Предмет зоопсихологии как комплекс основных областей изучения психики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

На рубеже XX в. появился научный термин "поведение животных", обозначающий особое научное понятие и предмет изучения. Понятие "поведение животных" начинает вбирать в себя все прежние частные понятия, относившиеся к внешне наблюдаемым действиям животных: "инстинкт", "привычки", "нравы", "умственные действия" и т.п. Неразрывная связь между представлениями о действиях животных и об их психике, существовавшая в прежней терминологии, начинает разрушаться, чему усиленно способствовали споры о предмете и методах зоопсихологии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Зоопсихология. Общая характеристика научной дисциплины 5

2. Предмет зоопсихологии как комплекс основных областей изучения психики 8

2.1. Определение психики 9

2.2. Возникновение психики 9

2.3. Выделение эволюционных стадий развития психики 10

2.4. Выявление механизмов развития психики в эволюции 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14

Работа содержит 1 файл

Предмет изучения зоопсихологии.docx

— 34.80 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Зоопсихология. Общая характеристика научной дисциплины 5

2. Предмет зоопсихологии как комплекс основных областей изучения психики 8

2.1. Определение психики 9

2.2. Возникновение психики 9

2.3. Выделение эволюционных стадий развития психики 10

2.4. Выявление механизмов развития психики в эволюции 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14 

 

    ВВЕДЕНИЕ

 

    Не  взирая на то, что интерес к психическому поведению животных возник еще в  античные времена, внимание к изучению внешней активности животных, понимаемой как изучение их инстинктов, привычек, нравов, чувств и ума, обострилось лишь с последней трети XIX в. Отражением этой тенденции было появление зоопсихологии, а выделение ее в самостоятельную научную область, в свою очередь, еще больше стимулировало подобного рода исследования в зоологии, физиологии и психологии. Уже в последнее десятилетие XIX в., когда понятие "поведение животных" еще не начало применяться, а также в самом начале XX в., когда оно использовалось еще редко, многие авторы, прежде всего зоологи и физиологи, постепенно стали выделять сами действия животных в качестве независимого от психики предмета исследования. На рубеже XX в. появился научный термин "поведение животных", обозначающий особое научное понятие и предмет изучения. Понятие "поведение животных" начинает вбирать в себя все прежние частные понятия, относившиеся к внешне наблюдаемым действиям животных: "инстинкт", "привычки", "нравы", "умственные действия" и т.п. Неразрывная связь между представлениями о действиях животных и об их психике, существовавшая в прежней терминологии, начинает разрушаться, чему усиленно способствовали споры о предмете и методах зоопсихологии.

    На  сегодняшний день предмет зоопсихологии  можно определить как происхождение  и развитие психической деятельности у животных, а как следствие  этого – предпосылки возникновения  и развития человеческого сознания. Однако одновременно с этим, следует  указать на то обстоятельство, что  предмет зоопсихологии включает в себя четыре основные области изучения психики, а именно определение психики, возникновение психики, выделение эволюционных стадий развития психики, выявление механизмов развития психики в эволюции.

    При всем при этом, предмет любой отрасли  психологии, в том числе и зоопсихологии, является категорией достаточно спорной и, безусловно, сложной, так как он недоступен прямому исследованию, и знания о нем составляются косвенно, по проявлению психики в активности ее носителя. Посему очень важно разобраться с тем, что же на самом деле представляет собой предмет зоопсихологического исследования прежде, чем переходить к более глубокому и основательному изучению данной научной дисциплины.  

 

    

  1. Зоопсихология. Общая характеристика научной дисциплины
 

    Зоопсихология является неотъемлемой и важной частью психологической науки. Интерес к ней в последние годы значительно возрастает, особенно в связи с тем, что в этой области знаний сейчас наблюдается большой подъем исследовательской работы и творческой мысли. Наряду с большим теоретическим значением зоопсихологических исследований все более расширяется и сфера их практического использования. Плодотворная работа исследователей многих стран по изучению поведения животных, охватывающая все разнообразие животного мира привела к весьма внушительным результатам: в настоящее время накоплено такое обилие ценнейших научных фактов, что не только удалось разъяснить ряд существенных вопросов зоопсихологии, но и пришлось внести серьезные поправки в, казалось бы, вполне устоявшиеся положения и концепции. Разумеется, и поныне остается еще очень много неизученного и непонятного в процессах поведения – этих сложнейших природных процессах. Однако зоопсихология дает нам возможность лучше представить биологические предпосылки и предысторию зарождения человеческого сознания.

