Автор: i************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 11:15, реферат
Лабиринты, катакомбы, тупики и проспекты хода мыслей очень часто непредсказуемы.В данной работе рассматривается история становления и развития психологии, одной из самых сложных и загадочных наук. Ведь эта наука – заманчивый мир явлений, вызывающих особый, исключительный интерес на протяжении многих веков.
Введение
2. Что такое психология
3. Предмет психологии
4. Задачи современной психологии
5. Место психологии в системе наук
6. Заключение
7. Литература
К 1960-м годам психологи (как зарубежные, так и отечественные) пришли к компромиссу, который явно не формулировался (этому мешали идеологические разногласия), но по сути был достигнут: зарубежная психология изучала поведение, опосредованное психикой; отечественная — сосредоточила основное внимание на психике, проявляющейся и формирующейся в деятельности.
Психика — сложнейший феномен, возможно, самое сложное, что есть в мире. Поэтому дать исчерпывающее определение психики не представляется возможным.
Психика
— субъективный внутренний мир человека,
опосредующий взаимодействие человека
с внешним миром. Современными психологическими
словарями психика определяется как «форма
активного отображения субъектом объективной
реальности, возникающая в процессе взаимодействия
высокоорганизованных живых существ с
внешним миром и осуществляющая в их поведений
(деятельности) регулятивную функцию»
[7, 291] и как «высшая форма взаимосвязи
живых существ с предметным миром, выраженная
в их способности реализовывать свои побуждения
и действовать на основе информации о
нем».
[2, 13]
Можно
констатировать, что сегодня многие
исследователи выражают неудовлетворенность
существующим положением дел в научной
психологии.
Становится все более ясно, что понимание
психики как чисто индивидуального феномена,
свойства высокоорганизованной материи
не отражает всей реальной сложности психического.
После работ К.Г. Юнга и его последователей
вряд ли приходится сомневаться в трансперсональной
природе психического.
«Трансперсональная психология — это
учение о трансперсональных переживаниях,
их природе, разнообразных формах, причинах
и следствиях, а также о тех проявлениях
в областях психологии, философии, практической
жизни, искусства, культуры, жизненного
стиля, религии и т.д., которые вдохновляются
ими или которые стремятся их вызвать,
выразить, применить или понять». Многие
исследователи указывают, что научный
подход к изучению психики не является
единственно возможным.
Психология должна оставаться (в соответствии с этимологией) наукой о психике. Только само психическое должно пониматься несколько иначе. Вообще, весь исторический путь научной психологии, если попытаться выразить его одной фразой, представляет собой расширение предмета психологии и усложнение объяснительных схем. Очевидно, в наше время психология в очередной раз должна изменить понимание своего предмета. Для этого необходимы преобразования внутри самой психологии. В первую очередь требуется новое, более широкое понимание предмета психологии.
Психология,
как мы уже говорили, — очень
молодая наука. Поэтому, возможно, она
еще не нашла своего подлинного предмета,
и его обнаружение — задача
психологии XXI века. Не будем забывать,
что психология как фундаментальная
наука должна внести свой решающий
вклад в знание о мире.
Без психологии невозможно создание научной
картины мира. Юнг отмечал: «Мир психических
явлений есть лишь часть мира в целом,
и кое-кому может показаться, что как раз
в силу своей частности он более познаваем,
чем весь мир целиком. Однако при этом
не принимается во внимание, что душа является
единственным непосредственным явлением
мира, а следовательно, и необходимым условием
всего мирового опыта». [2, 15]
В
настоящее время наблюдается
бурное развитие психологической науки,
обусловленное многообразием
Область явлений, изучаемых психологией,
огромна. Она охватывает процессы, состояния
и свойства человека, имеющие разную степень
сложности — от элементарного различения
отдельных признаков объекта, воздействующего
на органы чувств, до борьбы мотивов личности.
Одни из этих явлений уже достаточно хорошо
изучены, а описание других сводится лишь
к простой фиксации наблюдений. Многие
считают, и это следует особо отметить,
что обобщенное и абстрактное описание
изучаемых явлений и их связей — это уже
и есть теория. Однако этим теоретическая
работа не исчерпывается, она включает
также сопоставление и интеграцию накапливаемых
знаний, их систематизацию и многое другое.
Ее конечная цель состоит в том, чтобы
раскрыть сущность изучаемых явлений.
В этой связи и возникают методологические
проблемы. Если теоретическое исследование
опирается на нечеткую методологическую
(философскую) позицию, то возникает опасность
подмены теоретического знания эмпирическим.
В
познании сущности психических явлений
важнейшая роль принадлежит категориям
диалектического материализма. Б.Ф.
