Предмет психогенетики и ее основные положения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:23, контрольная работа

Описание работы

Психогенетика – (греч. psychе — душа и греч. genesis — происхождение)— это наука, изучающая роль наследственности и среды в формировании психических и психофизиологических свойств человека.
Генетика поведения – наука, изучающая роль наследственных факторов в формировании поведения животных. Основная задача генетики поведения — выяснение роли генетических факторов в определении особенностей поведения.

Работа содержит 1 файл

Самост. ПСИХОГЕНЕТИКА.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

Тема 1. Предмет психогенетики  и ее основные положения.

     Задание 1.

     Психогенетика – (греч. psychе — душа и греч. genesis — происхождение)— это наука, изучающая роль наследственности и среды в формировании психических и психофизиологических свойств человека.

     Генетика  поведения – наука, изучающая роль наследственных факторов в формировании поведения животных. Основная задача генетики поведения — выяснение роли генетических факторов в определении особенностей поведения.

     Поведенческая геномика – это психологический уровень анализа взаимодействия генетических эффектов с воздействиями среды, индивидуальным опытом, вклада генетических влияний в развитие и формирование поведения человека и различных видов психопатологии.

     Задание 3.

     В истории развития генетики можно выделить четыре основных периода:

     Первый  этап: Зарождение генетики поведения человека. Основной вклад  на этапе развития генетики внес Френсис Гальтон (1822-1911гг.). Его работы связаны не только с эмпирическими исследованиями наследственности поведения человека, но и с разработкой методических приемов для изучения наследования психологических характеристик.

     Второй  этап: Генетика поведения человека как самостоятельная научная  дисциплина. На этом этапе появляется концепция множественных факторов, объединяющая генетиков и биометриков. Концепция основывается на представлении о том, что менделеевский механизм дискретного наследования применим и к непрерывно распределенным сложным признакам.

     Третий  этап: Накопление эмпирического материала. Г.Сименс заложил основы научного применения близнецового метода в генетике. Использование методов приемных детей и разлученных близнецов. В этот период разработаны основные методы генетики поведения, получены экспериментальные данные.

     Четвертый период: Современный этап развития генетики поведения характеризует: создание « Ассоциации генетики поведения»; появление новых методов исследования; развитие генетических исследований различных психологических признаков; изучение проблемы развития.

     Тема 2. Основы современной генетики.

     Задание 1.

Ген – это участок молекулы ДНК, несущий информацию об одном признаке.

Фен – признак.

Генотип – это совокупность всех аллелей, всех генов данного организма.

Фенотип – совокупность всех признаков организма.

Мутация – изменение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК.

Репликация  – (от позднелат. replicatio - повторение) (редупликация), самовоспроизведение нуклеиновых кислот (обычно ДНК, у некоторых вирусов РНК), обеспечивающее точное копирование генетической информации и передачу ее от поколения к поколению.

Транскрипция – процесс синтеза информации РНК на основе ДНК, в результате чего генетическая информация переносится на информационную РНК.

Трансляция – процесс перевода информации, закодированной в структуре информации РНК, в последовательность аминокислот в синтезируемой молекуле белка в рибосоме.

Хромосомы – органоиды в ядре клетки, являющиеся носителями генетической информации.

Мейоз – способ деления ядра, в результате которого образуются ядра с гаплоидным набором хромосом. С помощью мейоза образуются половые клетки         (гаметы).

Митоз – (от греч. mítos — нить), кариокинез, непрямое деление клетки, наиболее распространённый способ воспроизведения (репродукции) клеток, обеспечивающий тождественное распределение генетического материала между дочерними клетками и преемственность хромосом в ряду клеточных поколений.

Кроссинговер – (перекрест хромосом) процесс обмена участками гомологичных хромосом.

Кроссовер - гамета, включающая хромосомы, прошедшие этап кроссинговера (кроссоверная гамета).

     Задание 3.

1.Наследуемость признака определяется 23-ей парой хромосом:

 б) Наследование сцеплено с полом.

2. Аномалии набора  половых хромосом являются причиной возникновения:

в) Болезнь КлайнФельтера.

3. Наследование  ограничено полом, если: а) Гены, определяющие признак, находятся на половых хромосомах.

4. Гены представлены: попарно

5. Весь набор  генов одного организма называют: а) Генотип.

6. Ген-это: г) все перечисленное.

     Тема 3. Закономерности наследования признаков.

     Задание 1.

Элементарный  признак – моногенный признак.

Сложный признак  – полигенный признак.

Норма реакции  – характеризует пределы модификационной изменчивости признака.

Экспрессивность – (от лат. expressio — выражение), выраженность фенотипического проявления генов

Пенетрантность  признака – это частота проявления гена, явление появления или отсутствия признака у организмов, одинаковых по генотипу.

Моногенный признак  – признак, детерминируемый только одним геном.

Полигенный признак  – признак, проявление которого зависит от многих генов ( т.е. определяемый многими генами).

     Задание 2. 
 
 
 
 
 

     Тема 4. Методы психогенетических  исследований.

     Задание 2.

