Предмет психологии, задачи и методы исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:12, контрольная работа

Описание работы

Что же представляет собой психология как наука? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Чтобы ответить на него, необходимо обратиться к истории психологической науки, к вопросу о том, как на каждом этапе ее развития трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии. Психология очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа психология.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

     В познании сущности психических явлений  важнейшая роль принадлежит категориям диалектического материализма. Б.Ф. Ломов в уже упомянутой книге  выделил базовые категории психологической науки, показал их системную взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в то же время, несводимость их друг к другу. Им были выделены следующие базовые категории психологии: категория отражения, категория деятельности, категория личности, категория общения, — а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, — это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его развитии представляет одну из труднейших задач науки.

     Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности.

     Осознание обществом роли прикладных задач, решаемых психологической наукой, привело к идее создания разветвленной психологической службы в органах народного образования. В настоящее время такая служба находится на стадии ее оформления и развития и призвана стать связующим звеном между наукой и практическим применением ее результатов.

     От  того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит  понимание возможностей использования  психологических данных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере правомочна психология использовать их результаты. Место, отводимое психологии в системе наук в тот или иной исторический период, наглядно свидетельствовало и об уровне развития психологических знаний, и об общефилософской направленности самой классификационной схемы. Следует отметить, что в истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология. В настоящее время наиболее общепринятой считается нелинейная классификация, предложенная академиком Б.М.Кедровым. Она отражает многоплановость связей между науками, обусловленных их предметной близостью. Предложенная схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, социальные и философские. Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп наук с предметом и методом психологии, ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треугольника.

     Важнейшая функция психологии в общей системе  научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания является, по выражению Б.Ф.Ломова, интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которой является человек. Известный отечественный психолог Б.Г. Ананьев наиболее полно разработал этот вопрос, показав, что психология призвана интегрировать данные о человеке на уровне конкретно-научного знания.

     Остановимся подробнее на описании содержательных характеристик связи психологии с названным треугольником наук. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Эти законы раскрывают, как объективный мир отражается в мозгу человека, как в силу этого регулируются его действия, развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Психика, как известно, есть отражение объективной действительности, и потому изучение психологических законов означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. В то же время любая деятельность людей всегда закономерно зависит не только от объективных условий жизни человека, но и от соотношения их с субъективными моментами. Материалистическая психология дает действительное научное обоснование взаимодействия субъективных и объективных условий, исходя из того, что материальной основой всех психических явлений, какими бы сложными они не были, служат системы временных связей в коре головного мозга. Благодаря образованию и функционированию этих связей психические явления могут воздействовать на деятельность человека — регулировать и направлять его действия, влиять на отражение человеком объективной действительности.

     Таким образом, устанавливая закономерные зависимости  психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека, психология должна вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий. Следовательно, психология должна сохранять самую тесную связь с физиологией, и в частности, с физиологией высшей нервной деятельности.

     Решающее  значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, искусствоведением, юридической и другими общественными науками, приводит к постановке проблем, по существу, психологических. Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей, закономерностях формирования стереотипов поведения, привычек, социальных установок и ориентации, без изучения настроений, чувств, психологического климата, без исследования психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, мотивов, характера, межличностных отношений и т.д. Коротко говоря: в исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов. Психологические факторы сами по себе не определяют социальных процессов, и, напротив, сами они могут быть поняты только на основе анализа этих процессов. Основные формы психической деятельности человека возникают в условиях общественной истории, протекают в условиях сложившейся в истории предметной деятельности, опираются на те средства, которые сформировались в условиях труда, употребления орудий и языка.

     Сказанное делает ясным, какое огромное значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Если решающую роль в формировании поведения животного играют биологические условия существования, то такую же роль в формировании поведения человека играют условия общественной истории. Современная психологическая наука, изучающая прежде всего специфически человеческие формы психической деятельности, не может сделать ни одного шага без учета данных, полученных от общественных наук — исторического материализма, обобщающего основные законы развития общества. Только тщательный учет общественных условий, формирующих психическую деятельность человека, позволяет психологии обрести прочную научную основу.

