Причины возникновения сознания,его уровни и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 20:11, контрольная работа

Описание работы

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания.

Содержание

Введение________________________________________ стр.3
1.Сознание,функции сознания человека____________________стр.4
2.Причины возникновения сознания________________________ стр.4-7
3.Уровни сознания_______________________________________ стр.7-9
4.Структура сознания___________________________________ стр.9-11
Заключение_______________________________________стр.11
Список литературы________________________________стр.12

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 30.29 Кб (Скачать)

Позор (shame) – один шаг до смерти. Вероятно здесь ты обдумываешь самоубийство. Или ты – серийный убийца. Другими словами – это ненависть, направленная на себя.

Вина (guilt) – на уровень выше позора, но у тебя могут быть мысли о самоубийстве. Ты думаешь о себе как о грешнике и не можешь простить себе прошлые поступки.

Апатия (apathy) – испытываешь безнадёжность или мучаешь себя. Полная убеждённость в своей беспомощности. Многие бездомные застряли на этом уровне.

Горе (grief) – уровень бесконечной грусти и потерь. Сюда можно попасть после потери любимого человека. Депрессия. Всё же выше чем апатия, т.к. ты начинаешь избавляться от оцепенения.

Страх (fear) – мир кажется опасным и ненадёжным. Паранойя. Обычно тебе нужна помощь, чтобы подняться над этим уровнем или ты надолго останешься в ловушке, например в такой как “подавляющее” взаимоотношения.

Желание (desire) – ещё не обременённый постановкой и достижением целей, это уровень стремления, вредных привычек и страсти – к деньгам, одобрению, силе, славе и тд… Потребление. Материализм. Это уровень курения, алкоголя и наркотиков.

Гнев (anger) – уровень разочарований, часто из-за не возможности исполнить желания, рождённые на предыдущем уровне. Этот уровень может подстегнуть тебя к действию на высших уровнях, или заставить захлебнуться в ненависти. В “подавляющих” взаимоотношениях (брак, работа, …) можно часто увидеть пару: одного переполняет гнев, другого – страх.

Гордость (pride) – первый уровень, когда ты начинаешь чувствовать себя хорошо, но это ложное чувство. Оно зависит от внешней среды (деньги, престиж, …) и поэтому оно уязвимо. Гордость может привести к национализму, расизму и религиозным войнам. Вспомни нацистов. Уровень иррационального самоотречения и самообороны. Религиозные фундаменталисты тоже принадлежат этому уровню. Ты становишься настолько привязан к своей вере, что любую атаку на твою картину мира воспринимаешь как атаку на себя.

Храбрость (courage) – первый уровень настоящий силы. Мой предыдущий пост на эту тему: Храбрость – это ключ. (Courage is the Gateway) Здесь ты начинаешь видеть, что жизнь полна испытаний и захватывает, и совсем не подавляет. У тебя появляется намёк на интерес к личному развитию, хотя на этом уровне ты, вероятно, будешь называть его повышением скилов, карьерой, продвижением, образованием и тд. Ты начинаешь видеть своё будущее как рост относительно прошлого, а не просто как его продолжение.

Нейтралитет (neutrality) – его можно описать фразой “живи сам и дай жить другому”. Гибкая, расслабленная и необременённая жизнь. Что бы ни случилось – ты выкручиваешься. Тебе не надо что-то кому-то доказывать. Ты чувствуешь себя безопасно и хорошо уживаешься с людьми. Множество людей, работающих на себя, находятся на этом уровне. Очень комфортное место. Это уровень удовлетворённости и лени. Ты заботишься о своих нуждах, но не напрягаешься.

Готовность (willingness) – когда ты чувствуешь себя безопасно и комфортно, ты начинаешь использовать свою энергию более эффективно. Просто сводить концы с концами не кажется больше хорошей идеей. Ты обращаешь внимание на то, чтобы работать хорошо, возможно даже показывать свои лучшие результаты. Ты думаешь о тайм-менеджменте, продуктивности и самоорганизации, в понятиях которые не были настолько важными на уровне нейтралитета. Это – уровень развития воли и дисциплины. Такие люди – “солдаты” нашего общества; они делают свою работу и особо не жалуются. Если ты в школе – ты действительно хороший ученик; ты серьёзно выполняешь уроки и вкладываешь время в то, чтобы делать это хорошо. Это уровень, где сознание становится более организованным и дисциплинированным. 

Принятие (acceptance) – теперь происходит мощный сдвиг, и ты пробуждаешься для возможностей проактивной жизни. На уровне готовности ты стал компетентным, и теперь ты хочешь найти своим способностям хорошее применение. Это уровень постановки и достижения целей. Я не очень люблю ярлык “принятие”, который использует здесь Хаукинс, но по существу это означает, что ты начинаешь принимать (брать на себя) ответственность за свою роль в этом мире. Если что-то в жизни не в порядке (карьера, здоровье, отношения), ты определяешь желаемое состояние и достигаешь его. Ты начинаешь более чётко видеть полную картину своей жизни. Этот уровень побуждает многих людей сменить карьеру, начать новый бизнес или заняться своей диетой.

