Причины возникновения сознания,его уровни и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 20:11, контрольная работа

Описание работы

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания.

Содержание

Введение________________________________________ стр.3
1.Сознание,функции сознания человека____________________стр.4
2.Причины возникновения сознания________________________ стр.4-7
3.Уровни сознания_______________________________________ стр.7-9
4.Структура сознания___________________________________ стр.9-11
Заключение_______________________________________стр.11
Список литературы________________________________стр.12

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 30.29 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение________________________________________ стр.3                                                                                   

1.Сознание,функции сознания человека____________________стр.4

2.Причины  возникновения сознания________________________ стр.4-7

3.Уровни  сознания_______________________________________ стр.7-9

4.Структура  сознания___________________________________ стр.9-11

Заключение_______________________________________стр.11

Список  литературы________________________________стр.12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания.

Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека.

Итак, мы должны рассмотреть тему ,интересующую человечество испокон веков ,тему сознания, а так же мы рассмотрим причины возникновения сознания, его уровни и функции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сознание

Сознание  человека— это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

Исходя  из структуры сознания можно вывести  основные его функции:

Отражательная: Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.

Оценочная: Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

Креативная: Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

Рефлексивная: Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.

Преобразующая: Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.

Времяобразующая: Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных. 

Причины возникновения сознания

Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего этапа  развития психики. Сознательное отражение в отличие  от психического отражения, свойственного животным, - это отражение  предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений  к ней субъекта, т. е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства.

Выделение в сознании человека отражаемой реальности как объективной  имеет в качестве другой своей стороны  выделение мира внутренних переживаний и  возможность развития на этой почве самонаблюдения.

  • Как известно, причиной, которая лежит в основе очеловечения животноподобных предков человека, является возникновение труда и образование на его основе человеческого общества. "...Труд, - говорит Энгельс,- создал самого человека". Труд создал и сознание человека.

Возникновение и развитие труда, этого первого  и основного условия  существования человека, привело к изменению  и очеловечению его  мозга, органов его  внешней деятельности и органов чувств. "Сначала  труд, - так говорит  об этом Энгельс, - а  затем и вместе с ним членораздельная  речь явились двумя  самыми главными стимулами, под влиянием которых  мозг обезьяны постепенно превратился в  человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с  обезьяньим, далеко превосходитего по величине и совершенству."Главный  орган трудовой деятельности человека - его рука - могла достичь  своего совершенства только благодаря  развитию самого труда.

Совершенствовались  под влиянием труда  и в связи с  развитием мозга  также и органы чувств человека. Как  и органы внешней  деятельности, они  приобрели качественно  новые особенности. Уточнилось чувство  осязания; очеловечившийся  глаз стал замечать в вещах больше, чем глаза самой  дальнозоркой птицы; развился слух, способный  воспринимать тончайшие  различия и сходства звуков человеческой членораздельной  речи. В свою очередь, развитие мозга и  органов чувств оказывало  обратное влияние  на труд и язык, "давая  обоим все новые  и новые толчки к дальнейшему  развитию".

  • В чем же мы находим эти специальные условия такого отражения? Мы снова находим их в самом процессе труда. Труд не только изменяет общее строение деятельности человека, он не только порождает целенаправленные действия; в процессе труда качественно изменяется также содержание деятельности, которое мы называем операциями. Это изменение операций совершается в связи с возникновением и развитием орудий труда. Трудовые операции человека ведь и замечательны тем, что они осуществляются с помощью орудий, средств труда.

Изготовление  и употребление орудий возможно только в  связи с сознанием  цели трудового действия. Но употребление орудия само ведет к сознанию предмета воздействия  в объективных  его свойствах. Употребление топора не только отвечает цели практического  действия; оно вместе с тем объективно отражает свойства того предмета - предмета труда, на который  направлено его действие. Удар топора подвергает безошибочному испытанию  свойства того материала, из которого состоит  данный предмет; этим осуществляется практический анализ и обобщение  объективных свойств  предметов по определенному, объективированному в самом орудии признаку. Таким образом, именно орудие является как бы носителем  первой настоящей  сознательной и разумной абстракции, первого  настоящего сознательного  и разумного обобщения.

