Предмет, принципы и задачи психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 07:59, контрольная работа

Описание работы

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды, что в психологии и поведении человека является врожденным, органически обусловленным и что — приобретенным, социально обусловленным. Такое знание предполагает проведение психодиагностики, выполнение психолого-педагогического эксперимента по формированию соответствующих качеств и свойств человека.

Работа содержит 1 файл

кр психология.docx

— 80.59 Кб (Скачать)

 

 

Продолжение

 
N° п/п

Явления, изучаемые психологией

Понятия, характеризующие  эти явления

6

Свойства: индивидуальные, внешние (поведенческие)

Авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, обучаемость, одаренность, организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, характер, честолюбие, эгоизм.

7

Процессы: групповые, внутренние

Идентификация, коммуникация, конформность, общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм.

8

Состояния: групповые, внутренние

Конфликт, сплоченность, групповая поляризация, психологический климат.

9

Свойства: групповые, внешние

Совместимость, стиль  лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность деятельности группы.

10

Процессы: групповые, внешние

Межгрупповые отношения.

11

Состояния: групповые, внешние

Паника, открытость группы, закрытость группы.

12

Свойства: групповые, внешние

Организованность.


 

Примеры общих понятий  и частных явлений, изучаемых  в современной психологии

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Содержание психики определяется реальной действительностью, воздействия которой отражаются в сознании людей в виде психических процессов, состояний, образований, составляя тем самым мир психических явлений (такoe понятие, используемое в отечественной психологической науке). :

  1. Психические процессы — это элементарные психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности и длящиеся от доли секунды до десятков минут и более. Как правило, они имеют четкое начало, определённое течение и ярко выраженный конец.

Психические процессы всегда включены в более сложные виды психической  деятельности и подразделяются на:

  • познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление» память, воображение, мышление, речь);
  • эмоциональные (эмоций и чувства);
  • волевые (воля).
  1. Психические состояния более продолжительны по сравнению с психическими процессами (могут продолжаться в течение  нескольких часов, дней или даже недель) и более сложны по структуре и образованию. Они определяют уровень работоспособности и  качества функционирования психики человека, свойственные для  него в каждый данный момент времени. К ним относятся, например, состояние активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения.
  1. Психические образования — это то, что становится результатом работы психики человека, ее развития и саморазвития; это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним следует относить приобретенные знания, навыки и умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.
  2. Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К ним относятся направленность (что хочет человек?), темперамент и характер (как проявляется человек?) и способности (что может человек?). Такие качества присущи человеку на протяжении если не всей жизни; то, по крайней мере, достаточно длительного периода времени.

Психические процессы, состояния, свойства и образования человека выделяются только для целей изучения. В действительности же все они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга. Так, например, состояние, которое часто проявляется, может стать склонностью, привычкой или даже чертой характера. Состояния бодрости и активности обостряют внимание и ощущения, а подавленности и пассивности ведут к рассеянности, поверхностному восприятию и даже вызывают преждевременную усталость.  

 

 

Предмет задачи психологической  науки и сущность феноменов, которые  он  изучает

Любая наука всегда имеет свои объект, предмет и задачи.

Объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует, а предметом — специфика формирования, развития и проявления этих феноменов.

Задачами конкретной науки является изучение и объяснение закономерностей функционирования тех явлений и процессов, которые являются предметом ее исследования.

Предметом психологии является изучение психики человека. Однако психика присуща не только человеку, она имеется и у животных. Следовательно, объектом психологии является не только человек. В ней всегда учитывается общность психики животных и человека.

Поскольку психика многообразна в  своих формах и проявлениях то психология, во-первых, изучает все сознательное у человека т. е. его ощущения и восприятия, внимание и память, представления и воображение, память и мышление, чувства и переживания, общение и поведение, мотивы и намерения — все то, что составляет его субъективный и полностью контролируемый внутренний  мир. Последний проявляется в действиях и поступках человека, в его взаимоотношениях и взаимодействии с другими людьми. В целом сознание человека — высший этап развития психики и продукт общественно-историнеского) развития людей» результат их всестороннего совершенствования в процессе труда.

Во-вторых, психология изучает такие явления, как бессознательное, личность, деятельность и поведение.

Бессознательное представляет собой  форму отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями. В то же время, психологическая наука рассматривает каждого человека как самостоятельную личность, которой присущи определенные индивидуальные и социально-психологические особенности и которая занимается конкретной деятельностью. Последняя представляет собой совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов. В свою очередь поведение — это внешние проявления психической активности человека, его непосредственные поступки и действия.

Главной задачей психологии как науки является исследование особенностей формирования, развития й проявления психических явлений и процессов. При этом она ставит перед собой и ряд других задач:

  1. изучать качественное и структурное своеобразие психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;
  2. анализировать функционирование психических явлений и процессов в связи t их детерминированностью объективными условиями жизни и деятельности людей;
  3. исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;
  4. содействовать планомерному внедрению научных знаний и представлений психологической науки в практику жизни и деятельности людей, их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).

    В самом общем виде психика – это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми. Она существует благодаря способности головного мозга человека и животных отражать воздействия предметов и явлений окружающей действительности.

Полипредметность - множественность предмета психологического исследования.

Полипредметность психологии

 

 

 


Информация о работе Предмет, принципы и задачи психологии