Причины конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 12:26, реферат

Описание работы

Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин:
собственно объективных;
организационно-управленческих;
социально-психологических;
личностных.

Работа содержит 1 файл

Причины конфликта.docx

— 368.00 Кб (Скачать)

    Причины конфликта

    Классификация причин конфликтов

    

    Возникновение и развитие конфликтов обусловлено  действием четырех групп факторов и причин:

    собственно  объективных;

    организационно-управленческих;

    социально-психологических;

    личностных.

    Первые  две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая — главным образом субъективный.

    К числу объективных причин конфликтов можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т. п. Объективные причины приводят к созданию предкон-фликтной обстановки — объективного компонента предконфликтной ситуации.

    Субъективные  причины конфликтов связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к выбору именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения создавшегося объективного противоречия. В любой ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, в силу действия которых человек выбирает конфликт, способ реагирования субъективны в контексте сказанного выше.

    При рассмотрении характера взаимосвязей между объективными и субъективными причинами конфликтов можно отметить следующее:

    во-первых, жесткое разделение объективных и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставление, по-видимому, неправомерно;

    во-вторых, нет ни одного конфликта, который  в той или иной степени не 
был бы обусловлен помимо субъективных и объективными причинами.

    Поэтому практически у любого конфликта  существует комплекс объективно-субъективных причин.

    Объективные причины настолько разнообразны, что пока не поддаются строгой классификации. К числу наиболее часто встречающихся причин такого рода можно отнести:

    естественное  столкновение значимых материальных и  духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности;

    слабую  разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей;

    недостаток  и несправедливое распределение  значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;

    образ жизни многих россиян;

    достаточно  устойчивые стереотипы межличностных  и межгрупповых отношений граждан России, бывшего СССР, способствующие возникновению конфликтов.

    Кроме названных существует еще ряд  объективных причин, влияние которых  на конфликтность человека пока не изучено. Это заметные отклонения от экологических нормативов в среде обитания людей, различные стрессовые ситуации, в которые попадает человек, и т. п. Список этот будет расширяться с изменением материальных и социальных аспектов нашей жизни.

    Организационно-управленческие причины конфликтов

    Организационно-управленческие причины конфликтов — обстоятельства, связанные с созданием, развитием и функционированием организаций, коллективов, групп. Можно выделить четыре типа подобных причин.

    Структурно-организационные  — несоответствие структуры организации требованиям той деятельности, которой она занимается. Структура организации должна определяться целями и задачами, которые эта организация будет решать или решает. Вместе с тем добиться идеального соответствия структуры организации задачам, которые она постоянно решает, практически невозможно.

    Чем больше структура организации не соответствует требованиям деятельности, которой она занимается, тем менее эффективно функционирование организации, тем больше межличностных и межгрупповых конфликтов возникает в ее коллективах. Несоответствие структуры организации решаемым задачам может быть вызвано:

    ошибками  при проектировании структуры организации. Трудно точно спрогнозировать все и создать структуру, которая до деталей отражала бы требования будущей деятельности;

    непрерывно  изменяющимися задачами и деятельностью  организации. Чем менее гибка структура организации в этих условиях, тем более вероятно возникновение большого количества конфликтов.

    

    Функционально-организационные  причины конфликтов вызваны неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой; между различными структурными элементами организации; между отдельными работниками. Внешние функциональные связи организации должны максимально соответствовать решаемым задачам и обеспечивать их выполнение. Любая организация является элементом системы более высокого порядка. Эффективная работа организации невозможна без отлаженных функциональных связей с внешней средой. Нарушение этих связей приводит к конфликтам.

    Личностно-функциональные — несоответствие или неполное соответствие работника требованиям занимаемой должности по его профессиональным, нравственным и другим качествам. Существенные требования к личностным качествам работника предъявляют деятельность и характер взаимодействия с окружающими. Если человек не соответствует этим требованиям, то возможны конфликты между ним и руководителями, подчиненными, сослуживцами.

    Ситуативно-управленческие обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач. Принятие ошибочного управленческого решения объективно создает возможность конфликтов между авторами решения и его исполнителями. Невыполнение работниками задач, поставленных руководством, также вызывает опасность конфликта по этому поводу.

    В результате исследования производственных конфликтов установлено, что по вине конфликтогенных решений руководителей  возникает 52 % конфликтных ситуаций, по причине социально-психологической несовместимости работников — 33 %, из-за неправильного подбора кадров — 15 % (В. Рубахин, А. Филиппов). Данные показывают, что организационно-управленческие факторы могут выступать причиной 67 % конфликтов в трудовых коллективах.