  • Мышлением в собственном значении слова мы называем процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты. Например, человек не воспринимает ультрафиолетовых лучей, но он тем не менее знает об их существовании и знает их свойства. Как же возможно такое познание? Оно возможно опосредствованным путем. Этот путь и есть путь мышления. В самом общем своем принципе он состоит в том, что мы подвергаем вещи испытанию другими вещами и, сознавая устанавливающиеся отношения и взаимодействия между ними, судим по воспринимаемому нами изменению их о непосредственно скрытых от нас свойствах этих вещей.

Поэтому необходимым условием возникновения мышления является выделение  и осознание объективных  взаимодействий - взаимодействий предметов. Но осознание  этих взаимодействий невозможно в пределах: инстинктивной деятельности животных. Оно опять-таки впервые совершается  лишь в процессе труда, в процессе употребления орудий, с помощью  которых люди активно  воздействуют на природу. "Но существеннейшей  и ближайшей основой  человеческого мышления, - говорит Энгельс, - является как раз  изменение природы  человеком, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек  научался изменять природу".

  • Возникновение языка может быть понятно лишь в связи с появившейся у людей в процессе труда потребностью что-то сказать друг другу.

Как же формировались  речь и язык? В  труде, как мы видели, люди необходимо вступают в отношения друг к другу, в общение  друг с другом. Первоначально  собственно трудовые их действия и их общение представляют собой единый процесс. Трудовые движения человека, воздействуя на природу, воздействуют также  и на других участников производства. Значит, действия человека приобретают  при этих условиях двоякую функцию: функцию непосредственно  производственную и  функцию воздействия  на других людей, функцию  общения.

Производство  языка, как и сознания, и мышления, первоначально  непосредственно  вплетено в производственную деятельность, в материальное общение людей.

Непосредственная  связь языка и  речи с трудовой деятельностью  людей есть то главнейшее и основное условие, под влиянием которого они развивались  как носители "объективированного", сознательного отражения  действительности. Означая  в трудовом процессе предмет, слово выделяет и обобщает его  для индивидуального  сознания именно в  этом объективно общественном его отношении, т. е. как общественный предмет.

Таким образом, язык выступает  не только как средство общения людей, он выступает и как  средство, как форма  человеческого сознания и мышления, также  не отделенного еще  от материального  производства. Он становится формой, носителем  сознательного обобщения  действительности. Именно поэтому вместе с  происходящим впоследствии отделением языка  и речи от непосредственно  практической деятельности происходит также  и абстракция словесных  значений от реального  предмета, которая  делает возможным  существование их только как факта  сознания, т. е. только в качестве мысли, только идеально.

Рассматривая  условия перехода от досознательной психики  животных к сознанию человека, мы нашли  некоторые черты, характеризующие  особенности этой высшей формы психического отражения. 

  • Мы  видели, что возникновение  сознания возможно лишь в условиях, когда  отношение к природе  человека становится опосредствованным  его трудовыми  связями с другими  людьми. Сознание, следовательно, есть именно "изначально-исторический продукт" (Маркс).
  • Мы видели далее, что сознание становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу - в условиях трудовой деятельности посредством орудий, которая является вместе с тем и практической формой человеческого познания. Следовательно, сознание есть форма активно-познающего отражения.
  • Мы видели, что сознание возможно лишь в условиях существования языка, возникающего одновременно с ним в процессе труда.
  • Наконец - и это мы должны особенно подчеркнуть, - индивидуальное сознание человека возможно лишь в условиях существования сознания общественного. Сознание есть отражение действительности, как бы преломленное через призму общественно выработанных языковых значений, понятий.

    Эти черты, характеризующие  сознание, являются, однако, лишь наиболее общими и абстрактными его чертами. Сознание же человека представляет собой конкретно-историческую форму его психики. Оно приобретает  разные особенности  в зависимости  от общественных условий  жизни людей, изменяясь  в след за развитием  их экономических  отношений. 
     

    Уровни  сознания

Дэвид Хоукинс (David R. Hawkins) в  своей книге “Сила  против Насилия” (Power vs. Force) описал иерархию уровней  человеческого сознания.

Вот эти уровни, снизу  вверх: позор, вина, апатия, горе, страх, желание, гнев, гордость, храбрость, нейтралитет, готовность, принятие, интеллект, любовь, радость, мир, просветление.

Информация о работе Причины возникновения сознания,его уровни и структура