Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 00:47, реферат
Цель: изучить приемы развития внимания.
Задачи:
Дать наиболее полное определение термину «внимание».
Определить виды внимания.
Выделить свойства и функции внимания.
Выявить наиболее важные пути развития и способы тренировки внимания.
Исследовать работы ученых, связанные непосредственно с темой приемов развития внимания.
4 Способы тренировки и развития внимания
Внимание, как и все
остальные психические
Историю развития внимания,
как и многих других
По мнению Л.С. Выготского,
с самых первых дней жизни
ребенка развитие его внимания
происходит в среде,
Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию.
По данным наблюдений
и экспериментальных
1. Первые недели-месяцы
жизни. Появление
2. Конец первого года
жизни. Возникновение
3. Начало второго года
жизни. Обнаружение зачатков
4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.
5. Четыре с половиной
- пять лет. Появление
6. Пять-шесть лет. Возникновение
элементарной формы
7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.[4,с.209]
Внимание играет важную
роль в различных профессиях,
связанных с осмыслением
Обеспечение высокой
работоспособности всех
- правильный распорядок дня, полноценное питание и отдых;
- своевременная диагностика
и лечение нарушений зрения, слуха,
заболеваний внутренних
- учет дневного ритма работоспособности;
- чередование умственных и физических занятий.
Создание благоприятной рабочей обстановки:
- отсутствие сильных внешних раздражителей - обеспечение тишины
(легкий шум способствует сосредоточенности);
- обеспечение гигиенических условий работы;
- оптимальный физический
фактор (поза, при которой ничто
не отвлекает, отсутствие
- привычные условия работы.
Организация деятельности:
- установить приоритеты (определить, что главное, а что второстепенное, отдав предпочтение главному);
- поставить конкретные задачи;
- определить конечную цель и разбить на этапы пути ее достижения.
Воспитание критического отношения к себе и работе: после завершения деятельности необходимо проанализировать, достигнута ли поставленная цель, что способствовало ее достижению, а что мешало.
Кроме того, развитие
ощущений (музыка, произведения искусства),
воспитание восприимчивости и
наблюдательности, а также повышение
интеллектуального уровня
Способами как развития, так и тренировки внимания, могут быть:
- медитация (один из
терминов, употребляющихся для
- пальминг (происходит от слова palm, что в переводе на русский язык означает “ладонь”). Ладони человека представляют собой превосходный инструмент для защиты глаз. Когда человек закрывает глаза, это способствует их расслаблению и отдыху. Однако глаза, самой природой предназначенные для восприятия света, не могут полностью расслабиться, когда на них подает даже ничтожное количество его лучей. Упражнение, позволяющее добиться этого было названо Уильямом Бейтсом “пальминг”. Упражнение: поставить перед собой какую-нибудь из любимых вещей (лучше яркого цвета). Затем несколько минут смотреть на предмет внимательно, спокойно. После этого следует закрыть глаза, попытаться вспомнить предмет в деталях и удержать их в уме. Затем открыть глаза, посмотреть на предмет и определить, какие подробности были забыты в умственном образе. Упражнение следует повторять до тех пор, пока предмет не будет точности воспроизведен в умственном образе.
Еще одним способ
тренировки внимание может
Оказывается, что не каждый человек может в точности воспроизвести в памяти лица даже самых близких людей. Это упражнение хорошо тренирует наблюдательные способности.
- активизация слухового центра. Известный российский физиолог академик
П. Анохин в своих
исследованиях установил, что
в деятельности человеческого
мозга порой возникают
1. Проходя по улице, нужно стараться поймать и удержать в памяти отдельные фразы проходящих мимо людей.
2. Нужно стараться различать
голоса часто встречающихся
3. Стоя так, чтобы не
видеть разговаривающих между
собой людей, попытаться
4. Можно постараться припомнить слова, обращенные к вам в течение прошедшего дня. Очень немногие люди в состоянии дословно повторить то, что им было сказано всего несколько минут назад.
5. Присутствуя на лекции,
собрании, заседании, постараться
затем записать все, что
Заключение
Таким образом, внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Психологи выделяют ряд видов
внимания. Таковыми являются непроизвольное
и произвольное внимание, природное
и социально обусловленное
Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют основные свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.
Внимание играет важную роль в различных профессиях, связанных с осмыслением большого количества информации и общением. Именно поэтому, важно создать условия, необходимые для его появления, сохранения и развития.
Список использованной литературы
1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным. - М.:
Просвещение, 1996. - 160 с.
2. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию. - М., 1976. – 205 с.
3. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: Тривола,
1999. – 336 с.
4. Кузин В.С. Психология. Учебник. - М.: АГАР, 1999. - 304 с., ил.
5. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед.
учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 688 с.
6. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического
образования / Сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 448 с.
7. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов
Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 175 с