Преступность и ее социально - психологические особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:50, реферат

Описание работы

- раскрыто понятие преступности;
- освещены различные теории (биологическая, психологическая, социологическая, экономическая и др.) возникновения преступности;
- рассмотрена социальная сущность преступности и ее социальные характеристики;
- перечислены основные количественные и качественные признаки преступности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Криминологическая сущность преступности 5
1.1. Понятие преступности 5
1.2. Теории причин преступности 6
Глава 2. Социально - психологические аспекты преступности 12
2.1. Социальная сущность преступности. Социальные характеристики преступности 12
2.2. Основные количественные и качественные признаки преступности 16
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

реферат Преступность и ее социально - психологические особенности.doc

— 150.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение                                                                                                                3

Глава 1. Криминологическая  сущность преступности                                     5

1.1. Понятие преступности                                                                                  5

1.2. Теории причин  преступности                                                                      6

Глава 2. Социально - психологические аспекты преступности                      12

2.1. Социальная  сущность преступности. Социальные характеристики преступности                                                                                                        12

2.2. Основные  количественные и качественные признаки преступности      16

Заключение                                                                                                           23

Список использованной литературы                                                                  25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Тема  реферата «Преступность и ее социально - психологические особенности» актуальна  тем, что преступность относится  к наиболее сложным и важным проблемам  современного общества. Преступность можно понимать и воспринимать по-разному и в связи с этим, и в соответствии с данным понятием необходимо предупреждать антиобщественные, нарушающие интересы человека, государства и общества последствия.

      Идеологические  установки времени Советского Союза  подразумевали, что преступность –  преходящее явление и с построением коммунистического общества преступность отомрет. Эта точка зрения давно изжила себя, большинство современных российских исследователей полагает, что преступность – это вечное явление, которое существует с тех пор, как появился человек, и будет вечно1.

      Преступления  совершались всегда, в том числе  и в первобытном обществе, не имевшем  писанных законов.

      Меняются  только формы преступности в зависимости  от общественных формаций. Каждый раз  проявляются особенности преступности, присущие только данной стране, государству, идеологической и нравственно-психологической атмосфере, культуре и времени. Но вместе с тем существуют виды преступлений, присущие любому обществу.

      Понятие изменения характера преступности подразумевает зависимость преступности от смены общественных отношений, отмирания старых конфликтов и возникновения новых, влекущих за собой отдельные преступления и существование преступности в целом.

      Человечество  живет надеждой, полагая, что с  развитием общества происходит научно-техническое, экономическое, социальное, нравственное, правовое совершенствование. И это верно, но в то же время не все изменения приводят к положительным тенденциям в нравственном правовом поведении людей, ведется постоянная борьба с преступностью, но она не всегда дает скорые результаты.

      Цель  работы заключается в изучении понятия преступности и ее социально-психологических особенностей. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

      - раскрыть понятие преступности;

      - осветить различные теории (биологические, психологические, социологическую, экономическую и др.) возникновения преступности;

      - рассмотреть социальную сущность преступности и ее социальные характеристики;

      - перечислить основные количественные и качественные признаки преступности.

      Структура работы: введение, 2 главы, структурированные  на параграфы, заключение, список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1. Криминологическая сущность преступности

      1.1. Понятие преступности 

      Преступность  как сложное социально-правовое явление является предметом исследования различных наук. Уголовное право дает представление о преступлении как уголовно наказуемом деянии; уголовно-процессуальное право рассматривает порядок, процедуру расследования преступлений; криминалистика – методы сбора доказательств, раскрытия преступлений; судебная медицина и психиатрия – влияние физического и психического состояния на совершение им преступления; социология – место и роль преступности в обществе.

      Криминология  же охватывает проблему преступности в целом. Данная наука изучает преступность как объективно существующее в обществе негативное явление, связанное с другими социальными явлениями, имеющее свои закономерности, требующее специфических форм и методов борьбы. Именно поэтому понятие преступности служит исходным положением для криминологической науки. Будучи стержневым элементом предмета криминологии, понятие преступности всегда определяло объем и границы научного поиска в сложном криминологическом комплексе многообразных явлений и процессов социальной жизни.

      Под преступностью в криминологии понимается социальное исторически изменчивое, массовое, уголовно-правовое, системное явление общества, проявляющееся в совокупности общественноопасных уголовно-правовых деяний и лиц, их совершивших, на определенной территории за определенный период времени. Причем преступность включает не просто множество преступлений. Их совокупность представляет сложное специфическое системно-структурное образование с многообразными взаимосвязями преступлений и преступников, разных видов преступлений и преступности в целом2.  
 

      1.2. Теории причин  преступности 

      Причины преступности анализируются представителями  многих наук – юристами, социологами, психологами, экономистами и даже биологами. Однако ни одна из существующих теорий не дает исчерпывающего объяснения всем видам преступлений.

      Биологические теории. Первые попытки объяснения преступлений в основном носили биологический характер – ученые искали природно обусловленные причины склонности некоторых людей к преступлениям.

      Итальянский криминалист Чезаре Ломброзо в 1870-х считал, что некоторые люди рождаются с преступными наклонностями. По его мнению, преступные типы могут быть определены по форме черепа. Ламброзо не отрицал влияния общества на развитие криминального поведения, однако полагал, что большинство преступников биологически дегенеративно. Впоследствии идеи о биологической предрасположенности к преступлениям были подвергнуты резкой критике.

