Предмет, задачи психологии и её место в системе наук

Автор: i************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 11:15, реферат

Описание работы

Лабиринты, катакомбы, тупики и проспекты хода мыслей очень часто непредсказуемы.В данной работе рассматривается история становления и развития психологии, одной из самых сложных и загадочных наук. Ведь эта наука – заманчивый мир явлений, вызывающих особый, исключительный интерес на протяжении многих веков.

Содержание

Введение
2. Что такое психология
3. Предмет психологии
4. Задачи современной психологии
5. Место психологии в системе наук
6. Заключение
7. Литература

Работа содержит 1 файл

Психолгия и педагогика.docx

— 42.41 Кб (Скачать)

      К 1960-м годам психологи (как зарубежные, так и отечественные) пришли к  компромиссу, который явно не формулировался (этому мешали идеологические разногласия), но по сути был достигнут: зарубежная психология изучала поведение, опосредованное психикой; отечественная — сосредоточила основное внимание на психике, проявляющейся и формирующейся в деятельности.

      Психика — сложнейший феномен, возможно, самое  сложное, что есть в мире. Поэтому  дать исчерпывающее определение  психики не представляется возможным.

      Психика — субъективный внутренний мир человека, опосредующий взаимодействие человека с внешним миром. Современными психологическими словарями психика определяется как «форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведений (деятельности) регулятивную функцию» [7, 291] и как «высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем». 
[2, 13]

      Можно констатировать, что сегодня многие исследователи выражают неудовлетворенность  существующим положением дел в научной  психологии. 
Становится все более ясно, что понимание психики как чисто индивидуального феномена, свойства высокоорганизованной материи не отражает всей реальной сложности психического. После работ К.Г. Юнга и его последователей вряд ли приходится сомневаться в трансперсональной природе психического. 
 «Трансперсональная психология — это учение о трансперсональных переживаниях, их природе, разнообразных формах, причинах и следствиях, а также о тех проявлениях в областях психологии, философии, практической жизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т.д., которые вдохновляются ими или которые стремятся их вызвать, выразить, применить или понять». Многие исследователи указывают, что научный подход к изучению психики не является единственно возможным.

      Психология  должна оставаться (в соответствии с этимологией) наукой о психике. Только само психическое должно пониматься несколько иначе. Вообще, весь исторический путь научной психологии, если попытаться выразить его одной фразой, представляет собой расширение предмета психологии и усложнение объяснительных схем. Очевидно, в наше время психология в очередной раз должна изменить понимание своего предмета. Для этого  необходимы преобразования внутри самой  психологии. В первую очередь требуется  новое, более широкое понимание  предмета психологии.

      Психология, как мы уже говорили, — очень  молодая наука. Поэтому, возможно, она  еще не нашла своего подлинного предмета, и его обнаружение — задача психологии XXI века. Не будем забывать, что психология как фундаментальная  наука должна внести свой решающий вклад в знание о мире. 
 Без психологии невозможно создание научной картины мира. Юнг отмечал: «Мир психических явлений есть лишь часть мира в целом, и кое-кому может показаться, что как раз в силу своей частности он более познаваем, чем весь мир целиком. Однако при этом не принимается во внимание, что душа является единственным непосредственным явлением мира, а следовательно, и необходимым условием всего мирового опыта». [2, 15]

  1. Задачи современной психологии
 

      В настоящее время наблюдается  бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических  и практических задач, встающих перед  нею. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних  десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления  и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается  новыми эмпирическими данными. Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории». [6, 38] 
Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой фиксации наблюдений. Многие считают, и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей — это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникают методологические проблемы. Если теоретическое исследование опирается на нечеткую методологическую (философскую) позицию, то возникает опасность подмены теоретического знания эмпирическим.

      В познании сущности психических явлений  важнейшая роль принадлежит категориям диалектического материализма. Б.Ф. Ломов в уже упомянутой книге  выделил базовые категории психологической  науки, показал их системную взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в  то же время, несводимость их друг к  другу. Им были выделены следующие базовые  категории психологии: категория  отражения, категория деятельности, категория личности, категория общения, — а также понятия, которые  по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, — это понятия  «социальное» и «биологическое». Выявление  объективных связей социальных и  природных свойств человека, соотношения  биологических и социальных детерминант  в его развитии представляет одну из труднейших задач науки.

      Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В  настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она  все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение  психологической науки в решение  практических задач существенно  изменяет и условия развития ее теории. 
 Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые, так или иначе, проявляются в их конкретной деятельности.