    Социально-психологические причины возникновения конфликтов

    Социально-психологические  причины конфликтов обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включенности в социальные группы. К их числу относят следующие варианты.

    Возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации. Человек не может без существенных искажений в общении передать всю информацию, касающуюся проблемы, обсуждаемой с партнером. Партнер в свою очередь оценивает ее и делает свои выводы.

    Несбалансированное  ролевое взаимодействие двух людей. В ситуации межличностного общения партнеры могут играть не те роли, которых ожидает от них противоположная сторона.

    

    Варианты  статусного взаимодействия в диаде

    

    Непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы несовпадение позиций может быть вызвано не принципиальным расхождением во взглядах, а подходом к проблеме с различных сторон. Проблемы, обсуждаемые людьми, сложны, имеют много оттенков. Мы иногда болезненно относимся к точкам зрения, отличным от нашей, что может быть причиной конфликтов.

    Различия  в способах оценки результатов деятельности и личности друг друга.

      Основные способы — сравнение с возможным идеальным положением дел; с требованиями к данной деятельности нормативных документов; со степенью достижения цели деятельности; с результатами, достигнутыми другими людьми; с положением дел в начале деятельности. Таким образом, деятельность может быть оценена по-разному и даже противоположно.

    Психологическая несовместимость. Известны четыре уровня психологической несовместимости: психофизиологический, индивидуально- психологический, социально-психологический и социальный. Индивидуально-психологическая несовместимость проявляется в неудачном сочетании темпераментов и характеров взаимодействующих людей. При социально-психологической несовместимости фиксируется противоречие в жизненных ценностях и идеалах, мотивах, целях деятельности. Социальная несовместимость может проявляться в несовпадении убеждений, мировоззрений, идеологических установок и т. п. Очень часто социальная несовместимость связана с большими различиями в образовании, социальной принадлежности и т. п.

    Напряженные межличностные отношения. Конфликты в организациях чаще возникают между работниками, отношения которых характеризуются напряженностью, взаимными негативными установками и т. п. Возникает порочный круг: чем хуже отношения, тем чаще конфликты, а чем чаще конфликты, тем хуже отношения.

    Внутригрупповой фаворитизм, то есть предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп.

    Конкурентный  характер взаимодействия с другими людьми и группами.

    Ограниченные  способности человека к децентрации, то есть к умению поставить себя на место другого человека и понять его интересы, к изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей.

    Стремление  к власти.

    Личностные причины возникновения конфликтов

    

    Оценка допустимости поведения партнера по межличностному взаимодействию

    

 

    

    Личностные  причины конфликта связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с окружающими.

    К причинам, которые в большей степени  являются психологическими, можно отнести следующие.

    Оценка  поведения другого как недопустимого. Ожидаемое поведение, общение, деятельность со стороны другого человека, являющегося партнером по взаимодействию, представлены желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми вариантами. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, его психического состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Если реальное поведение партнера укладывается в рамки желательного или допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно.

    Низкий  уровень социально-психологической  компетентности. Конфликтная ситуация — это трудная ситуация социального взаимодействия. К конфликту приводит неподготовленность людей к эффективным действиям в подобных ситуациях. Человек может не иметь представления о том, что существует несколько способов и десятки приемов бесконфликтного выхода из предконфликтных ситуаций без ущерба для собственных интересов. Он может иметь представление об этих приемах и способах, но не иметь умений и навыков их применения на практике.

    Недостаточная психологическая устойчивость к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия. Важнейшим направлением профилактики разрешения межличностных конфликтов является содержательная и психологическая подготовка людей к оптимальным действиям в предконфликтных и конфликтных ситуациях.

    Плохо развитая у человека способность  к эмпатии, то есть к пониманию эмоционального состояния другого человека, сопереживанию и сочувствию. Не достаточность эмпатийных личностных качеств приводит к тому, что человек ведет себя в ситуации социального взаимодействия не так, как ожидают партнеры по общению, или не понимает чувств партнера по взаимодействию.

    Завышенный  или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностных и внутриличностных конфликтов. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих. Заниженная оценка имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, тенденцию избегать ответственности и т. д.

    Холерический  тип темперамента человека относительно чаще может при 
водить к разрешению им противоречивых ситуаций конфликтным способом. Одной из наиболее часто встречающихся личностных причин конфликтов являются также различные акцентуации характера. Они проявляются в чрезмерной выраженности отдельных черт характера или их сочетаний у конкретного человека и представляют крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

Информация о работе Причины конфликта