Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 16:21, реферат
Типологии личности в общественно-политической жизни. Типологии личности в сфере межличностных отношений. Типологические особенности обучающихся.
Авторитарный, демократический или свободный стиль лидерства «в чистом виде» встречаются реже, чем сочетание их у одного и того же лидера. При исследовании А. Л. Журавлевым трудовых коллективов в промышленности выяснилось, что доля руководителей с четким проявлением одного из стилей лидерства составляет 31-45%, а остальные реализуют элементы различных стилей. Причем среди руководителей среднего уровня (начальники цехов) эта доля составляет 52,7%, а у руководителей низового уровня она снижается до 31,1% (у старших мастеров) и 40,7% (у сменных мастеров).
Наличие «смешанных»
стилей лидерства стимулирует
В целом можно
заметить, что при демократическом
стиле лидерства главное
Предложенное разделение в определенной мере перекликается с классификациями, различающими инструментальный (прагматический) и эмоциональный типы лидерства (если при этом принять обусловленность эмоций потребностями человека). Так, Н. Н. Обозов выделил практический, аффективный и когнитивный типы личности. При этом указанные типы совпадают с коллегиальным, директивным и попустительским типами лидерства соответственно. Кроме того, приводятся данные о связи практического типа с атлетической конституцией, аффективного – с пикнической, а когнитивного – с астенической конституцией тела.
Изучение не только рядовых членов коллектива, но и руководителей позволило установить существование инструментальных лидеров, экспрессивных лидеров и ведомых. Инструментальный лидер, в частности, превосходит экспрессивного по общему интеллекту, эмоциональной стабильности и уступает ему по уровню экстраверсии. От ведомых оба типа лидеров прежде всего отличает более выраженная тенденция к доминированию.
На необходимости
учета в педагогической практике
психологических типов
В более современной психолого-педагогической практике распространение получили традиционные исследования влияния на эффективность обучения свойств нервной системы и темперамента обучающихся. То есть, в этом случае рассматривались общие психологические типологии. Например, было установлено, что на авиационных тренажерах более успешно обучаются лица с подвижной и сильной нервной системой, преобладанием экстраверсии (по Г. Айзенку) и высоким самоконтролем. Соответственно для неуспешных характерно сочетание слабой и инертной нервной системы с высокой тревожностью и низким самоконтролем в эмоциональной сфере.
Имеются данные о том, что учащиеся с подвижной нервной системой лучше, чем инертные, усваивают трудовые навыки. При неудачах в выполнении учебных заданий у инертных чаще возникает состояние напряжения или недовольства. Изменение привычных и повторяющихся условий учебной деятельности может служить сильной эмоциональной нагрузкой для учащихся со слабой нервной системой, оказывая дезорганизующее влияние. Учащиеся с сильной нервной системой в ситуации новизны проявляют большую смелость и инициативу.
В результате проведенных исследований определено, что сангвиники и флегматики несколько опережают меланхоликов и холериков в решении задач на размышление, не включающих скоростные компоненты в оценку успешности. В задачах, включающих скоростные компоненты как условие успешности, флегматики значительно уступают представителям других типов темперамента, меланхолики не уступают сангвиникам и холерикам. Экспертные оценки учебной успеваемости выше всего у сангвиников, затем следуют холерики, флегматики и, наконец, меланхолики.
Установлено, что среди студентов-первокурсников к новым условиям быстрее адаптируются сангвиники и холерики, нежели флегматики и особенно меланхолики.
Если обратиться
к собственно психологическим типологиям
обучающихся, то можно сослаться
на часто предпринимаемые попытки
объяснения индивидуальных различий в
обучении с помощью понятия когнитивных
стилей. Когнитивный стиль – это гипотетический
конструкт для обозначения преимущественно
используемых человеком способов восприятия,
мышления и действия. В зависимости от
того, берутся ли за основу типологии особенностей
восприятия, образования понятий, классификации
принятия решения и т. п., выделяются различные
когнитивные стили. Наиболее важными основаниями
для определения когнитивных стилей считаются:
обобщенность категорий (с параметром
«глобальные—специфичные»), уровень концептуализации
(с параметром «конкретный—абстрактный»),
тип реагирования (с параметром «импульсивность—
Обобщенность
категорий относится к
Различия в
стилях концептуализации проявляются
в разном уровне абстрагирования
при восприятии и интегративной
сложности мышления. Лица с конкретной
концептуализацией воспринимают информацию
как жестко связанную в пространственно-
Различия при решении мыслительных задач проявляются и в типах реагирования. При импульсивном реагировании человек сразу, не задумываясь, отвечает на внешние раздражители, легко склоняется в пользу той или иной гипотезы, не учитывая степени ее правдоподобности, действует, не размышляя и часто принимая необдуманные решения. Рефлексивный человек, прежде чем действовать, мысленно проверяет гипотезы, отрабатывает те из них, которые кажутся ему более правдоподобными, поступает обдуманно, взвешенно и осторожно. Импульсивное поведение приводит в среднем к меньшим затратам времени и большей частоте ошибок, чем рефлексивная стратегия.
