Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 10:58, контрольная работа
Кризис подросткового возраста представляется самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами, знаменующими собой переломные этапы в онтогенетическом формировании личности ребенка. По существу, весь подростковый возраст является затяжным переходным периодом от детства к зрелости. В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе (первая фаза подросткового возраста 12-15 лет) и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь (вторая фаза подросткового возраста 15-17 лет, ее часто называют периодом ранней юности).Кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких, актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях не достаточной социальной зрелости школьников этого возраста. Таким образом, в этот критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть ее, в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростка, очень трудно.
Введение.........................................................................................................3
Понятие подросткового кризиса................................................................4
Трудности подросткового кризиса............................................................5
Формы подросткового кризиса..................................................................6
Заключение..................................................................................................10
Список литературы....................................................................................12
Вообще
сексуальное поведение
5. Переживание отчуждения.
Под «переживанием отчуждения» понимают изменения восприятия самого себя (деперсонализация), других людей или окружающей обстановки (дереализация), которые субъективно выглядят как трансформация действительности или как утрата реальности. Деперсонализация - тревога, связанная с изменением собственного тела; симптомы - чувство отчуждения и связанное с ним беспокойство, субъективное ощущение неадекватности эмоциональных реакций.
Дереализация в рамках кризиса периода взросления проявляется в ом, что подростки жалуются на то, что их никто не понимает, что они одиноки, не нашли своего места в жизни, не заслуживают уважения, не имеют собственного «Я» и т.д. Дереализация, как переживание оторванности от мира, делает одиночество подростка абсолютным.
6. Нарциссические кризисы.
Нарциссический кризис представляет собой неадекватную сильную сосредоточенность на собственной личности (эгоцентризм), обусловленную физиологическими особенностями периода взросления. Подростки с такими отклонениями отличаются переоценкой своих способностей и возможностей, излишним честолюбием, чрезмерными и необоснованными ожиданиями в отношении окружающих, нечуткостью к близким, исключительно острыми реакциями на критику, резкой ненавистью к чужим успехам. Для их самооценки свойственны частые колебания между переоценкой себя и ощущением неполноценности. Такие кризисы могут приводить к суицидальным попыткам, совершаемым часто по незначительным поводам (обида).
7. Суицидальное поведение.
Само
по себе суицидальное поведение не
является формой кризиса периода
взросления, но является важным моментом
при рассмотрении других форм кризиса
- суицидальные попытки могут быть
реакцией на всякого рода сложные
ситуации наряду с делинкветным и асоциальным
поведением. Часто попытки оказываются
спровоцированными сугубо ситуативными
факторами, которые спустя год - два утрачивают
всякую значимость. Часто они бывают импульсивными,
ситуативными и не планируются заранее.
Заключение.
Итак, рассмотрев кризис подросткового возраста как один из самых важных и сложных критических периодов развития, можно условно выделить три фазы протекания:
1. Негативная, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов
2. Кульминационная точка кризиса;
3. Посткритическая фаза, т.е. период формирования новых отношений и т.д.
Такой
подход находит свое подтверждение:
переход к подростковому
Процесс воспитания должен строиться, прежде всего с учетом индивидуально-психологических свойств подростка, с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий, которые могут способствовать возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений. Поэтому невозможно дать рецепт на каждый трудный случай практики, однако можно сформировать некоторые общие принципы:
1)
Опора на положительные
2)
Формирование будущих
3)
Включение в коллективную
4)
Реализация потребности в
5) Развитие полезных навыков, интересов;
6)
Доверительность и уважение во
взаимоотношениях с
Решающее
значение для практики имеют социально-психолого-
Кризис подросткового возраста протекает значительно легче, если уже в этом возрасте у школьника возникают относительно постоянные личностные интересы или какие-либо устойчивые мотивы поведения.
Любые осознанные и устойчивые мотивы, требующие целевой организации поведения (например, мотивы общественно-трудовой деятельности) изменяют весь внутренний облик подростка. Они становятся доминирующими в структуре его мотивационной сферы и таким образом подчиняют себе все другие его потребности и стремления. Это ликвидирует постоянные конфликты разнонаправленных мотивационных тенденций, характерных для кризиса подросткового возраста, и делает подростка внутренне более гармоничным.
Переходный критический период завершается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить термином «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта, оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется новой, общественно значимой позицией.
Подлинное
же самоопределение, т.е. самоопределение
как системное новообразование,
связанное с формированием
Список
Литературы:
1. Наш проблемный подросток: Уч. Пособие. – СПб.: Союз, 1999
2.Личко
А. Е. Психопатия и
3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1996
4.Учителям
и родителям о психологии