Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 16:03, курсовая работа
На рубеже XX в. появился научный термин "поведение животных", обозначающий особое научное понятие и предмет изучения. Понятие "поведение животных" начинает вбирать в себя все прежние частные понятия, относившиеся к внешне наблюдаемым действиям животных: "инстинкт", "привычки", "нравы", "умственные действия" и т.п. Неразрывная связь между представлениями о действиях животных и об их психике, существовавшая в прежней терминологии, начинает разрушаться, чему усиленно способствовали споры о предмете и методах зоопсихологии.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Зоопсихология. Общая характеристика научной дисциплины 5
2. Предмет зоопсихологии как комплекс основных областей изучения психики 8
2.1. Определение психики 9
2.2. Возникновение психики 9
2.3. Выделение эволюционных стадий развития психики 10
2.4. Выявление механизмов развития психики в эволюции 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Зоопсихология. Общая характеристика научной дисциплины 5
2. Предмет зоопсихологии как комплекс основных областей изучения психики 8
2.1. Определение психики 9
2.2. Возникновение психики 9
2.3. Выделение эволюционных стадий развития психики 10
2.4. Выявление механизмов развития психики в эволюции 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14
Не взирая на то, что интерес к психическому поведению животных возник еще в античные времена, внимание к изучению внешней активности животных, понимаемой как изучение их инстинктов, привычек, нравов, чувств и ума, обострилось лишь с последней трети XIX в. Отражением этой тенденции было появление зоопсихологии, а выделение ее в самостоятельную научную область, в свою очередь, еще больше стимулировало подобного рода исследования в зоологии, физиологии и психологии. Уже в последнее десятилетие XIX в., когда понятие "поведение животных" еще не начало применяться, а также в самом начале XX в., когда оно использовалось еще редко, многие авторы, прежде всего зоологи и физиологи, постепенно стали выделять сами действия животных в качестве независимого от психики предмета исследования. На рубеже XX в. появился научный термин "поведение животных", обозначающий особое научное понятие и предмет изучения. Понятие "поведение животных" начинает вбирать в себя все прежние частные понятия, относившиеся к внешне наблюдаемым действиям животных: "инстинкт", "привычки", "нравы", "умственные действия" и т.п. Неразрывная связь между представлениями о действиях животных и об их психике, существовавшая в прежней терминологии, начинает разрушаться, чему усиленно способствовали споры о предмете и методах зоопсихологии.
На
сегодняшний день предмет зоопсихологии
можно определить как происхождение
и развитие психической деятельности
у животных, а как следствие
этого – предпосылки
При всем при этом, предмет любой отрасли психологии, в том числе и зоопсихологии, является категорией достаточно спорной и, безусловно, сложной, так как он недоступен прямому исследованию, и знания о нем составляются косвенно, по проявлению психики в активности ее носителя. Посему очень важно разобраться с тем, что же на самом деле представляет собой предмет зоопсихологического исследования прежде, чем переходить к более глубокому и основательному изучению данной научной дисциплины.
Зоопсихология является неотъемлемой и важной частью психологической науки. Интерес к ней в последние годы значительно возрастает, особенно в связи с тем, что в этой области знаний сейчас наблюдается большой подъем исследовательской работы и творческой мысли. Наряду с большим теоретическим значением зоопсихологических исследований все более расширяется и сфера их практического использования. Плодотворная работа исследователей многих стран по изучению поведения животных, охватывающая все разнообразие животного мира привела к весьма внушительным результатам: в настоящее время накоплено такое обилие ценнейших научных фактов, что не только удалось разъяснить ряд существенных вопросов зоопсихологии, но и пришлось внести серьезные поправки в, казалось бы, вполне устоявшиеся положения и концепции. Разумеется, и поныне остается еще очень много неизученного и непонятного в процессах поведения – этих сложнейших природных процессах. Однако зоопсихология дает нам возможность лучше представить биологические предпосылки и предысторию зарождения человеческого сознания.
Зоопсихология – наука занимающаяся изучением психической деятельности животных во всех ее проявлениях1.
Корнями своими зоопсихология уходит глубоко в прошлое. Первые работы, посвященные активной деятельности животных, принадлежат античным ученым, таким как Аристотель и Декарт. Что же касается самого термина «зоопсихология», то он в широком научном обороте прочно утвердился к 90-м годам прошлого века. Зоопсихологией называли всю совокупность направлений, занятых изучением как психики, так и внешней активности животных в зоологии, физиологии и психологии, независимо от наличия в них сравнительного аспекта. Термин «сравнительная психология», который самым тесным образом связан с понятием «зоопсихология» стал активно использоваться с последней трети XIX в. Это понятие было введено по аналогии со сравнительной анатомией. Суть его заключалась в сопоставлении психической деятельности животных и человека.
В целом, говоря о зоопсихологии как научной дисциплине, можно отметить, что данные, полученные в ходе зоопсихологического исследования, важны не только для решения узконаправленных проблем, связанных с психической деятельностью животных, но и коренных проблем психологии, в частности, для выявления корней психологической деятельности человека, закономерностей происхождения и развития его сознания.
