Предпосылки возникновения кризиса в психологии. Его причины и движущие силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 08:04, контрольная работа

Описание работы

К началу XX века в психологии сложился целый ряд направлений, несовместимых между собой, и это составляло своеобразную форму выражения теоретического кризиса психологической науки. Несмотря на это, психологическая наука продолжала очень активное накопление важных психологических фактов, продолжалось изучение физиологических процессов, которые соответствуют психологическим явлениям и процессам. Словом, нельзя представить себе этот первоначальный период существования психологической науки как период, характеризующийся только теоретическими трудностями, которые создавали картину общего кризиса психологии, так как в то же самое время шло серьезное обогащение психологических знаний. С другой стороны, само столкновение идей в психологии, различных подходов и отдельных научных школ, конечно, тоже нельзя понимать как историю простого столкновения одних заблуждений с другими заблуждениями. В ходе этой борьбы в столкновении различных направлений и школ в психологии формировались важные теоретические положения, которые в значительной степени обусловили дальнейшее развитие психологической науки. Поэтому, хотя в начале века и прозвучали очень сильно слова одного из выдающихся русских психологов Н.Н.Ланге о том, что психолог в настоящее время похож на Приама, сидящего на развалинах Трои, в них содержится лишь доля истины. Они справедливы в отношении общекризисной ситуации в психологии, но все же то, что Ланге называл развалинами, было в действительности строительным материалом, без которого, конечно, не могло продолжаться развитие психологии.

Содержание

1. Предпосылки возникновения кризиса в психологии. Его причины и движущие силы 3
2. Кризис в психологии 10-30х гг. как борьба за утверждение нового предмета психологии. 5
3. Программы построения общей психологии. Что такое общая наука и общая психология (подходы Выготского и Бинсвангера) 7
4. Многообразие психологических школ и теорий 12
5. Влияние разделов психологии на формирование общепсихологической теории 16
6. Этапы развития психологических теорий по Л.С. Выготскому 17
7. Различия двух психологий и их номинации. Критерии различения естественной и описательной психологических программ. 21
8. Принадлежность психологических теорий и школ к одной из двух психологических программ 22
9. Итоги психологического кризиса 23
10. Взаимодополнительность естественнонаучной и описательной психологии по В.Н. Дружинину. 24
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

       К этим ложным идеям относятся, прежде всего, теории эмпирического эволюционизма, опасность возрождения которых  постоянно ощущается в детской  психологии на протяжении последних  лет. Эмпирический характер подобных теорий, писал Л.С. Выготский, "приводит к тому, что они теряют всякую теоретическую устойчивость, вбирая в себя и эклектически ассимилируя чужеродные элементы".

       Центральной для всей истории советской психологии стала проблема сознания. В философском  плане сознание обычно понимают как специфическую особенность человеческой психики, формирующуюся в системе общественных отношений, в труде, на основе речи и освоения различных форм общественного сознания. Подчеркивается не только обусловленность сознания людей их общественным бытием, но и его активная роль в деятельности людей, когда "сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его".

       Вся научная деятельность Л. С. Выготского была ориентирована то, чтоб психология смогла перейти "от чисто описательного, эмпирического и феноменологического исследования явлений к раскрытию их сущности". Он ввел новый -- экспериментально-генетический способ исследования психических явлений, так как считал, что "неувязка способа есть начало и база, альфа и омега все истории культурного развития дитя". Л. С. Выготский разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития. С предложил другое понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психического развития дитя; обрисовал эры, стадии и фазы детского развития, а также переходы меж ними в ходе онтогенеза; он выявил и определил главные законы психического развития дитя. Без преувеличений можно сказать, что Л. С. Выготский сделал все, чтоб детская психология стала полноценной и подлинной наукой, имеющей свои предмет, способ и закономерности; он сделал все, чтоб эта наука смогла решать важнейшие практические задачки обучения и воспитания детей, поновому подходить к проблемам возрастной нормативной диагностики психического развития.

       Центральной для всей истории русской психологии стала неувязка сознания. В философском плане сознание традиционно соображают как специфическую изюминка человеческой психики, формирующуюся в системе публичных отношений, в труде, на базе речи и освоения разных форм публичного сознания. Подчеркивается не лишь обусловленность сознания людей их публичным бытием, но и его активная роль в деятельности людей, когда "сознание человека не лишь отражает объективный мир, но и творит его".