     И особо следует остановиться на связи  психологии с педагогикой. Разумеется, эта связь существовала всегда, еще К.Д.Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить». Здесь особенно наглядно видно практическое значение психологии. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной помочь учителю. В развитии всех областей педагогики (общей теории, дидактики, частных методик, теории воспитания) возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического развития человека в целом имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких, как определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т.д.

     В настоящее время накопилась масса проблем, которые вызывают острые дискуссии по вопросам: чему учить современного школьника? что и как отбирать из огромной массы информации, которая накапливается наукой, для школы? Именно психология должна определить, каковы возможности и резервы психического развития человека на разных возрастных ступенях и где их границы.

     Не  менее остро потребность в  психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: ее направленности, способностей, потребностей, мировоззрения и т.д. Все сказанное свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными, с другой, и социальными, с третьей.

     Но  необходимо помнить, что во всех своих  связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретические принципы и свои методы исследования этого предмета. В психологии как особой отрасли знания объединяется целый ряд специальных дисциплин, связи между которыми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиология и социальная психология). Но, несмотря на свою, порой кажущуюся «несовместимость», они все тем не менее относятся к единой области знания. В конце концов, их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений — психических. Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общая психология, экспериментально и теоретически разрабатывающая основные психологические проблемы. Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин один и тот же. Это — человек, его психические процессы, состояния и свойства.   

 

     Методы  психологического исследования

     Методы – это способы, посредством которых познается предмет науки.

     В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции.

     Организационные методы включают сравнительный метод, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов. Исследования такого рода позволяют  устанавливать связи и зависимости  между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.

     К познанию особенностей и закономерностей  психического развития можно подойти  посредством двух основных типов  исследования: поперечных срезов и  продольных (лонгитюдных).

     Лонгитюдный метод – это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований – регистрировать соматическое и психическое развитие личности.

     Лонгитюдный метод по сравнению с методом  поперечных срезов обладает рядом преимуществ:  
        - лонгитюдное исследование позволяет проводить обработку данных поперечно по отдельным возрастным периодам; 
        - лонгитюдные исследования определяют индивидуальную структуру и динамику развития каждого человека; 
        - только лонгитюдное исследование позволяет анализировать взаимоотношения между отдельными компонентами развивающейся личности, позволяет решить вопрос о критических периодах в развитии.

     Основным  же недостатком лонгитюдных исследований являются значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение.

     Суть  поперечных, или срезовых, исследований психического развития состоит в  том, что заключения об особенностях развития делают на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности.

     Основным  преимуществом этого метода является быстрота исследования – возможность  получения в течение короткого  времени результатов. Однако исследования в чисто поперечных срезах статичны и не дают возможности сделать заключение о динамике процесса развития, о его непрерывности.

     Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Наибольшее распространение этот метод, называемый «сравнительно-генетический», получил в зоопсихологии и в детской психологии.

     Эмпирические  методы – наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними; включают в себя наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий); психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); анализ продукта деятельности; биографический метод. Группа эмпирических методов в психологии традиционно, начиная с тех пор, как психология выделилась в самостоятельную науку, считается основной.

     Наблюдение  выступает в психологии в двух основных формах – как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение.

     Познание  собственной психики посредством  самонаблюдения всегда осуществляется в той или иной степени опосредованно  через наблюдение внешней деятельности.

     Объективное наблюдение должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психологии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с житейским наблюдением. Необходимо поэтому, прежде всего, ставить общие основные условия, которым вообще может удовлетворить наблюдение, чтобы быть научным методом.

     Первое  основное требование – наличие четкой целевой установки.

     В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. И если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Наблюдать все вообще в силу многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение поэтому носит избирательный, частичный характер.

     Основное  преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно  позволяет изучать психические  процессы в естественных условиях. Однако объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования. К процедуре наблюдения предъявляются следующие требования: 
        а) определение задачи и цели; 
        б) выбор объекта, предмета и ситуации; 
        в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации; 
        г) выбор способа регистрации и наблюдаемого (как вести записи); 
        д) обработка и интерпретация полученной информации.