Зоопсихология неразрывно связана с такими научными дисциплинами, как: этология, нейрофизиология, общая психология, детская психология, антропология, медицина. Также зоопсихология задействована в сельском хозяйстве, звероводстве, рыболовстве, охотничьем хозяйстве, это обусловлено далеко идущими преобразованиями в животноводстве и резкими изменениями в среде обитания полезных диких животных. Благодаря зоопсихологическим исследованиям становится возможным подготовить эти отрасли ко все возрастающему воздействию человека на естественную среду.
В детской психологии зоопсихологические исследования помогают выявить биологические основы психики ребенка, ее генетические корни. Зоопсихология вносит свой вклад и в педагогическую психологию, ибо общение детей с животными имеет большое воспитательное и познавательное значение. В результате такого общения устанавливается сложный психический контакт и взаимодействие между обоими партнерами, что может быть эффективно использовано для умственного и нравственного воспитания детей2.
Однако, приступая к рассмотрению любой научной дисциплины, необходимо выделить объект и предмет как ее ключевые составляющие. Исходя из того, что предмет науки – это та область действительности, о которой наука должна составить свое знание, а объект науки – это те явления, объекты, факты, с которыми наука непосредственно взаимодействует, чтобы это знание составить, можно заключить, что знания о предмете любой отрасли психологии, в том числе и зоопсихологии, составляются косвенно, по проявлению психики в активности ее носителя. А проявления эти в свою очередь могут объективно наблюдаться только в поведении живых существ, обладающих психикой, в процессе ее взаимодействия со средой.
Таким образом, объект зоопсихологии – это поведение субъектов психики (животных и человека)3.
Кроме зоопсихологии, поведение животных изучают и другие науки, например, этология, нейрофизиология, физиология высшей нервной деятельности, бионика. В свою очередь под поведением понимается вся совокупность двигательных проявлений, направленных на реализацию жизненных функций. С помощью поведения живое существо осуществляет непосредственное взаимодействие с внешней средой. А психика при этом является внутренним механизмом, который регулирует поведение.
Помимо объекта, можно сформулировать предмет зоопсихологии как науки о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания4. Зоопсихолог изучает эволюцию психики начиная с ее зачаточных форм до высших ее проявлений, составлявших основу зарождения человеческой психики. Предмет зоопсихологии включает в себя четыре основные области изучения психики, которые являются стратегическими для общей психологии в теоретическом и методологическом отношении, и на которых следует более подробно остановиться для детального и глубоко анализа основ зоопсихологии как отрасли психологической науки.
Предмет зоопсихологии представляет собой происхождение и развитие психической деятельности у животных, а как следствие этого – предпосылки возникновения и развития человеческого сознания. Как уже отмечалось выше, предмет зоопсихологии включает в себя четыре основные области изучения психики, в частности: определение психики, возникновение психики, выделение эволюционных стадий развития психики, выявление механизмов развития психики в эволюции5.
Однако прежде чем переходить непосредственно к анализу указанных областей изучения психики, представляется необходимым отметить, что же представляет собой психика как таковая.
Психика – это существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность. Неотъемлемое свойство живого. Психика - системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на ее основе поведения и деятельности. Психика обеспечивает эффективное приспособление к среде6.
Психика
зарождается только на определенном
этапе развития органического мира
и является высшей формой отражения
объективной реальности. Выражается
психика в способности
Когда-то Л.С. Выготский заметил, что психика «это самое сложное, что есть в мире». Ее не возможно потрогать или пощупать, подвергнуть прямому исследованию. В зоопсихологии эта проблема имеет как теоретическое, так и практическое значение. Суть данной проблемы заключается в том, что же такое психика на самом деле и когда конкретно она возникла. Именно в зоопсихологии крайне важно разобраться в том, что представляет собой психика и какие существа ею обладают, а какие – нет. Кроме того, определение психики необходимо для того, чтобы выделить разные уровни ее развития и выявить механизмы этого развития. Что же представляет собой категория «психика» и, как ее принято определять в зоопсихологии, было указано ранее.
Возникновение психики и ее определение имеют непосредственную связь между собой. И если, например, для психологии человека возникновение психики имеет преимущественно теоретическое значение, т.е. психика человека не изменяется с течением времени, то для зоопсихологии все обстоит несколько иначе. Т.к. решение этого вопроса зависит преимущественно от области исследования, от тех живых организмов, которые этому исследованию подвергаются.
Кроме
того в зоопсихологии
Психика – это явление, развивающееся в эволюции. Ведь только рассматривая эволюционный путь развития психики можно досконально изучить, как произошел человек, чем он отличается от других живых существ и что его ждет дальше. Это означает, что необходимо выделить качественные преобразования в психике, возникающие в филогенезе, выделить критерии, по которым различаются качественные уровни развития психики в эволюции, что позволит разделить весь процесс развития на стадии. После чего станет возможным с научной точки зрения определить качественные отличия психики человека и обосновать сам процесс ее возникновения. А в перспективе возможен даже вариант прогноза дальнейшего филогенеза психики или, по крайней мере, постановки такой проблемы.
Информация о работе Предмет зоопсихологии как комплекс основных областей изучения психики