     Классический  близнецовый метод предполагает сопоставление уровня сходства в  парах монозиготных МЗ и дизиготных ДЗ близнецов и основан на следующих допущениях: 1) равенство сред для партнеров как в парах МЗ, так и в парах ДЗ близнецов; 2) отсутствие систематических различий между близнецами и не близнецами; 3) отсутствие систематических различий между МЗ и ДЗ близнецами.

     Помимо  классического варианта, существует несколько разновидностей близнецового метода, в частности метод разлученных  близнецов, позволяющий наиболее четко  разделить наследственные и средовые влияния.

     Задание 5.

     Генеалогический (семейный) метод: исследование сходства между родственниками в разных поколениях.

     Для реализации этого метода необходимо точное знание ряда признаков прямых родственников по материнской и  отцовской линиям и охват возможно более широкого круга кровных  родственников;  возможно также использование данных по достаточному числу разных семей, позволяющему выявить сходство родословных.

     Метод используется в медицинской генетике и антропологии.

     Коэффициент наследуемости вычисляется как  отношение генотипической и фенотипической корреляции.

     Популяционный метод: позволяет изучать распространение отдельных генов или хромосомных аномалий в человеческих популяциях.

          Для анализа генетической структуры  популяции необходимо исследовать  большую группу лиц, которая  должна быть репрезентативной, т.е. представительной, позволяющей судить о  популяции в целом. Метод информативен при изучении различных форм наследственной патологии.

     Метод приемных детей: сопоставление сходства по какому-либо психологическому признаку между ребенком и его биологическими родителями, с одной стороны, ребенком - и воспитавшими его усыновителями с другой.

     Тема 5. Психогенетика  когнитивных процессов.

     Задание 1.

     Дарвин  полагал, что эволюция протекает  от простого к сложному. Каждый новый  вид сложнее, специализированее, чем тот, который он собою заменил. Первую ступень в развитии поведения образуют у всех животных наследственные, реакции, или врожденные способы поведения. Их обычно называют инстинктами. Они связаны большей частью с удовлетворением основных потребностей организма. Все они выполняют биологическую функцию самосохранения или продолжения рода. Основным отличительным признаком инстинктивных реакций является то, что они функционируют в силу наследственной структуры организма, без всякой выучки. Ребенок сейчас же после рождения двигает руками и ногами, кричит, сосет материнскую грудь, глотает молоко.

     Над первой и основной ступенью в развитии поведения возвышается вторая ступень, непосредственно надстраивающаяся над первой. Это - так называемая ступень условных рефлексов. Этот второй класс реакций отличается от предыдущего тем, что он не является наследованным, а возникает в процессе личного опыта. Все реакции этого класса являются результатом известной выучки, известной дрессировки, лично накопленного опыта. Классическим примером реакции на этой второй ступени может служить обычный условный рефлекс, описанный в работах академика Павлова и его школы.

     Над этой второй ступенью в развитии поведения  возвышается третья и для царства  животных, видимо, последняя ступень, хотя и не последняя для человека. С несомненной научной достоверностью наличие этой третьей ступени было констатировано только в поведении высших человекообразных обезьян. На поиски и открытие третьей ступени именно у этих животных толкала теория Дарвина.

     До последнего времени оставалось незаполненным одно звено в эволюционной цепи, связывающей человека с животным миром, именно звено психологическое.

     Самым существенным и своеобразным для человеческого поведения

 В. Келлер  считал изобретение и употребление орудий.

     Задание 2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Тема 6. Модельные объекты  в генетике поведения.

     Задание 2.

     Генетический  контроль развития нервной системы и поведения, а также о генетический контроль пластичности поведения у относительно простых объектов, делает более понятной роль генотипа в формировании поведения насекомых и млекопитающих.

     Кишечная  палочка: движение бактерии как ответная реакция на градиент химических веществ — аттрактантов и репеллентов — является простейшим поведенческим актом, контролируемым генетически. Наличие рецепторов химических веществ позволяет бактериальной клетке, этому одноклеточному организму, получать информацию об их концентрации. В положительном градиенте привлекающих или отрицательном — неприятных веществ она движется достаточно плавно, практически не останавливаясь.

     Таким образом, в репертуар "поведения" клетки-организма входят: возможность  узнавания стимула, способность  к обработке информации о его  параметрах, формирование ответной реакции. Был описан целый ряд мутаций Escherichia соli, при которых перечисленные выше реакции нарушались.

     Аналитические исследования, проведенные в 70—80-е  годы, показали, что на этом объекте  можно исследовать наиболее примитивные  формы адаптации и фиксации предшествующего  опыта, а также влияния условий окружающей среды на "поведение" клеток. Подробнее эти вопросы изложены Л.Эрман и П.Парсонсом (1984).

     Инфузории - это перспективный объект для исследования генетики наиболее примитивных реакций. Эти организмы крупнее и неизмеримо сложнее бактерий. В качестве генетического объекта обычно использовались инфузории рода Paramecium, в частности один из наиболее крупных видов — P.aurelium.

     Мутации, выявленные у инфузории, влияют главным  образом на характер движения. Особи "дикого типа" в норме перемещаются вперед короткими "проплывами", которые прерываются поворотами на 90о. Такие повороты рассматриваются как проявление спонтанных реакций избегания.

Информация о работе Предмет психогенетики и ее основные положения