Предотвращение "профессионального выгорания" педагогического персонала в общеобразовательном учреждении (на примере ГОУ школы № 112 Вы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 10:04, отчет по практике

Описание работы

Профессиональной деятельности принадлежит существенное место в жизни человека. При этом роль профессии носит не только позитивный, но порой негативный и даже разрушительный характер по отношению к личности. Одним из таких негативных последствий является появление синдрома профессионального выгорания, снижающего эффективность профессиональной деятельности и пагубно влияющего на личность и здоровье.
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 112 Выборгского района Санкт-Петербурга расположена по юридическому и фактическому адресу 194352, Санкт-Петербург, ул. Кустодиева, д.18, к.2. Полное наименование Школы: Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 112 Выборгского района Санкт-Петербурга. Краткое наименование Школы: ГОУ школа № 112 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Работа содержит 1 файл

отчет по практике.doc

— 462.50 Кб (Скачать)

      Методист:

      Организует  и разрабатывает необходимую  документацию для учебного процесса.

      Оказывает консультативную и практическую помощь педагогическим работникам образовательного учреждения по соответствующим направлениям деятельности.

      Педагогический  персонал: Учитель и воспитатель ГПД.

      Учитель:

      осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; участвует в работе педагогических, методических советов, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической, диагностической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением; обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию в полном объеме; соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в законодательстве об образовании. Конвенции о правах ребенка; обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса;

      Воспитатель ГПД: 

      Основными направлениями деятельности воспитателя  ГПД являются:

      Организация учебно-воспитательного процесса в  группе продленного дня, руководство им и контроль за развитием этого процесса.

      Содействие  созданию благоприятных условий  для индивидуального развития и  нравственного формирования личности обучающихся. 

      Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники  безопасности учебно-воспитательного  процесса в ГПД.

      Технический персонал:

      Основными направлениями деятельности технического персонала являются:

      Поддержание порядка в школе и на прилегающей  территории; текущий ремонт здания школы и оборудования в школе; охрана школы и прилегающей территории.

 

 

 
 
 
 

 

Исследование

проблем профессионального  выгорания педагогического  персонала ГОУ  школы № 112 Выборгского  района

Санкт-Петербурга

      Профессиональной  деятельности принадлежит существенное место в жизни человека. При  этом роль профессии носит не только позитивный, но порой негативный и даже разрушительный характер по отношению к личности. Одним из таких негативных последствий является появление синдрома профессионального выгорания, снижающего эффективность профессиональной деятельности и пагубно влияющего на личность и здоровье.

      Наиболее  подверженной возникновению синдрома профессионального выгорания является категория педагогов. К основным факторам, обусловливающим их выгорание, относят ежедневную психическую  перегрузку, самоотверженную помощь, высокую ответственность за учеников, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением, ролевые конфликты, поведение «трудных» учащихся. Кроме того, большинство школьных педагогов - женщины, поэтому к профессиональным стрессорам добавляются загруженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей. Учителю сегодня очень трудно приходится в современной школе. Темп работы напряженный. Психические перегрузки, которые испытывает учитель ежедневно в своей работе, отражаются на его личностном развитии, истощают нервную систему. Многие педагоги после нескольких лет работы испытывают состояние, близкое к стрессовому. Они чувствуют постоянное утомление, порой головные боли, бессонницу, общее ухудшение здоровья, выраженное неврозами, сердечнососудистыми нарушениями, ослаблением иммунитета. Приходя в класс, переутомленный учитель утрачивает состояние стабильности, необходимое для успешной педагогической деятельности. Он становится раздражительным, переходит к давлению на ученика, проявляет нетерпение и гнев. По причине хронического переутомления учитель становится не готовым к позитивному принятию нововведений в школе, повышению собственной профессиональной компетентности. Работа перестает приносить им удовлетворение, а напротив, раздражает, вызывает враждебность. У учителя появляется ощущение собственной некомпетентности, беспомощности, и действительно – снижаются конкретные профессиональные достижения, а также выносливость и внимание в целом.  Налицо типичное «профессиональное выгорание».  

      Для решения данной проблемы необходимо создание условий для профессионального развития и самореализации помогающих специалистов: организация обмена опытом, профессионального взаимодействия с мэтрами, ведущими практиками; мероприятий и конкурсов, направленных на самореализацию и трансляцию в профессиональное сообщество новых практик и технологий, включая ИКТ –технологии. Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении и развитии признаков «профессионального выгорания у педагогов необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).

      Предлагаю три направления профилактики выгорания:

  1. Информирование.
  2. Эмоциональная поддержка.
  3. Создание системы дел, повышающих значимость педагогической профессии.
  4. Информирование.