     Основной  недостаток метода наблюдения заключается  в том, что психологическое состояние, личностные особенности наблюдателя  могут влиять на результаты наблюдения. Определенную трудность представляет интерпретация данных.

     Наблюдение  используется, в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.

     Экспериментальный метод – это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее:

         -исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него; 
         -экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление; 
         -в эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов; 
         -в результате эксперимента устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

     Основная  задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психологического процесса.

     Эксперимент как метод возник в области  психофизики психофизиологии и  получил широкое распространение  в психологии. Но изменился сам характер эксперимента: от изучения соотношения отдельного физического раздражителя и соответствующего ему психологического процесса он перешел к изучению закономерностей протекания самих психических процессов определенных объективных условиях. Против лабораторного эксперимента двигались три соображения. Указывалось на искусственность эксперимента, абстрактность.

     Своеобразным  вариантом эксперимента, представляющим как бы промежуточную форму между  наблюдением и экспериментом, является метод так называемого естественного эксперимента. Его основная тенденция – сочетать экспериментальность исследований с естественностью условий. Логика этого метода такова: экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, сама же деятельность наблюдается в ее естественном протекании. Вместо того чтобы проводит изучение явлений в лабораторных условиях, исследователи  стараются учесть влияние и подобрать естественные условия, соответствующие их целям. Роль естественного эксперимента велика при изучении познавательных возможностей человека на различных возрастных этапах и при выяснении конкретных путей формирования личности.

     И наконец, экспериментальный метод  включает и эксперимент как средство воздействия, изменения психологии людей. Такая разновидность экспериментального метода называется формирующим экспериментом. Его своеобразие заключается в том, что он одновременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. Для формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в изучаемые им психические процессы.

     Психодиагностические  методы. Цель современной психологической диагностики заключается в том, чтобы фиксировать и описывать психологические различия, как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-либо признакам.

     В число диагностируемых признаков  в зависимости от задач исследования могут входить психологические  различия по возрасту, полу, образованию  и культуре, по психическим состояниям, психофизическим особенностям и т.п.

     Одним из видов психодиагностического  метода являются психологические тесты. Английское слово «тест» означает «проба»  или «испытание». Тест – это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных. С помощью тестов стремятся выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности.

     К числу наиболее распространенных средств познания явлений психологии относятся всевозможные опросы. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых.

     Все разнообразие методов опроса можно  свести к двум основным типам: 1) опрос «лицом к лицу» - интервью, проводимое исследователем по определенному плану; 2) заочный опрос – анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения.

     В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определенны заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризируется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Исследователь, который руководствуется лишь общим планом интервью, имеет право сам в соответствии с конкретной ситуацией формировать вопросы и изменять порядок пунктов плана.

     Анкетирование (заочный опрос) имеет также свою специфику. Считается, что к заочному опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо выяснить отношение людей к острым дискуссионным или интимным вопросам либо опросить большое число людей в сравнительно небольшой срок.

     Обычно  рекомендуется сочетание анкетирования и интервью, так как эта методика наряду с охватом большого числа опрашиваемых в сравнительно короткий срок позволяет получить материал для глубокого анализа.

     Метод беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы. Беседа должна быть всегда планово организована в соответствии с задачами исследования, но не должна носить шаблонно-стандартный характер.

     Метод изучения продуктов деятельности широко используется в исторической психологии, в детской психологии.

     Разновидностью  методов изучения продуктов деятельности является биографический метод. Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, продукты детского творчества, почерки и т.д.

     Во  многих случаях в психологических  исследованиях используется не один, а несколько методов, каждый из которых  дополняет другие, раскрывая новые  стороны психической деятельности.

     К методам психологической коррекции принадлежат: аутотренинг, групповой тренинг, способы терапевтического воздействия.