       Намечая программу исследования сознания, Л. С. Выготский отмечал, что загадки сознания, да и психики вообще, никакими уловками -- ни методологическими, ни принципиальными -- не обойдешь. Понятно, что В. Джеймс спрашивал, существует ли сознание, и отвечал, что в существовании дыхания он не сомневается, но в существовании сознания сомневается. По мнению Л. С. Выготского, такую постановку вопроса можно воспринимать лишь как гносеологическую: "Психологически же сознание есть несомненный факт, первостепенная реальность, и факт огромнейшего значения, а не побочного либо случайного. ...До той поры в новой психологии не будут сведены концы с концами, покуда не будет поставлена отчетливо и бесстрашно неувязка сознания и психики и покуда она не будет решена экспериментально объективным методом".

       Л. С. Выготский определил область собственного исследования как "вершинную психологию" (психологию сознания), которая противоборствует двум иным -- "поверхностной" (теории поведения) и "глубинной" (психоанализ). Он разглядывал сознание как "делему структуры поведения".

       Сейчас  мы можем сказать, что три сферы человеческого бытия: чувства, интеллект и поведение изучаются в огромнейших психологических концепциях -- психоанализе, теории интеллекта и бихевиоризме. Ценность же в развитии "вершинной психологии", либо психологии развития сознания, принадлежит русской науке.

       7. Различия двух психологий и их номинации. Критерии различения естественной и описательной психологических программ.

 
«Первая»  психология  «Вторая»  психология 
Естественно-научный Гуманитарный подход
       Естественно-научная  психология изучает объекты, гуманитарная имеет дело с субъектами, с живыми людьми.

       Естественно-научный  подход - подход мужской, подход строгий. Чаще адекватен тому, что само имеет  жесткую определенность, что является в этом смысле вещью и свободы лишено.

       Человек в рассмотрении естественно-научного подхода - скорее биокомьютер. Скорее вещь, объект, описываемый схемами и  определяемый причинно-следственными  связями. Не свободный, не живой.

       Гуманитарный  подход - подход женский, подход гибкий, допускающий любую произвольность ради достижения ситуативной цели. Чаще адекватен тому, что само лишено жесткой определенности, что не может быть названо вещью, что несет в себе бьющуюся жизнь и свободу.

       При гумантарном взгляде даже каждый автомобиль - это уже мальчик или девочка, он имеет свой характер, свои привычки, что-то любит, а что-то не выносит. Он чувствующий и живой.

       8. Принадлежность психологических  теорий и школ  к одной  из  двух психологических  программ

«Первая»  психология  «Вторая» психология
       Естественнонаучный  подход в психологии исходит из того, что вначале было дело.

       А.Н. Леонтьев не уставал повторять: «Вначале было дело и в этом-то и все  дело». Мироздание, человекосозидание  представлялось как цепь деятельностей, которые сами себя порождают, не имеют другого начала, кроме как в самих себе, не имеют, как в ленте Мёбиуса, четко выраженного внешнего и внутреннего, внешнее и внутреннее плавно переходят от одного в другое. Согласно этой парадигме, человек попадал, окунался в этот поток, в это сонмище приводных ремней, сам так или иначе становясь производителем, работником, созидателем мира. Не случайно для А. Н. Леонтьева понятие личности возникает, выводится из деятельности, личность — это субъект деятельности.

Гуманистическая парадигма рассматривает человека как существо самоценное и самооправданное. Источник развития помещен в самом субъекте, исходная аналогия — аналогия желудя, зерна. Зерно будет произрастать куда и как ему надо при наличии соответствующей почвы, влаги, воздуха. Человек будет произрастать в лучшем для него направлении при наличии внимания, принятия, эмпатии и т. п.

       9. Итоги психологического  кризиса

       В последствии кризиса появились  различные школы, каждая из которых  в центр всей системы категорий поставила одну из них — будь то образ или действие, мотив или личность. Это и придало каждой школе своеобразный профиль.

       Ориентация  на одну из категорий как доминанту  истории системы и придание другим категориям функции подчиненных — все это стало одной из причин распада психологии на различные — порой противостоящие друг другу — школы.