      В настоящее время педагоги плохо  осведомлены о признаках и  причинах выгорания. По результатам  опроса, проведенного среди учителей, выяснилось, что 72% опрошенных не знают, что такое профессиональное выгорание. Они интуитивно чувствуют нарушения своего самочувствия и поведения. Но не могут его правильно оценить, а тем более помочь себе. 49% учителей предлагают некоторые варианты преодоления синдрома выгорания. Но доступная литература, помогающая преодолеть выгорание, отсутствует. Здесь наша задача – проинформировать учителей и руководителей о том, как общедоступными методами помочь себе не заболеть. Тем более что на первых этапах это не так сложно и зависит только от самого человека. Нами составлен пакет материалов  который может быть очень полезен педагогам и образовательным учреждениям. Он используется нами при проведении тренингов на профессиональных встречах педагогов. Нужно стремимся к тому, чтобы педагог понял: "Самое главное - услышать, помочь, полюбить самого себя".

  1. Эмоциональная поддержка. В этой ситуации очень важно научиться находить в своей жизни то, что могло бы поддержать и порадовать. Общение значительно повышает степень удовлетворенности трудом, помогает снять эмоциональное напряжение.  Для этого предлагаю организовать профессиональные встречи педагогов. Каждую стараться сделать праздником общения, праздником встречи друг с другом, будь то вечер или деловая встреча. Во время этих встреч проводить круглые столы, психологические практикумы, учительский бал к празднику День учителя. Нашими гостями могут быть педагоги  из  других общеобразовательных учреждений, все это позволит отключиться от своих проблем, получить заряд бодрости, желание жить.
  2. Создать систему дел, повышающих значимость педагогической профессии.

      Некоторые исследователи большую ответственность  за выгорание педагогов возлагают  на руководителей. Руководителю необходимо так структурировать работу и  организовывать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для работника. В рамках своих возможностей мы должны найти способы повышения значимости профессии педагога. Необходимо заниматься проблемой совершенствования структуры методической работы школы пытаясь дать возможность каждому педагогу проявить себя, попробовать себя и свои силы, получить удовлетворение от профессии. Она включает в себя такие традиционные формы работы, как проблемные семинары, постоянно действующие семинары, систему индивидуальных консультаций.

      В ходе реализации проекта ожидаются  следующие результаты:

      - улучшается психологический климат  в коллективе;

      - снижается ситуативная и личностная  тревожность педагогов; 

      - формируются навыки регуляции  негативных психоэмоциональных  состояний;

      - повышается самооценка и уверенность  в себе, и на фоне этого повышается  производительность труда.

      Некоторые предложения материализовались  ещё в процессе прохождения мной практики. 

 

Анализ 

профессиональных  компетенций педагогического  персонала

      Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям. От уровня профессионализма педагогов, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества. В соответствии с этими требованиями можно определить основные подходы к развитию профессионализма педагога.

      Анализ  профессиональной компетентности педагогического персонала проводился в ГОУ школе № 112 Выборгского района Санкт-Петербурга.

     Численность педагогического персонала в  ГОУ школе № 112 составляет – 49 человек.

     Из  них:

     12 педагогов являются учителями  начальных классов;

     37 педагогов являются преподавателями предметниками;

     С помощью анализа документов было определено, что из 49 педагогических работников (100%), 3% - без квалификационной категории, 10% - имеют вторую квалификационную категорию, 67% - имеют первую квалификационную категорию и 20% имеют высшую квалификационную категорию.

     3% педагогических работников –  это молодые специалисты, которые  работают не более 1 года.

     Следующим шагом исследования стало определение  соответствия профессиональных компетенций  педагогических работников их квалификационным категориям.

     Оценивали вторые и первые квалификационные категории, для выявления необходимости  направления на курсы повышение  квалификации, семинары и т.д.

     Для этого была создана экспертная группа в состав которой входили:

    1. Заместитель директора по УВР
    2. Заместитель директора по НМР
    3. Методист
    4. Заместитель директора по ВР

     Было  составлено расписание открытых уроков.  Которые посещали члены экспертной группы и оценивали такие показатели как:

  1. Научно методические знания педагога в области преподаваемого предмета
    1. Знание требований государственного стандарта по предмету
    2. Знание содержания базовой науки
    3. Понимание места преподаваемого предмета в общем образовании учащихся
  2. Психолого-педагогическая компетентность
    1. Раскрытие возможностей предмета в реализации принципа гуманистического преподавания
    2. Знание современных психолого-педагогических концепций образования и их реализация в рамках данного учебного предмета

     Проблемное  обучение

     Развивающее обучение

     Укрупнение  дидактической единицы информации

     Развитие  познавательного интереса

Информация о работе Предотвращение "профессионального выгорания" педагогического персонала в общеобразовательном учреждении (на примере ГОУ школы № 112 Вы