Предмет зоопсихологии как комплекс основных областей изучения психики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

На рубеже XX в. появился научный термин "поведение животных", обозначающий особое научное понятие и предмет изучения. Понятие "поведение животных" начинает вбирать в себя все прежние частные понятия, относившиеся к внешне наблюдаемым действиям животных: "инстинкт", "привычки", "нравы", "умственные действия" и т.п. Неразрывная связь между представлениями о действиях животных и об их психике, существовавшая в прежней терминологии, начинает разрушаться, чему усиленно способствовали споры о предмете и методах зоопсихологии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Зоопсихология. Общая характеристика научной дисциплины 5

2. Предмет зоопсихологии как комплекс основных областей изучения психики 8

2.1. Определение психики 9

2.2. Возникновение психики 9

2.3. Выделение эволюционных стадий развития психики 10

2.4. Выявление механизмов развития психики в эволюции 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14

Работа содержит 1 файл

Предмет изучения зоопсихологии.docx

— 34.80 Кб (Скачать)
    1. Выявление механизмов развития психики в эволюции 

    Для того чтобы понять весь процесс эволюционного  развития психики, определить качественные отличия психики человека от психики  животных и представить себе дальнейший филогенетический путь ее развития, необходимо знать механизмы и закономерности этого развития. Выявление закономерностей развития является продуктом теоретического и эмпирического анализа имеющихся данных о психике ныне живущих и вымерших животных. На основании таких данных выделяются основные преобразования, происходящие в психике и поведении живых существ, их взаимоотношениях со средой. Это позволяет дополнить недостающие знания о психике животных и определить направления дальнейшего развития.

    Не  менее важным представляется и познание механизмов развития, которое позволяет  не только предсказать его дальнейшее направление, но и в известны пределах повлиять на него.

    Таким образом, из всего представленного  выше материала видно, что хотя и  принято выделять в качестве предмета зоопсихологии психическое поведение  животных, на самом  деле, предмет  ее следует рассматривать в значительно  более глобальных масштабах. Ведь проведенный  выше анализ четыре структурных компонентов  предмета зоопсихологии показал, что  он включает в себя и саму категорию  «психика» как таковую, и особенности  ее возникновения, и ее эволюционное развитие в филогенезе, а также  закономерности и механизмы ее развития. Причем ни один из этих элементов нельзя упускать из вида, потому что каждый из них вносит свою весомую лепту  в развитие зоопсихологии, как научной  дисциплины, как отрасли психологической  науки в целом.  

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    В данной работе была представлена общая  характеристика такой научной дисциплины как зоопсихология с точки  зрения ее объекта, предмета, особенностей возникновения и развития. Исходя из изученного материала и проведенного на его базе анализа рассматриваемой  отрасли психологии, можно сделать  некоторые выводы.

  1. Первые работы по зоопсихологии были созданы еще античными учеными, такими как Аристотель и Декарт, хотя сам термин «зоопсихология» в широком научном обороте прочно утвердился к 90-м годам ХІХ века. При этом зоопсихологией называли всю совокупность направлений, занятых изучением как психики, так и внешней активности животных в зоологии, физиологии и психологии, независимо от наличия в них сравнительного аспекта.
  2. Зоопсихология неразрывно связана с такими научными дисциплинами, как: этология, нейрофизиология, общая психология, детская психология, антропология, медицина. Она задействована в сельском хозяйстве, звероводстве, рыболовстве, охотничьем хозяйстве и т.д.
  3. Объект зоопсихологии – это поведение субъектов психики (животных и человека), под которым понимается вся совокупность двигательных проявлений, направленных на реализацию жизненных функций.
  4. Предмет зоопсихологии как науки о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания можно сформулировать как происхождение и развитие психической деятельности у животных и человека. Т.о. зоопсихолог изучает эволюцию психики начиная с ее зачаточных форм до высших ее проявлений, составлявших основу зарождения человеческой психики.
  5. Предмет зоопсихологии включает в себя четыре основные области изучения психики, которые являются стратегическими для общей психологии в теоретическом и методологическом отношении. К указанным областям можно отнести определение психики, возникновение психики, выделение эволюционных стадий развития психики, выявление механизмов развития психики в эволюции.  

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  1. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – Мн. : Харвест, 1998. 
  2. Ступина, С.Б. Зоопсихология / С.Б. Ступина, А.О. Филипьечев. – Москва : Высшее образование, 2008. – 174 с.
  3. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология» / К.Э. Фабри. – М. : Российское психологическое общество, 1999. – 464 с.
  4. Филиппова, Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология / Г.Г. Филиппова. – Москва : Академия, 2009. – 543 с.

Информация о работе Предмет зоопсихологии как комплекс основных областей изучения психики