    Зоопсихология – наука занимающаяся изучением  психической деятельности животных во всех ее проявлениях1.

    Корнями своими зоопсихология уходит глубоко  в прошлое. Первые работы, посвященные  активной деятельности животных, принадлежат  античным ученым, таким как Аристотель и Декарт. Что же касается самого термина «зоопсихология», то он в широком научном обороте прочно утвердился к 90-м годам прошлого века. Зоопсихологией называли всю совокупность направлений, занятых изучением как психики, так и внешней активности животных в зоологии, физиологии и психологии, независимо от наличия в них сравнительного аспекта. Термин «сравнительная психология», который самым тесным образом связан с понятием «зоопсихология» стал активно использоваться с последней трети XIX в. Это понятие было введено по аналогии со сравнительной анатомией. Суть его заключалась в сопоставлении психической деятельности животных и человека.

    В целом, говоря о зоопсихологии как  научной дисциплине, можно отметить, что данные, полученные в ходе зоопсихологического исследования, важны не только для решения узконаправленных проблем, связанных с психической деятельностью животных, но и коренных проблем психологии, в частности, для выявления корней психологической деятельности человека, закономерностей происхождения и развития его сознания.

    Зоопсихология неразрывно связана с такими научными дисциплинами, как: этология, нейрофизиология, общая психология, детская психология, антропология, медицина. Также зоопсихология задействована в сельском хозяйстве, звероводстве, рыболовстве, охотничьем хозяйстве, это обусловлено далеко идущими преобразованиями в животноводстве и резкими изменениями в среде обитания полезных диких животных. Благодаря зоопсихологическим исследованиям становится возможным подготовить эти отрасли ко все возрастающему воздействию человека на естественную среду.

    В детской психологии зоопсихологические исследования помогают выявить биологические  основы психики ребенка, ее генетические корни. Зоопсихология вносит свой вклад  и в педагогическую психологию, ибо  общение детей с животными  имеет большое воспитательное и  познавательное значение. В результате такого общения устанавливается  сложный психический контакт и взаимодействие между обоими партнерами, что может быть эффективно использовано для умственного и нравственного воспитания детей2.

    Однако, приступая к рассмотрению любой  научной дисциплины, необходимо выделить объект и предмет как ее ключевые составляющие. Исходя из того, что предмет  науки – это та область действительности, о которой наука должна составить  свое знание, а объект науки –  это те явления, объекты, факты, с  которыми наука непосредственно  взаимодействует, чтобы это знание составить, можно заключить, что  знания о предмете любой отрасли  психологии, в том числе и зоопсихологии, составляются косвенно, по проявлению психики в активности ее носителя. А проявления эти в свою очередь  могут объективно наблюдаться только в поведении живых существ, обладающих психикой, в процессе ее взаимодействия со средой.

    Таким образом, объект зоопсихологии – это поведение субъектов психики (животных и человека)3.

    Кроме зоопсихологии, поведение животных изучают и другие науки, например, этология, нейрофизиология, физиология высшей нервной деятельности, бионика. В свою очередь под поведением понимается вся совокупность двигательных проявлений, направленных на реализацию жизненных функций. С помощью  поведения живое существо осуществляет непосредственное взаимодействие с  внешней средой. А психика при  этом является внутренним механизмом, который регулирует поведение.

    Помимо  объекта, можно сформулировать предмет зоопсихологии как науки о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания4. Зоопсихолог изучает эволюцию психики начиная с ее зачаточных форм до высших ее проявлений, составлявших основу зарождения человеческой психики. Предмет зоопсихологии включает в себя четыре основные области изучения психики, которые являются стратегическими для общей психологии в теоретическом и методологическом отношении, и на которых следует более подробно остановиться для детального и глубоко анализа основ зоопсихологии как отрасли психологической науки.  

