Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 10:58, контрольная работа
Кризис подросткового возраста представляется самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами, знаменующими собой переломные этапы в онтогенетическом формировании личности ребенка. По существу, весь подростковый возраст является затяжным переходным периодом от детства к зрелости. В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе (первая фаза подросткового возраста 12-15 лет) и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь (вторая фаза подросткового возраста 15-17 лет, ее часто называют периодом ранней юности).Кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких, актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях не достаточной социальной зрелости школьников этого возраста. Таким образом, в этот критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть ее, в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростка, очень трудно.
Введение.........................................................................................................3
Понятие подросткового кризиса................................................................4
Трудности подросткового кризиса............................................................5
Формы подросткового кризиса..................................................................6
Заключение..................................................................................................10
Список литературы....................................................................................12
Содержание.
Введение.
Кризис подросткового возраста представляется самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами, знаменующими собой переломные этапы в онтогенетическом формировании личности ребенка. По существу, весь подростковый возраст является затяжным переходным периодом от детства к зрелости. В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе (первая фаза подросткового возраста 12-15 лет) и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь (вторая фаза подросткового возраста 15-17 лет, ее часто называют периодом ранней юности).Кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких, актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях не достаточной социальной зрелости школьников этого возраста. Таким образом, в этот критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть ее, в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростка, очень трудно.
Кризис подросткового возраста отличается и еще в одном, весьма существенном отношении. Дело в том, что в младших возрастах депривация вновь возникших потребностей связана преимущественно с внешними препятствиями (запретами взрослых, не изменившимся образом жизни ребенка, сковывающим его активность и т.п.); в кризисе же подросткового возраста не меньшую роль играют и внутренние факторы: запреты, накладываемые подростком на самого себя, ранее сформировавшиеся психологические новообразования (привычки, черты характера и прочее), часто мешающие подростку достичь желаемого и прежде всего им самим избранного образца.
1.
Понятие подросткового
кризиса.
Сегодня в психологической литературе можно найти, по крайней мере, два понимания подросткового кризиса. С одной стороны, акцент ставится на идее перелома, внезапных изменений в ходе развития, влекущих за собой значительные перемены в поведении, образе мыслей и представлениях; с другой стороны - преобладает понимание кризиса, как психологических нарушений, сопровождающихся страданиями, тревогами, подавленностью, короче целым рядом трудностей невротического характера, что обуславливает дезадаптацию в повседневной жизни. В описаниях подросткового кризиса присутствует и то и другое понимание.
Известно,
что для подросткового кризиса
ранее применялась такая
Трудности
подросткового возраста.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении.
Наибольшее количество детей с так называемой «школьной дезадаптацией», т.е. не умеющих приспособиться к школе (что может проявляться в низкой успеваемости, плохой дисциплине, расстройстве отношений со взрослыми и сверстниками, появлении негативных черт в личности и поведении, отрицательных субъективных переживаний и т.п.), приходится на средние классы.
Чаще всего трудности
В подростковом возрасте могут
впервые возникать или
В этом возрасте мы
Формы
подросткового кризиса.
Кризис - не болезнь, но он может повлечь за собой возникновение экстремальной ситуации (например, суицидальные попытки) или развитие психических заболеваний. Ведь в подростковом возрасте перед личностью встает множество проблем, и молодой человек не всегда оказывается в состоянии выработать соответствующие новой ситуации механизмы преодоления трудностей.
Термин
«кризис периода взросления»
обозначает большое число очень
различных субъективно
1. Делинквентность, асоциальность.
2. Кризис идентичности и авторитетов.
3. Переживание отчуждения.
4. Нарциссические кризисы.
5. Нарушение
оценки своего физического
6. Нарушение полового развития.
7. Суицидальные
попытки.
1.
Асоциальность,
Асоциальность
- наиболее общее понятие, означающее любое
отклонение от социальных норм. Под делинкветным
поведением подразумевается цепь проступков,
повинностей, мелких правонарушений, отличающихся
от криминала, т.е. наказуемых согласно
Уголовному Кодексу серьезных правонарушений
и преступлений. Наиболее распространенные
правонарушения - кражи, нанесение ущерба
чужому имуществу, преступления, связанные
с наркотиками, нарушения общественного
порядка и сексуальные преступления.
Подростковая делинквентность - результат социальной запущенности. Социальная запущенность - устойчивое и полное игнорирование социальных норм или, иными словами, длительное и общее социальное пренебрежение.
Одной из форм делинквентности являются побеги из дому и бродяжничество. Побеги нередко случаются еще в детстве, до начала пубертатного периода. Первые побеги у детей обычно совершаются в страхе наказания или как реакция оппозиции, а по мере повторения превращаются в условно-рефлекторный стереотип.
2. Кризисы идентичности и авторитетов.
Их можно рассмотреть как реакцию на утрату статуса ребенка, на глубокое несоответствие биологических возможностей социальным, на неуверенность в своей компетентности в новом статусе, на резкие биологические изменения, происходящие в организме взрослеющего человека.
Кризис идентичности и авторитетов у трудных подростков может проявляться в различной симптоматике. Характерно чувство неполноценности, депрессивное настроение суицидального намерения.
Многие
испытывают сомнения в наличии у
них собственной
Следствием этого кризиса может быть реакция группирования со сверстниками. Именно этой реакций может быть объяснен известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков совершается в группе. Содержание кризиса авторитетов - противостояние им, существующим порядкам, структуре социальных норм или отказ от этого противостояния, избежание его (побег). Другое формирование избегания может быть наркотическая зависимость или вступление в псевдорелигиозные общины.
3. Нарушение оценки своего физического облика
Подросток чувствует, как изменяются его соматические функции, и пересматривает представления о собственном теле. У слишком чувствительных подростков в связи с такими физическими особенностями иногда возникают тяжелые кризисы самооценки. Основной признак этого состояния – поглощенность переживаниями, связанными с мнимыми физическим недостатками.
4. Нарушение полового развития.
Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, составляют важную, но мало изученную область. Сюда относятся непосредственные проявления сексуальной активности (ранние сексуальные связи, онанизм, гомосексуализм) и нарушение поведения, внешне не имеющие сексуальной окраски, которые в действительности должны быть отнесены к рассматриваемому кругу явлений (некоторые случаи демонстративных суицидальных действий, избирательной агрессии и т.п.).
Наиболее значимы упорный онанизм и гомосексуальные склонности у мальчиков, сексуальная распущенность у девочек, а также различные формы отклоняющегося сексуального поведения. Следует упомянуть также, пубертатный аскетизм, проявляющийся в подавлении и отрицании сексуальных влечений и тесно связанный с ограничительными социальными нормами.
Неуверенность и сомнение подростков, связанные со становлением собственной сексуальности часто приводят к тяжелым кризисам и нередко выливаются в суицидальные попытки. Большинство этих нарушений приходящи, но, с другой стороны, именно в этот период закладываются основы расстройств, устойчиво проявляющиеся во взрослом возрасте. У подростков часто нет четких представлений о сексуальности и сексуальном поведении или же они чувствуют «давление социальных норм в отношении сексуальных достижений». Это переживание обычно не принимает форму частых половых контактов, а выражается в страхе несоответствия собственного сексуального развития возрастной норме. Сомнения подростков вращаются вокруг многочисленных вопросов: Может быть уже давно пора вести регулярную половую жизнь? Не превосходят ли меня другие подростки (например, друзья) в сексуальном развитии? Нет ли у меня ненормальных сексуальных отклонений? Может быть я не вызываю сексуального интереса у другого пола? и т.д.