Прикладные психологические типологии человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 16:21, реферат

Описание работы

Типологии личности в общественно-политической жизни. Типологии личности в сфере межличностных отношений. Типологические особенности обучающихся.

Работа содержит 1 файл

Прикладные психологические типологии человека (2).doc

— 72.00 Кб (Скачать)

Авторитарный, демократический  или свободный стиль лидерства  «в чистом виде» встречаются реже, чем сочетание их у одного и  того же лидера. При исследовании А. Л. Журавлевым трудовых коллективов  в промышленности выяснилось, что доля руководителей с четким проявлением одного из стилей лидерства составляет 31-45%, а остальные реализуют элементы различных стилей. Причем среди руководителей среднего уровня (начальники цехов) эта доля составляет 52,7%, а у руководителей низового уровня она снижается до 31,1% (у старших мастеров) и 40,7% (у сменных мастеров).

Наличие «смешанных»  стилей лидерства стимулирует расширение или изменение традиционной классификации. Так, в классификацию Л. Д. Кудряшовой входят следующие типы руководителей: «регламентатор», «коллегиал», «показушник», «объективный», «формалист», «максималист», «организатор», «диспетчер». Типология Л. И. Уманского включает в себя лидера-организатора, лидера-инициатора, лидера – генератора эмоционального настроя, лидера-эрудита, лидера эмоционального притяжения, лидера-мастера. Дальнейшее увеличение числа типов лидерства делает типологии соответствующими подходу к лидерству как функции группы. Кроме того, они становятся трудно приложимыми к практике. Наконец, при внимательном рассмотрении, замечается их производность от классической триадной типологии (автократический, демократический, свободный типы лидерства).

В целом можно  заметить, что при демократическом  стиле лидерства главное значение имеют способности лидера, а при авторитарном и попустительском – его направленность, мотивация.

Предложенное  разделение в определенной мере перекликается  с классификациями, различающими инструментальный (прагматический) и эмоциональный  типы лидерства (если при этом принять  обусловленность эмоций потребностями человека). Так, Н. Н. Обозов выделил практический, аффективный и когнитивный типы личности. При этом указанные типы совпадают с коллегиальным, директивным и попустительским типами лидерства соответственно. Кроме того, приводятся данные о связи практического типа с атлетической конституцией, аффективного – с пикнической, а когнитивного – с астенической конституцией тела.

Изучение не только рядовых членов коллектива, но и руководителей позволило  установить существование инструментальных лидеров, экспрессивных лидеров и ведомых. Инструментальный лидер, в частности, превосходит экспрессивного по общему интеллекту, эмоциональной стабильности и уступает ему по уровню экстраверсии. От ведомых оба типа лидеров прежде всего отличает более выраженная тенденция к доминированию.

2.3.3. Типологические особенности  обучающихся

На необходимости  учета в педагогической практике психологических типов обучающихся  указывал еще П. Ф. Лесгафт, выделив  шесть характерных школьных типов: лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостно-забитый, угнетенный.

В более современной  психолого-педагогической практике распространение  получили традиционные исследования влияния  на эффективность обучения свойств  нервной системы и темперамента обучающихся. То есть, в этом случае рассматривались общие психологические типологии. Например, было установлено, что на авиационных тренажерах более успешно обучаются лица с подвижной и сильной нервной системой, преобладанием экстраверсии (по Г. Айзенку) и высоким самоконтролем. Соответственно для неуспешных характерно сочетание слабой и инертной нервной системы с высокой тревожностью и низким самоконтролем в эмоциональной сфере.

Имеются данные о том, что учащиеся с подвижной  нервной системой лучше, чем инертные, усваивают трудовые навыки. При неудачах в выполнении учебных заданий у инертных чаще возникает состояние напряжения или недовольства. Изменение привычных и повторяющихся условий учебной деятельности может служить сильной эмоциональной нагрузкой для учащихся со слабой нервной системой, оказывая дезорганизующее влияние. Учащиеся с сильной нервной системой в ситуации новизны проявляют большую смелость и инициативу.

В результате проведенных  исследований определено, что сангвиники и флегматики несколько опережают  меланхоликов и холериков в решении задач на размышление, не включающих скоростные компоненты в оценку успешности. В задачах, включающих скоростные компоненты как условие успешности, флегматики значительно уступают представителям других типов темперамента, меланхолики не уступают сангвиникам и холерикам. Экспертные оценки учебной успеваемости выше всего у сангвиников, затем следуют холерики, флегматики и, наконец, меланхолики.

Установлено, что  среди студентов-первокурсников к  новым условиям быстрее адаптируются сангвиники и холерики, нежели флегматики и особенно меланхолики.

Если обратиться к собственно психологическим типологиям обучающихся, то можно сослаться  на часто предпринимаемые попытки  объяснения индивидуальных различий в  обучении с помощью понятия когнитивных стилей. Когнитивный стиль – это гипотетический конструкт для обозначения преимущественно используемых человеком способов восприятия, мышления и действия. В зависимости от того, берутся ли за основу типологии особенностей восприятия, образования понятий, классификации принятия решения и т. п., выделяются различные когнитивные стили. Наиболее важными основаниями для определения когнитивных стилей считаются: обобщенность категорий (с параметром «глобальные—специфичные»), уровень концептуализации (с параметром «конкретный—абстрактный»), тип реагирования (с параметром «импульсивность—рефлексивность»), дифференциро-ванность поля (с параметром «полезависимость—поленезависимость»).

