Применение знаний по психологии управления в практической деятельности менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 01:02, реферат

Описание работы

Работа руководителя – это, прежде всего работа с людьми, которая
является одним из самых сложных видов деятельности. Уже один только этот
факт порождает необходимость психологической подготовки менеджера.
Руководитель должен знать, как вести себя с исполнителями, корректировать
своё поведение в зависимости от их состояния, уметь выявить сильные стороны
исполнителей и заметить их недостатки с целью наиболее эффективного
распределения кадров. Его обязанность – создать сильный сплоченный
коллектив, в котором каждый его член занимает своё место, в котором сведены
к минимуму возможности возникновения конфликтных ситуаций, который способен
слаженно и эффективно работать. Менеджер должен изучить и использовать те
факторы окружающей среды, которые оказывают благоприятное влияние на
исполнителей и повышение эффективности работы коллектива. Выполняя
воспитательную функцию, руководитель должен активизировать, развивать в
исполнителях те их личностные качества, которые способствуют более
плодотворной работе отдельного исполнителя и коллектива в целом.

Содержание

Введение.
1. Место психологии в управленческом процессе.
2. Психология управления и предмет её изучения.
3. Психологические требования, предъявляемые к руководителю.
4. Воспитательная функция руководителя.
4.1. Характер исполнителя и его формирование руководителем.
4.2. Настроение исполнителей и возможность его изменения с целью
более эффективной работы.
4.3. Внимание. Необходимость и возможность его выработки
руководителем.
5. Имидж руководителя с психологической точки зрения
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 112.00 Кб (Скачать)
n="justify">которые выдвигаются условиями руководимой  им системы.  Каждому  руководителю

надо  выбрать и сформировать в себе чувство нового, умение анализировать,  из

бесчисленного количества информации и фактов выделять важнейшие вопросы.

      Систематизация чужого опыта  и готовых идей с целью   использования  их,

когда это необходимо, является существенным  условием  организации  научного

труда руководителя.

      Другим качеством, характеризующим  хорошего руководителя  при   изучении

того  или иного решения,  является  чувство  ответственности,  с  которым  он

должен  относиться к данному решению.

      Для выяснения и выбора самого  правильного подхода к  решению  проблемы

большое   значение   имеет   умение   руководителя   советоваться.    Умение

руководителя  советоваться в значительной  степени  определяет  эффективность

его деятельности. Не менее важно и умение руководителя анализировать  мнения

людей.

      Оперативность принятия решения   и  его  качество  зависят   от  степени

продуктивности  умственной  деятельности,  умения  использовать  и  применять

имеющиеся  знания  и  накопленный  опыт.   Поэтому   и   гибкость   ума,   и

оперативность памяти – важные и необходимые черты каждого руководителя.

      Не меньшее значение при подготовке  принятия  решения  и  его   принятии

имеют и волевые качества – инициативность, самостоятельность,  решительность

и смелость.[4].

Таковы  психологические требования, предъявляемые к руководителю.

Совершенствуя себя и свои профессиональные навыки, руководитель должен в

первую  очередь развивать те качества, которые  соответствуют предъявляемым

требованиям.

4. Воспитательная функция  руководителя. 

                                     Если у кого-то что-то плохо получается, 
 

                                          значит, он слишком мало занимается 

                                                            своими рабочими.

                                           А.Морита, президент фирмы ‘Сони”.

      Основное, что характеризует труд  руководителя – это то, что  он, прежде

всего,  работает  с  людьми.  В  процессе  решения  задач   управления   ему

приходиться  направлять  действия  и  давать  указания  своим   сотрудникам.

Оказывая  на них воздействие, он помогает их формированию  как  работников  и

всесторонне  развитых   личностей.   Управленческая   деятельность   –   это

непрерывный    процесс    воздействия     руководителя     в     направлении

совершенствования исполнителя.

      Работа  с  людьми  требует   от   руководителя,   чтобы   он   следовал

педагогическим  принципам  индивидуального  подхода.  Индивидуальный  подход,

учитывающий возрастные,  половые  и  психологические  особенности  личности,

является  необходимым условием успешной деятельности руководителя.

      Знания и поведение руководителя  в определённой степени воздействует  на

психологию  сотрудников. Руководитель  воспитывает  исполнителей  в  процессе

всей  работы. Вопрос о совершенствовании  человека  связан,  прежде  всего,  с

развитием  его  способностей.  Всё   это   теснейшим   образом   связано   с

определёнными изменениями, как в познавательной, так  и  в  эмоциональной  и

волевой сферах психической деятельности человека.[4] 
 

      4.1. Характер исполнителей и его формирование руководителем

                                     Власть над собой - самая высшая  власть,

                                           Порабощённость своими страстями  –

                                                     самое страшное рабство.

                                                                     Сенека.

       Во взаимодействии человека со  средой и с  другими  людьми  выявляется

множество  его  социально-психологических  особенностей.   Многие   из   них

несущественны, кратковременны или не влияют на его отношение  к  окружающему

миру. Но есть у  каждого человека такие индивидуально-психологические  черты,

которые проявляются  постоянно и отличают одну личность от другой. Это  черты

характера,  выраженные  отчётливо,  определяющие  одна  другую  и  а   стиль

действий и  отношений к окружающим обстоятельствам  и людям.  Характер  –  это

основной психический  склад человека.