      Современная психология — интенсивно развивающаяся  область человеческого знания, тесно  взаимодействующая с другими  науками. Поэтому, как и любое  развивающееся явление, психология постоянно изменяется: появляются новые  направления поиска, проблемы, реализуются  новые проекты, что часто приводит к возникновению новых отраслей психологии. Общим для всех отраслей психологии является сохранение предмета: все они изучают факты, закономерности и механизмы психики (в тех  или иных условиях, в той или  иной деятельности, на том или ином уровне развития и т.д.).

      Современная психология представляет собой не единую науку, а целый комплекс научных  дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы считаться самостоятельными науками. Различные авторы насчитывают  до ста отраслей психологии. Эти  научные дисциплины находятся на разных стадиях развития, связаны  с различными сферами человеческой практики.

      Ядром современной психологии является общая  психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики. Важнейшей психологической дисциплиной стала история психологии, в центре внимания которой — исторический процесс формирования и развития психологического знания.

      Многочисленные  отрасли психологии выделяются по различным  основаниям.

Традиционно для классификации используются следующие основания:

1) конкретная  деятельность (психология труда,  медицинская, педагогическая психология, психология искусства, психология  спорта и т.п.);

2) развитие (психология животных, сравнительная  психология, психология развития, детская  психология и т.п.);

3) социальность, отношения человека к обществу (социальная психология, психология личности, психология группы, психология класса, этнопсихология и т.д.). [4, 38]

      Важным  является выделение отраслей «по  цели деятельности (получение или  применение нового знания): фундаментальные  и прикладные науки; по предмету исследования: психология развития, творчества, личности и т.д. На основе связей психологии с  другими науками можно выделить психофизиологию, нейропсихологию, математическую психологию. Развитие сложных отношений  психологии с различными сферами  практики наблюдается в организационной, инженерной психологии, психологии спорта, педагогической психологии и т.д.»  

  1. Место психологии в системе наук
 

      Развитие  науки представляет собой сложный  процесс, включающий в себя и дифференциацию, и интеграцию знания. В настоящее  время насчитывается большое  количество самостоятельных научных  дисциплин. От того, какое место занимает психология в системе наук, в большой  степени зависит решение двух очень важных вопросов: Что психология может дать другим наукам? В какой  степени психология может использовать результаты исследований в других науках?

      В XIX веке большой популярностью пользовалась классификация наук, разработанная  создателем философии позитивизма, французским ученым О. Контом. В классификации Конта места для психологии вообще не нашлось. Отец позитивизма полагал, что психология не стала еще положительной наукой. Для первой половины XIX века эта констатация была в целом справедливой.

      С тех пор многое изменилось: психология выделилась в самостоятельную науку, в значительной степени стала  «положительной». Классификации наук впоследствии составлялись неоднократно. При этом почти все авторы недвусмысленно указывали на особое, центральное  место психологии среди других наук. Многие известные психологи высказывали  мысли о том, что психология в  будущем займет ведущее место  в структуре человеческого знания, что психология должна явиться основой  для наук о духе.

      Классификации наук разрабатывались и в XX веке. Одной из наиболее популярных считается  классификация, разработанная отечественным  философом и науковедом Б.М. Кедровым, Согласно Кедрову, классификация наук имеет нелинейный характер. Кедров выделяет три группы научных дисциплин: естественные, социальные и философские. Схематически это можно представить в виде треугольника, вершины которого соответствуют естественным (верхняя), социальным (левая) и философским (правая) дисциплинам. Психология имеет тесные связи со всеми тремя группами наук, поэтому располагается внутри треугольника, так как человеческое мышление (один из существенных разделов психологии) изучается не только психологией, но и философией и логикой. Психология, таким образом, имеет связи со всеми научными дисциплинами, но наиболее тесные с философией. [2, 21]

      Несколько иначе подошел к вопросу об определении места психологии в  системе наук выдающийся швейцарский  психолог Ж. Пиаже. Традиционно вопрос о связи психологии с другими  науками рассматривается в таком  аспекте: что психология может получить от других наук. Такая постановка вопроса  была логичной, поскольку психология — одна из самых молодых наук («математика существует уже 25 веков, а психология едва один век!»). [2, 21] В  докладе на XVIII Международном психологическом конгрессе, который состоялся в 
Москве в 1966 г., Пиаже поставил вопрос иначе: что может дать психология другим наукам?

      Ответ Пиаже знаменателен: «Психология  занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития». [2, 21] Пиаже  отмечает, что испытывает чувство  гордости по поводу того, что психология занимает ключевую позицию в системе  наук. «С одной стороны, психология зависит от всех других наук... Но, с  другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без логико-математической координации, которая выражает структуру реальности, но овладение которой возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии». [2, 22]

Информация о работе Предмет, задачи психологии и её место в системе наук