисленные компоненты методической подструктуры комбинированного урока  взаимодействуют между собой  и зачастую переходят друг в друга; они могут менять последовательность в зависимости от организации познавательного процесса. В таких случаях структура комбинированного урока становится гибкой, подвижной (Педагогика, 2002, с. 339-340).

Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Уроки этого типа предназначены для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися учебного материала, диагностики уровня обученности учащихся, коррекции в процессе обучения. Такие уроки могут иметь следующий вид:

  • устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой);
  • письменный опрос;
  • диктанты;
  • изложения;
  • решения задач;
  • зачетная работа;
  • контрольная самостоятельная работа;
  • экзамен.

Эти виды уроков проводятся после  изучения объемных разделов и тем  учебного курса.

После проведения уроков контроля проводится специальный урок (или часть урока) по анализу и объяснению типичных ошибок, достоинств и недостатков  в знаниях, умениях и навыках  учащихся.

Подготовка преподавателя  к урокам психологии заключается:

  1. в подборе информационного материала для использования на занятии;
  2. в выделении основных фактов, явлений, понятий, закономерностей, составляющих знания, которые должны быть усвоены учащимися;
  3. в выборе способов объяснения этих знаний;
  4. в подборе примеров и иллюстраций для понятий и закономерностей;
  5. в разработке видов практической активности, направленных на усвоение и закрепление знаний;
  6. в разработке развивающих видов активности учащихся;
  7. в распределении заданий для классной и самостоятельной работы.

Важнейшей задачей при подготовке к уроку психологии должно быть выделение и формулировка знаний, которые будут предметом изучения:

  1. психические явления;
  2. понятия;
  3. закономерные связи психических явлений;
  4. психологические факты.

Нецелесообразно насыщать урок большим  количеством понятий, фактов, закономерностей. Гораздо важнее обеспечить понимание нового материала и его закрепление на практике, показать возможности практического применения усвоенных знаний.

В качестве источников при подготовке к урокам используются те учебные  пособия, научные и научно-популярные книги, которые перечислены в программе. Помимо этого могут использоваться также статьи в научных и научно-популярных журналах (которые обычно в программе не указываются).

За основу при подготовке к урокам психологии в школе могут быть взяты изданные у нас в стране учебники и учебные пособия для школ (Коломинский, 1986; Немов, 1995; Климов, 1997; Реан, Гатанов и Баранов, 2000), для начальной школы — учебное пособие под редакцией И. В. Дубровиной (1998). Кроме того, в качестве учебных пособий могут использоваться также и учебные пособия для младших курсов вузов (Годфруа, 1996; Введение в психологию, 1997; Маклаков, 2001).

Порой учителя затрудняются в выборе одного учебного пособия, которое с  их точки зрения было бы наиболее подходящим для учащихся. Поэтому при подготовке к урокам возможно комбинирование материалов из разных книг.

Перечисленные выше пособия обладают тем безусловным достоинством, что  они в систематизированном виде излагают психологические знания. Однако полнота и доступность изложения отдельных вопросов в них неодинакова. Поэтому многие учителя используют их выборочно.

Помимо учебных пособий при  подготовке к урокам можно использовать научно-популярные книги и статьи в научно-популярных журналах и газетах. Они написаны доступным языком и сопровождаются примерами. Поэтому их удобно использовать при подготовке к урокам. Интересные И полезные материалы по психологии время от времени печатаются в таких журналах, как «Наука и жизнь», «Знание — сила», «Здоровье»; рубрика «Психолог у доски» есть в газете «Школьный психолог».

Научно-популярных изданий по психологии выпускается очень много. Большинство из них посвящено определенной сфере психологии, поэтому названия конкретных книг, полезных при подготовке к урокам, будут приведены в соответствующих разделах.

Информация о работе Принципы и особенности урока психологии