       Характер проявляется и формируется   в  делах  и  поступках.  Характер

формируется в  преодолении трудностей и препятствий.

       В  воспитании  характера   необходимо,  прежде   всего,   сформировать

истинные  убеждения,  представления  и   идеалы.   Это   важнейшие   условия

формирования  сильного  характера.  Одновременно  следует  добиваться,  чтобы

человек не только знал, но и реализовывал свои убеждения  в  жизни  и  труде.

Его мировоззрение  не должно быть оторвано от практики.

       Воспитание    деловитости,    дисциплинированности,    расторопности,

активности –  есть борьба за личность рабочего. Эта борьба требует  на  любом

участке создать  условия, при которых нет простоя  в  работе,  при  которых  у

труженика заняты и голова и руки в течение всего  рабочего дня.

       Неотъемлемая  черта  характера   –   дисциплинированность   –   точное

соблюдение  должностных   инструкций,   правил   работы,   норм   поведения.

Дисциплинированность  воспитывается, когда неизменно  выполняются  требования

руководителя, все  режимные  положения  организации.  В  ходе  их  выполнения

преодолеваются  трудности, препятствия.

       Воспитывая   моральные   (доброта,    деликатность),    эмоциональные

(весёлость,  страстность)  и  волевые  (настойчивость,  критичность)   черты

характера,  руководитель,  прежде  всего,   показывает   пример   поведения.

Руководитель не должен  забывать  об  индивидуальном  подходе,  не  упускать

возможность одобрить и похвалить  лучшие  проявления  характера  и  отметить

недостатки в  поведении людей.

       Важную роль в формировании  характера  играет  самовоспитание.  Прямой

обязанностью руководителя является стремление указать подчинённому  наиболее

эффективные пути устранения недостатков, эффективные  приёмы  самовоспитания,

преодоления вредных  привычек.

       Не следует забывать, что характер  – не врождённое качество  личности.

Он формируется и совершенствуется в течение жизни.  Человек  непосредственно

участвует в  выработке своего характера, и сам  несёт ответственность  за  его

отрицательные проявления. В народе очень верно  подмечено:

                                        Посеешь поступок – пожнёшь привычку,

                                        посеешь привычку – пожнёшь  характер,

                                          посеешь характер – пожнёшь  судьбу.

      Характер каждой личности индивидуален  и в своём роде уникален,  однако

можно выделить ряд черт, присущих  всем  характерам.  Эти  черты  по-разному

компонуются, сочетаются и проявляются в характере  каждой личности,  доля  их

участия в определении  характера также  различна.  Акцентуация  –  чрезмерное

участие отдельных  черт  характера.  Для  умелого  руководителя,  обладающего

определённой  психологической  подготовкой,  важно   к   какой   акцентуации

относится характер исполнителя,  чтобы  подобрать  наиболее  подходящие  для

данной личности способы и  методы  формирования  характера.  Можно  привести

следующие  примеры  основных  акцентуаций  и  соответствующих  им   способов

воздействия на состояние личности с целью формирования характера:

      Конформный  тип.  Основная  черта   такого  типа   –   соглашательство,

отсутствие   инициативы,    смелости,    решительности.    Чтобы    избежать

соглашательной  позиции такого работника, руководитель должен предлагать  ему

высказывать своё мнение первым во время всевозможных собраний, совещаний.

      Эмоционально-лобильный  тип.  Это люди  с неустойчивым  настроением,

которое изменяется даже по ничтожному поводу. Они очень  чувствительны как  к

похвале, так  и к порицанию. Руководителю важно  вовремя  приободрить  такого

слушателя.

      Экзальтированный тип. Такие люди  легко  восторгаются,  восхищаются  по

причинам, на которые  большинство людей могут не обращать внимания. Но  в  то

же время часто  впадают  в  отчаяние,  легко  разочаровываются.  Руководитель

должен выявить  его сильные  стороны  и  поручить  такому  человеку задания,

соответствующие его сильным сторонам.

      Можно назвать и другие распространённые  типы акцентуации: гипертимный,

истерический, аффектно – застойный, шизоидный.

      Выразительные признаки характера.  О  характере  человека  говорят   его

поза, походка, жесты, мимика, дистанция  общения.  В  психологии  существует

понятие вербального  и  невербального  общения.  Вербальное  общение,  –  что

человек говорит, невербальное – как человек говорит. Если эти  2  уровня  не

совпадают, то с  человеком трудно общаться,  возникают отрицательные эмоции

по  отношению  к  нему.   Поэтому   менеджер   должен   умело   пользоваться

невербальным  общением.

      Руководитель чаще всего не  задумывается о воспитывающем  влиянии  своей

позы, о том, что  поза выдаёт его характерные черты.  Например,  поза,  когда

он одной рукой  облокачивается на  стол,  другой  упирается  в  бок,  а  тело

Информация о работе Применение знаний по психологии управления в практической деятельности менеджера