      Во 2-й половине 20 в. делались попытки связать криминальные наклонности с определенным набором хромосом в генетическом коде. Выдвигались предположения, что среди преступников, совершающих тяжкие преступления, непропорционально высока доля людей с добавочной У-хромосомой. В ряде исследований, проведенных в тюрьмах усиленного режима, был получен результат, показывающий, что такое отклонение имел один из сотни заключенных, в сравнении с одним человеком на тысячу для обычного населения. Однако исследования на более крупных массивах населения опровергли это предположение. Таким образом, биологический подход к объяснению преступности оказался несостоятельным3.

      Психологические теории. Психологические теории преступления, как и биологические, связывают преступные наклонности с определенным типом личности.

      В 20 в. некоторые психологи, опираясь на идеи Зигмунда Фрейда, предположили, что у небольшой части людей развивается «аморальная», или психопатическая личность. По Фрейду, большинство наших моральных качеств происходят из самоограничений, которым мы обучаемся в раннем детстве. Вследствие особого характера взаимоотношений с родителями у некоторых детей не вырабатываются подобные самоограничения, и, соответственно, отсутствует основное чувство моральности 4.

      Психологические теории преступления имеют, в отличие от биологических, рациональное зерно. Но они объясняют лишь некоторые аспекты преступлений. Хотя незначительное меньшинство преступников действительно имеют личностные характеристики, отличные от остального населения, но такие характеристики присущи не всем нарушителям закона.

      Социологические теории. Одним из наиболее важных аспектов социологического подхода является подчеркивание взаимосвязи конформности и отклонений в различных социальных контекстах.

      Во-первых, в современных обществах существует множество субкультур, и поведение, считающееся нормой в одной субкультуре, может расцениваться как отклонение в другой.

      Во-вторых, в обществе есть сильные различия между богатыми и бедными, и эти различия чрезвычайно сильно влияют на склонность к преступности представителей различных социальных групп. Одни виды преступлений – такие как карманные кражи или кражи со взломом – совершаются в основном людьми из беднейших слоев населения. Другие виды преступлений – растраты или уклонения от уплаты налогов –совершаются людьми, имеющими, наоборот, высокое благосостояние.

      В-третьих, само понимание того, что следует считать преступным поведением, может сильно меняться.

      Американский  социолог и криминалист Эдвин X.Сазерленд  связывал преступление с тем, что он назвал дифференцированной ассоциацией. Идея дифференцированной ассоциации очень проста. В обществе, содержащем множество субкультур, некоторые социальные сообщества поощряют противозаконные действия, а другие – нет. Индивид становится правонарушителем или преступником, объединяя себя с теми людьми, которые являются носителями криминальных норм. Согласно Сазерленду, криминальное поведение усваивается преимущественно в первичных группах – в частности, в группах сверстников.

      Американский социолог Роберт К.Мертон также исходит из признания нормальности преступника. Мертон исходил из концепции аномии Эмиля Дюркгейма и создал теорию девиаций, получившую в наши дни общее признание. Он называет аномией состояние напряженности, возникающей в поведении индивида в ситуации, когда принятые нормы вступают в конфликт с социальной реальностью. Например, в американском обществе общепринятые ценности ориентируют человека на «делание денег», т.е. на материальный успех. Те, кто не «преуспел», сталкиваются с осуждением своей очевидной неспособности добиться материального успеха. В такой ситуации возникает большое искушение «продвинуться» любыми средствами, законными или незаконными.

      Оригинальным, хотя и не бесспорным, социологическим  подходом к преступности является теория стигматизации (т.е. наклеивания ярлыков, клеймения). Сторонники теории стигматизации (например, Эдвин Лемерт) интерпретируют отклонение не как некий набор характеристик индивида или группы, а как процесс взаимодействия между людьми с отклонениями и людьми без отклонений. Согласно этой точке зрения, чтобы понять природу отклонения, нужно понять, прежде всего, почему на некоторых людей навешивают ярлык отклоняющихся. Правила, при помощи которых определяются отклонения, и условия, когда эти правила применяются, устанавливаются богатыми для бедных, мужчинами для женщин, старшими для младших, этническим большинством для представителей меньшинств. Например, многие дети лазят в чужие сады, бьют стекла, крадут фрукты и прогуливают занятия. В состоятельных районах эти проступки рассматриваются родителями, учителями и полицией как относительно невинные болезни роста. В бедных районах они будут скорее рассматриваться как проявление преступных наклонностей.

      Как только на ребенка навешивается ярлык  преступника, он уже заклеймен. Вероятнее всего, учителя и будущие работодатели будут в дальнейшем рассматривать его и относиться к нему как к не внушающему доверия. Такой индивид снова совершает криминальные действия, тем самым увеличивая разрыв с ортодоксальными социальными нормами. Процесс «научения быть преступником» усугубляется теми же самыми организациями, чьей задачей является корректирование отклоняющегося поведения, – колониями, тюрьмами и приютами. Теория стигматизации оригинальна тем, что исходит из допущения: ни одно действие не является изначально преступным. Определения криминальности устанавливаются людьми, наделенными властью, путем формулирования законов и их интерпретации полицией, судами и исправительными учреждениями.

Информация о работе Преступность и ее социально - психологические особенности