Понятие дифференцированности поля используется при объяснении того, что на разных людей при восприятии одной и той же фигуры стимулы, находящиеся на периферии поля зрения, влияют по-разному. Полезависимые с трудом отвлекаются от доминирующей структуры перцептивного поля, с трудом выделяют из фона конкретный стимул, не могут полностью отделить элемент от окружающего поля, частью которого он является. Восприятие таких людей является преимущественно целостным, глобальным и недифференцированным. Поленезависимые легко освобождаются от давления объединяющих взаимосвязей, воспринимают и перерабатывают те или иные стимулы независимо от контекста, быстро и надежно перцептивно изолируют фигуру от фона. Восприятие у поленезависимых более ориентировано на детали, более аналитично и дифференцированно.
При обобщении результатов ряда исследований установлено, что лица с выраженным рефлексивным когнитивным стилем в целом решают учебные задачи лучше, чем импульсивные. Особенно это заметно при решении сложных задач. При решении же относительно легких задач может проявиться и обратная тенденция. Кроме того, показано, что поленезависимые лучше полезависимых обучаются чтению, лучше зрительно распознают буквы, слова, геометрические фигуры, лучше различают на слух фонемы, слоги, слова и части фраз, а оценки полезависимых учеников профессиональной школы в среднем существенно ниже, чем оценки поленезависимых.
В целом однозначный
вывод оботрицательном
Важно заметить, что определение когнитивных стилей производится операционно, с помощью тех или иных тестов. Поэтому их количество и разнообразие во многом обусловлено возможностями психодиагностики. Имевшие место попытки обобщения приводили к разноречивым результатам, хотя превалирует мнение, что существуют два психологических стиля – аналитический и синтетический – сквозные для разных классов психических процессов и свойств, как когнитивных, так и коммуникативных.
Различение аналитического и синтетического типа познавательной деятельности достаточно традиционно в психологии. Для «аналитиков» характерна направленность внимания на отдельные детали, элементы некоторой стимульной структуры, для «синтетиков» – на конфигурацию стимулов как единого целого, такая целостность восприятия объясняется в первую очередь наличием субъективной установки.
В качестве иллюстрации такого подхода к изучению познавательной деятельности можно привести данные исследования, позволившего осуществить разделение студентов по показателю индивидуального стиля познавательной деятельности. Части студентов оказался свойствен аналитико-синтетический (АС) стиль – преобладание точного и скрупулезного анализа объекта на начальном этапе познавательной деятельности и абстрактное, синтетическое представление его на конечном этапе. У другой части студентов был выявлен синтетико-аналитический (СА) стиль, для которого характерно обратное направление познания. АС-стиль широко распространен у математиков, а СА-стиль – у историков. Оценивая эту классификацию, можно указать на связь АС-стиля с поленезависимостью, а СА-стиля – с полезависимостью.
Основываясь на стилевых различиях при принятии решений, В. А. Якунин установил психологические типы, предпочитающие экстернально-объектную, экстернально-субъектную, интернально-объект-ную или интернально-субъектную стратегию. Экстернально-объектную стратегию отличают решения, в результате которых в ответ на изменения среды выбираются действия, изменяющие само внешнее окружение. Экстернально-субъектную стратегию характеризуют решения, результатом которых являются действия, изменяющие собственное поведение человека в ответ на перемены во внешнем окружении. Интернально-объектная стратегия проявляется в выборе способов действий, изменяющих свойства окружения человека в ответ на его внутренние изменения. Интернально-субъектная ориентация в решениях предусматривает выбор способов действий, изменяющих внутреннее состояние человека в качестве отклика на его собственные изменения. Кроме того, у части людей стратегии меняются в различных обстоятельствах. Таким образом, более правомерно говорить о пяти психологических типах.
Информация о работе Прикладные психологические типологии человека