Предпосылки возникновения кризиса в психологии. Его причины и движущие силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 08:04, контрольная работа

Описание работы

К началу XX века в психологии сложился целый ряд направлений, несовместимых между собой, и это составляло своеобразную форму выражения теоретического кризиса психологической науки. Несмотря на это, психологическая наука продолжала очень активное накопление важных психологических фактов, продолжалось изучение физиологических процессов, которые соответствуют психологическим явлениям и процессам. Словом, нельзя представить себе этот первоначальный период существования психологической науки как период, характеризующийся только теоретическими трудностями, которые создавали картину общего кризиса психологии, так как в то же самое время шло серьезное обогащение психологических знаний. С другой стороны, само столкновение идей в психологии, различных подходов и отдельных научных школ, конечно, тоже нельзя понимать как историю простого столкновения одних заблуждений с другими заблуждениями. В ходе этой борьбы в столкновении различных направлений и школ в психологии формировались важные теоретические положения, которые в значительной степени обусловили дальнейшее развитие психологической науки. Поэтому, хотя в начале века и прозвучали очень сильно слова одного из выдающихся русских психологов Н.Н.Ланге о том, что психолог в настоящее время похож на Приама, сидящего на развалинах Трои, в них содержится лишь доля истины. Они справедливы в отношении общекризисной ситуации в психологии, но все же то, что Ланге называл развалинами, было в действительности строительным материалом, без которого, конечно, не могло продолжаться развитие психологии.

Содержание

1. Предпосылки возникновения кризиса в психологии. Его причины и движущие силы 3
2. Кризис в психологии 10-30х гг. как борьба за утверждение нового предмета психологии. 5
3. Программы построения общей психологии. Что такое общая наука и общая психология (подходы Выготского и Бинсвангера) 7
4. Многообразие психологических школ и теорий 12
5. Влияние разделов психологии на формирование общепсихологической теории 16
6. Этапы развития психологических теорий по Л.С. Выготскому 17
7. Различия двух психологий и их номинации. Критерии различения естественной и описательной психологических программ. 21
8. Принадлежность психологических теорий и школ к одной из двух психологических программ 22
9. Итоги психологического кризиса 23
10. Взаимодополнительность естественнонаучной и описательной психологии по В.Н. Дружинину. 24
Список литературы 28