Ломов в уже упомянутой книге
выделил базовые категории
Как
известно, прежние десятилетия психология
была преимущественно теоретической
(мировоззренческой) дисциплиной. В
настоящее время ее роль в общественной
жизни существенно изменилась. Она
все более становится областью особой
профессиональной практической деятельности
в системе образования, в промышленности,
государственном управлении, медицине,
культуре, спорте и т.д. Включение
психологической науки в
Задачи, решение которых требует психологической
компетентности, возникают в той или иной
форме во всех сферах жизни общества, определяясь
возрастающей ролью так называемого человеческого
фактора. Под «человеческим фактором»
понимается широкий круг социально-психологических,
психологических и психофизиологических
свойств, которыми обладают люди и которые,
так или иначе, проявляются в их конкретной
деятельности.
Современная психология — интенсивно развивающаяся область человеческого знания, тесно взаимодействующая с другими науками. Поэтому, как и любое развивающееся явление, психология постоянно изменяется: появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты, что часто приводит к возникновению новых отраслей психологии. Общим для всех отраслей психологии является сохранение предмета: все они изучают факты, закономерности и механизмы психики (в тех или иных условиях, в той или иной деятельности, на том или ином уровне развития и т.д.).
Современная
психология представляет собой не единую
науку, а целый комплекс научных
дисциплин, многие из которых претендуют
на то, чтобы считаться
Ядром современной психологии является общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики. Важнейшей психологической дисциплиной стала история психологии, в центре внимания которой — исторический процесс формирования и развития психологического знания.
Многочисленные отрасли психологии выделяются по различным основаниям.
Традиционно для классификации используются следующие основания:
1) конкретная
деятельность (психология труда,
медицинская, педагогическая
2) развитие (психология животных, сравнительная психология, психология развития, детская психология и т.п.);
3) социальность, отношения человека к обществу (социальная психология, психология личности, психология группы, психология класса, этнопсихология и т.д.). [4, 38]
Важным
является выделение отраслей «по
цели деятельности (получение или
применение нового знания): фундаментальные
и прикладные науки; по предмету исследования:
психология развития, творчества, личности
и т.д. На основе связей психологии с
другими науками можно выделить
психофизиологию, нейропсихологию, математическую
психологию. Развитие сложных отношений
психологии с различными сферами
практики наблюдается в организационной,
инженерной психологии, психологии спорта,
педагогической психологии и т.д.»
Развитие науки представляет собой сложный процесс, включающий в себя и дифференциацию, и интеграцию знания. В настоящее время насчитывается большое количество самостоятельных научных дисциплин. От того, какое место занимает психология в системе наук, в большой степени зависит решение двух очень важных вопросов: Что психология может дать другим наукам? В какой степени психология может использовать результаты исследований в других науках?
В
XIX веке большой популярностью
С
тех пор многое изменилось: психология
выделилась в самостоятельную науку,
в значительной степени стала
«положительной». Классификации наук
впоследствии составлялись неоднократно.
При этом почти все авторы недвусмысленно
указывали на особое, центральное
место психологии среди других наук.
Многие известные психологи
Классификации наук разрабатывались и в XX веке. Одной из наиболее популярных считается классификация, разработанная отечественным философом и науковедом Б.М. Кедровым, Согласно Кедрову, классификация наук имеет нелинейный характер. Кедров выделяет три группы научных дисциплин: естественные, социальные и философские. Схематически это можно представить в виде треугольника, вершины которого соответствуют естественным (верхняя), социальным (левая) и философским (правая) дисциплинам. Психология имеет тесные связи со всеми тремя группами наук, поэтому располагается внутри треугольника, так как человеческое мышление (один из существенных разделов психологии) изучается не только психологией, но и философией и логикой. Психология, таким образом, имеет связи со всеми научными дисциплинами, но наиболее тесные с философией. [2, 21]
Несколько
иначе подошел к вопросу об
определении места психологии в
системе наук выдающийся швейцарский
психолог Ж. Пиаже. Традиционно вопрос
о связи психологии с другими
науками рассматривается в
Москве в 1966 г., Пиаже поставил вопрос иначе:
что может дать психология другим наукам?
Ответ Пиаже знаменателен: «Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития». [2, 21] Пиаже отмечает, что испытывает чувство гордости по поводу того, что психология занимает ключевую позицию в системе наук. «С одной стороны, психология зависит от всех других наук... Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без логико-математической координации, которая выражает структуру реальности, но овладение которой возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии». [2, 22]
Информация о работе Предмет, задачи психологии и её место в системе наук