  1. Предмет зоопсихологии как  комплекс основных областей изучения психики
 

    Предмет зоопсихологии представляет собой  происхождение и развитие психической  деятельности у животных, а как  следствие этого – предпосылки  возникновения и развития человеческого  сознания.  Как уже отмечалось выше, предмет зоопсихологии включает в себя четыре основные области изучения психики, в частности: определение  психики, возникновение психики, выделение  эволюционных стадий развития психики, выявление механизмов развития психики  в эволюции5.

    Однако  прежде чем переходить непосредственно  к анализу указанных областей изучения психики, представляется необходимым  отметить, что же представляет собой  психика как таковая.

    Психика – это существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность. Неотъемлемое свойство живого. Психика - системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на ее основе поведения и деятельности. Психика обеспечивает эффективное приспособление к среде6.

    Психика зарождается только на определенном этапе развития органического мира и является высшей формой отражения  объективной реальности. Выражается психика в способности высокоорганизованных живых существ отражать своим состоянием окружающий мир. Возникновение психики напрямую связано с возникновением животной формы жизни, так как при изменении условий жизнедеятельности появилась необходимость нового отражения объективной действительности.

    1. Определение психики

    Когда-то Л.С. Выготский заметил, что психика  «это самое сложное, что есть в  мире».  Ее не возможно потрогать или пощупать, подвергнуть прямому исследованию. В зоопсихологии эта проблема имеет как теоретическое, так и практическое значение. Суть данной проблемы заключается в том, что же такое психика на самом деле и когда конкретно она возникла. Именно в зоопсихологии крайне важно разобраться в том, что представляет собой психика и какие существа ею обладают, а какие – нет. Кроме того, определение психики необходимо для того, чтобы выделить разные уровни ее развития и выявить механизмы этого развития. Что же представляет собой категория «психика» и, как ее принято определять в зоопсихологии, было указано ранее.

    1. Возникновение психики  

    Возникновение психики и ее определение имеют  непосредственную связь между собой. И если, например, для психологии человека возникновение психики имеет преимущественно теоретическое значение, т.е. психика человека не изменяется с течением времени, то для зоопсихологии все обстоит несколько иначе. Т.к. решение этого вопроса зависит преимущественно от области исследования, от тех живых организмов, которые этому исследованию подвергаются.

    Кроме того в зоопсихологии самостоятельной  задачей становится выявление закономерностей  и механизмов развития психики в  филогенезе, а значит – возникновения  сознания человека и его дальнейшего  изменения. Другим значительным аспектом изучения возникновения психики  является необходимость четких представлений  о том, что происходит с психикой человека на самых ранних стадиях  его индивидуального развития. Так  вопрос о том, есть ли у развивающегося зародыша человека психика и в  какой форме он может воспринимать, переживать и использовать в дальнейшем полученный опыт, в настоящее время  перешел из плана теоретического в план практический. Однако ответить на этот вопрос не представляется возможным  без представлений о том, как  и почему вообще возникла психика на нашей планете.

    1. Выделение эволюционных стадий развития психики  

    Психика – это явление, развивающееся  в эволюции. Ведь только рассматривая эволюционный путь развития психики  можно досконально изучить, как  произошел человек, чем он отличается от других живых существ и что  его ждет дальше. Это означает, что  необходимо выделить качественные преобразования в психике, возникающие в филогенезе, выделить критерии, по которым различаются  качественные уровни развития психики  в эволюции, что позволит разделить  весь процесс развития на стадии. После  чего станет возможным с научной  точки зрения определить качественные отличия психики человека и обосновать сам процесс ее возникновения. А  в перспективе возможен даже вариант  прогноза дальнейшего филогенеза психики или, по крайней мере, постановки такой проблемы.

Информация о работе Предмет зоопсихологии как комплекс основных областей изучения психики