     Современная психология различными путями оказывает  воздействия на практическую деятельность людей. Психологическая помощь чаще всего и эффективнее всего  оказывается в ситуации не только существующего объективно, но и субъективно переживаемого благополучия. Это переживание может быть острым и выражаться в глубоком недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и в страдании. В таких случаях требуется оказание не только консультативной, но и психотерапевтической помощи. И здесь необходимо говорить о коррекционных методах работы психолога. В настоящее время психокоррекционные методы – это довольно обширный набор приемов, программ и методов воздействия на поведение людей; включает аутотренинг, групповой тренинг.

     Зарождение  и внедрение метода аутогенных тренировок связывают с именем немецкого  психотерапевта И.Г.Шульца. Благодаря  его работам во всех странах аутогенная тренировка получила широкое распространение, прежде всего как метод лечения и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме. В дальнейшем практический опыт показал, что аутогенная тренировка – действенное средство психогигиены и психопрофилактики, а также управления состоянием человека в экстремальных условиях. В аутогенных тренировках используются три основные пути воздействия на состояние нервной системы:

  1. выработка умения полностью расслаблять мышцы тела;       
  2. использование активной роли представлений, чувственных образов;
  3. регулирующая и программирующая роль слова, произносимого не только вслух, но и мысленно.

     Комплекс  упражнений, составляющий суть аутогенных тренировок, и является тем средством, которое не только способствует росту  резервных способностей человека, но и постоянно совершенствует деятельность программирующих механизмов мозга.

     Под групповым тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции. Что касается методов социально-психологического тренинга, то здесь существует множество классификаций, но сути, все они выделяют две большие, частично пересекающиеся области – групповые дискуссии и игры. Метод групповой дискуссии используется в основном в форме анализа конкретных ситуаций и в форме группового самоанализа. Среди игровых методов социально-психологического тренинга наиболее широкое значение получил метод ролевых игр.

     В настоящее время практика группового тренинга представляет собой бурно  развивающуюся отрасль прикладной психологии. Социально-психологический тренинг в нашей стране используется для подготовки специалистов различного профиля: руководителей, учителей, врачей, психологов и т.п. Он применяется для коррекции динамики супружеских конфликтов, улучшения отношений между родителями и детьми и т.п.

     Методы  обработки данных – это анализ материала; включает в себя количественный (применение математической статистики) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

 
 

 

1.2. Педагогическая характеристика воспитательного процесса в пожарно-аварийно-спасательной части. 

     Воспитательная  работа – это система мер и  мероприятий по воздействию на сознание, мировоззрение, волю и чувства лиц  рядового и начальствующего состава  органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в целях формирования в каждом из них идейно-нравственной личности, готовой сознательно выполнять служебные обязанности и развития в подчиненных служебных коллективах общей заинтересованности в повышении уровня и качества решения задач, возложенных на органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям.

     Воспитательная работа проводится постоянно в ходе повседневной служебной деятельности и профессиональной подготовки дифференцированно со всеми категориями работников пожарно-аварийно-спасательной части.

     Организация воспитательной работы строится на следующих принципах:

     единство  обучения и воспитания работников;

     приоритетность  воспитательной деятельности начальников  органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям при выполнении ими  своих служебных обязанностей;

     признание личности как цели, результата и  показателя эффективности воспитания;

     построение  воспитательных взаимоотношений на правовой основе и гуманизации межличностных  отношений в коллективах;

     использование комплексного, дифференцированного  и индивидуального подходов к  формированию морально-психологических  качеств работников, соблюдая возрастные особенности и устремления молодежи;

     непрерывность воспитательного воздействия на сознание и поведение, морально-психологическое  состояние работников.

     Основными видами воспитательной работы считается профессиональное, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное и семейно-бытовое воспитание.

     Основными формами профессионального воспитания работников пожарно-аварийно-спасательной части являются:

     - проведение торжественных и торжественно-траурных ритуалов:

     принесение  Присяги лицами рядового и начальствующего состава органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;

Информация о работе Предмет психологии, задачи и методы исследований