Обобщенность  категорий относится к особенностям построения классификаций. Определено, что одни люди стремятся классифицировать объекты или явления на большое количество мелких групп, а другие предпочитают разбивать их на относительно небольшое число крупных классов. То есть, во втором случае не замечаются некоторые различия между объектами. Аналогичное различие в обобщенности категорий классификации обнаруживается при понимании значений слов, оперировании понятиями, в феномене константности формы, величины и освещенности, а также в способности отличать людей друг от друга в процессе восприятия и дифференцированно их оценивать.

Различия в  стилях концептуализации проявляются  в разном уровне абстрагирования  при восприятии и интегративной  сложности мышления. Лица с конкретной концептуализацией воспринимают информацию как жестко связанную в пространственно-временном отношении с ее источником, встраивают ее в наглядные, относительно неподвижные схемы. При абстрактной концептуализации информация перерабатывается в соответствии с широко иерархизированными правилами связывания и включается в более общие понятийные системы.

Различия при  решении мыслительных задач проявляются  и в типах реагирования. При  импульсивном реагировании человек  сразу, не задумываясь, отвечает на внешние  раздражители, легко склоняется в  пользу той или иной гипотезы, не учитывая степени ее правдоподобности, действует, не размышляя и часто принимая необдуманные решения. Рефлексивный человек, прежде чем действовать, мысленно проверяет гипотезы, отрабатывает те из них, которые кажутся ему более правдоподобными, поступает обдуманно, взвешенно и осторожно. Импульсивное поведение приводит в среднем к меньшим затратам времени и большей частоте ошибок, чем рефлексивная стратегия.

Понятие дифференцированности поля используется при объяснении того, что на разных людей при восприятии одной и той же фигуры стимулы, находящиеся на периферии поля зрения, влияют по-разному. Полезависимые с трудом отвлекаются от доминирующей структуры перцептивного поля, с трудом выделяют из фона конкретный стимул, не могут полностью отделить элемент от окружающего поля, частью которого он является. Восприятие таких людей является преимущественно целостным, глобальным и недифференцированным. Поленезависимые легко освобождаются от давления объединяющих взаимосвязей, воспринимают и перерабатывают те или иные стимулы независимо от контекста, быстро и надежно перцептивно изолируют фигуру от фона. Восприятие у поленезависимых более ориентировано на детали, более аналитично и дифференцированно.

При обобщении  результатов ряда исследований установлено, что лица с выраженным рефлексивным когнитивным стилем в целом решают учебные задачи лучше, чем импульсивные. Особенно это заметно при решении сложных задач. При решении же относительно легких задач может проявиться и обратная тенденция. Кроме того, показано, что поленезависимые лучше полезависимых обучаются чтению, лучше зрительно распознают буквы, слова, геометрические фигуры, лучше различают на слух фонемы, слоги, слова и части фраз, а оценки полезависимых учеников профессиональной школы в среднем существенно ниже, чем оценки поленезависимых.

В целом однозначный  вывод оботрицательном психологическом, учебном и профессиональном статусе  учащихся с полезависимым типом  когнитивного стиля не может быть принят безоговорочно и требует  дополнительных исследований. Это же заключение в полной мере можно перенести на оценку обусловленности успешности обучения учащихся с другими когнитивными стилями.

Важно заметить, что определение когнитивных  стилей производится операционно, с  помощью тех или иных тестов. Поэтому  их количество и разнообразие во многом обусловлено возможностями психодиагностики. Имевшие место попытки обобщения приводили к разноречивым результатам, хотя превалирует мнение, что существуют два психологических стиля – аналитический и синтетический – сквозные для разных классов психических процессов и свойств, как когнитивных, так и коммуникативных.

Различение аналитического и синтетического типа познавательной деятельности достаточно традиционно  в психологии. Для «аналитиков» характерна направленность внимания на отдельные  детали, элементы некоторой стимульной структуры, для «синтетиков» – на конфигурацию стимулов как единого целого, такая целостность восприятия объясняется в первую очередь наличием субъективной установки.

В качестве иллюстрации  такого подхода к изучению познавательной деятельности можно привести данные исследования, позволившего осуществить разделение студентов по показателю индивидуального стиля познавательной деятельности. Части студентов оказался свойствен аналитико-синтетический (АС) стиль – преобладание точного и скрупулезного анализа объекта на начальном этапе познавательной деятельности и абстрактное, синтетическое представление его на конечном этапе. У другой части студентов был выявлен синтетико-аналитический (СА) стиль, для которого характерно обратное направление познания. АС-стиль широко распространен у математиков, а СА-стиль – у историков. Оценивая эту классификацию, можно указать на связь АС-стиля с поленезависимостью, а СА-стиля – с полезависимостью.

Основываясь на стилевых различиях при принятии решений, В. А. Якунин установил психологические типы, предпочитающие экстернально-объектную, экстернально-субъектную, интернально-объект-ную или интернально-субъектную стратегию. Экстернально-объектную стратегию отличают решения, в результате которых в ответ на изменения среды выбираются действия, изменяющие само внешнее окружение. Экстернально-субъектную стратегию характеризуют решения, результатом которых являются действия, изменяющие собственное поведение человека в ответ на перемены во внешнем окружении. Интернально-объектная стратегия проявляется в выборе способов действий, изменяющих свойства окружения человека в ответ на его внутренние изменения. Интернально-субъектная ориентация в решениях предусматривает выбор способов действий, изменяющих внутреннее состояние человека в качестве отклика на его собственные изменения. Кроме того, у части людей стратегии меняются в различных обстоятельствах. Таким образом, более правомерно говорить о пяти психологических типах.

Информация о работе Прикладные психологические типологии человека