Интеллект (reason) – на этом уровне ты переступаешь эмоциональные аспекты низших уровней и начинаешь мыслить ясно и рационально. Хаукинс определяет его как уровень медицины и науки. Как я это вижу: когда ты достигаешь этого уровня, у тебя появляются способности использования способностей разума на полную мощь. Теперь у тебя есть дисциплина и проактивность, чтобы полностью выразить свои врождённые способности. Ты достигаешь точки, где говоришь “Отлично. Я могу сделать всё это, и я знаю, что должен найти этому правильное применение. Так как же лучше использовать мои таланты?”. Ты смотришь вокруг и начинаешь заниматься значительными для мира делами. В своём пределе это уровень Эйнштейна и Фрейда. Очевидно, что большинство людей никогда не достигают его за свою жизнь.

Любовь (love) – мне не нравится здесь ярлык Хаукинса “любовь”, потому что это не эмоция “любви”. Это безусловная любовь, постоянное понимания своей связи со всем что существует. Подумай о сострадании. На уровне интеллекта, твоя жизнь работает для головы. Но в итоге это оказывается тупиком, ты попадаешь в ловушку, где интеллекта становится слишком много. Ты видишь, что тебе нужен более широкий контекст, чем просто думать ради себя. На уровне любви твоя голова и все другие таланты начинает работать на сердце (не на эмоции, но на большее чувство добра и зла – на твоё сознание). Как мне видится – это уровень пробуждение для своего истинного предназначения. Твои мотивы на этом уровне чисты и не испорчены страстями твоего эго. Это уровень пожизненного служения человечеству. Вспомни Ганди, мать Терезу, Альберта Швейцера. На этом уровне ты начинаешь руководствоваться силами, большими, чем ты сам. Это чувство освобождения. Интуиция становится чрезвычайно мощной. Хаукинс утверждает, что этого уровня достигает лишь 1 из 250 человек за свою жизнь.

Радость (joy)- чувство проникающего и непоколебимого счастья. Eckhart Tolle рассказывает о нём в своей лекции The Power of Now. Это – уровень святых и продвинутых духовных учителей. На этом уровне ты будешь чувствовать себя потрясающе, просто находясь среди людей. Здесь жизнь полностью управляется интуицией и совпадениями. Больше нет нужды в целях и детальных планах – твоё расширенное сознание позволяет оперировать более высокими понятиями. События, близкие к смерти, могут временно поднять тебя на этот уровень.

Мир (peace)- полная трансцендентность. Хаукинс уверяет, что этого уровня достигает один из 10 миллионов.

Просветление (enlightenment) – высший уровень человеческого сознания, где человечество сочетается с божественностью. Чрезвычайно редкий. Это уровень Кришны, Будды и Иисуса. Даже мысли о людях с этого уровня могут повысить твоё сознание. 

    Структура сознания 

    В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых  отвечает за определенную функцию сознания:

    • Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
    • Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
    • Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
    • Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
    • Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
    • Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

    Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним  имеют в виду психическое  отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно  осуществляется - биологическом  или социальном, чувственном  или рациональном. Когда имеют в  виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение  к материи без  выявления специфики  его структурной  организации.

В более узком и  специальном значении под сознанием  имеют в виду не просто психическое  состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения  действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную  систему, состоящую  из различных элементов, находящихся между  собой в закономерных отношениях. В структуре  сознания наиболее отчетливо  выделяются прежде всего  такие моменты, как  осознание вещей, а также переживание , то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким  нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание  вещей имеет различные  уровни, глубину проникновения  в объект и степень  ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное  осознание мира, а  также чувственный  и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают  всей его структурной  полноты: оно включает в себя и акт  внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря  сосредоточенности  внимания определенный круг объектов находится  в фокусе сознания.

Воздействующие  на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и  эмоциональные “бури”, заставляющие нас  трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание  истины.

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может  человеческого искания  истины. Богатейшая сфера эмоциональной  жизни человеческой личности включает в  себя собственно чувства, представляющие собой  отношение к внешним  воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональное  самочувствие (веселое, подавленное и  т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и  т. п.).

В силу определенного  отношения к объекту  познания знания получают различную значимость для личности, что  находит свое наиболее яркое выражение  в убеждениях: они  проникнуты глубокими  и устойчивыми  чувствами. А это  является показателем  особой ценности для  человека знаний, ставших  его жизненным  ориентиром.

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все  стороны внутреннего  мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком  мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства. Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое. 

Заключение:

  • Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями,абстрактными понятиями.
  • “Ядром” сознания, способом его существования является знание.
  • Формирование сознания связано с возникновением труда.
  • Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.
  • Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы человеческого мозга.
  • Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее, оно  единое целое.

Высшим  уровнем психического отображения, характерного только человеку как

общественно-историческому  существу, является сознание. Сознание – это

отображение в психике человека идеальных образов  действительности, своей

деятельности, самого себя. Сознание – не просто образ  действительности, а

особенная форма психической  деятельности, ориентированная  на отображение

действительности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Щербатых Ю. В. «Общая психология». — СПб: Питер, 2008.
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Москва 1999г.
  3. Райков В. Л. Общая теория сознания. — М., 2000.
  4. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс: Экспериментальная психология. - СПб., 2000. - Т. 1.
  5. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. - 1991. - № 2.

Информация о работе Причины возникновения сознания,его уровни и структура