       Это и создало картину кризиса  психологии. Но если бы за противостоянием  школ и враждой теорий не было корневой системы инвариантных категорий (получивших различную интерпретацию), приверженцы различных школ не могли бы понять друг друга, дискуссии между ними оказались бы бессмысленны и никакой прогресс психологии не был бы возможен. Каждая школа оказалась бы замкнутой системой, и психологии как единой науки вообще не существовало бы. Между тем, вопреки неоднократным предупреждениям об ее распаде, психология продолжала наращивать свой эвристический потенциал. И дальнейшее развитие шло в направлении взаимодействия школ.

       10. Взаимодополнительность  естественнонаучной  и описательной  психологии по В.Н. Дружинину.

       Взаимодействие  эмпирического и теоретического уровней исследования заключается  в следующем:

       1) совокупность фактов составляет  практическую основу теории или  гипотезы;

       2) факты могут подтверждать теорию  или опровергать ее;

       3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений;

       4) эмпирическое исследование в  современной науке предопределяется, направляется теорией.

       Эксперимент, будучи во многих науках основным методом эмпирического познания, всегда теоретически нагружен, а любая самая абстрактная теория должна всегда иметь эмпирическую интерпретацию.

       По  В.Н. Дружинину, метод - это совокупность приемов и операций практического  и теоретического освоения действительности. При этом В.Н. Дружинин отмечает, что данная система приемов и операций должна быть признана научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей проведение исследования.

       С понятием «нормы» исследования тесно  связано понятие «парадигма» научного исследования.

       В книге В.Н. Дружинина «Экспериментальная психология» дается следующее определение: парадигма - это общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование и пр. Это - правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на сегодняшний день, до очередной научной революции, которая ломает старую парадигму, заменяя ее новой.

       Парадигмальные  ориентации современной психологической  науки представлены тремя группами парадигм:

       1) естественнонаучная;

       2) гуманитарная;

       3) практическая.

       Естественнонаучная  парадигма предполагает теоретическую  систематизацию объективных знаний о мире. Для нее характерны две  установки:

       - ценность объективного знания (познание объективных законов);

       - ценность новизны (постоянное  увеличение объективного знания  о мире как результат исследования).

       Многие  современные направления в психологии основаны на естественнонаучном подходе  к изучению человека. При этом исследователи предполагают, что изучение внутреннего мира человека принципиально не отличается от исследования в нем природных явлений. Человек рассматривается как объект в ряду других объектов. Как и объекты природы, человек ставится исследователем под контроль и превращается в источник информации. Для получения искомых знаний над ним совершают различного рода операции, подвергают эксперименту и т.п.

       В рамках гуманитарной парадигмы основным способом познания человека и его  «второй природы» выступает понимание. Понимание исторического события, произведения культуры, внутреннего состояния другого человека предполагает пристрастное, заинтересованное отношение субъекта познания, своеобразное его вживание в изучаемую реальность. Понимание — это не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Неотъемлемым моментом понимания является личный опыт исследователя, его нравственные, мировоззренческие установки, ценностные ориентации, его отношение к познаваемому.

       Различие  естественнонаучного и гуманитарного  подходов в науке отчетливо проявилось в психологии уже в конце XIX в. Проблемы познания сложного мира душевной жизни человека, его психологической организации, постижения человека в целостности и уникальности начинают обсуждаться с позиций различения объяснительной (естественнонаучной, атомистической) и описательной (понимающей) психологии (В. Дильтей). Объяснительная и описательная психология демонстрируют два принципиально отличных подхода к человеку.

       Практическая  парадигма в психологии имеет  своей задачей реализацию преобразовательного отношения. В качестве прецедентов практической психологии можно назвать психотерапию, педагогическую психологию, психологию аномального развития. Таким образом, в основе практической психологии лежит не исследование психологической реальности, а работа с ней. Из этого не следует полное исключение исследовательского отношения к психологическим данностям, но его переподчинение практике преобразования реальности, контекстуализация практическим отношением в целом.

       В.Н. Дружинин объясняет, что любая теория есть временное сооружение и может быть разрушена, следовательно можно обозначить критерий научности знания: научным признается такое знание, которое может быть опровергнуто (признано ложным) в процессе эмпирической проверки. Знание, для опровержения которого нельзя придумать соответствующую процедуру, не может быть научным.

Информация о работе Предпосылки возникновения кризиса в психологии. Его причины и движущие силы