Предмет, принципы и задачи психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 07:59, контрольная работа

Описание работы

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды, что в психологии и поведении человека является врожденным, органически обусловленным и что — приобретенным, социально обусловленным. Такое знание предполагает проведение психодиагностики, выполнение психолого-педагогического эксперимента по формированию соответствующих качеств и свойств человека.

Работа содержит 1 файл

кр психология.docx

— 80.59 Кб (Скачать)

Этапы и особенности  развития психологической науки

Психология — достаточно молодая  отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале XIX в. и является чрезвычайно перспективной и в третьем тысячелетии, поскольку не только не исчерпала своих возможностей,

но, более того, постоянно их расширяет, отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики.

Историю развития психологии можно  условно разделить на четыре этапа.

На первом этапе представления о психике человека носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику — материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). В первой считалось, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Познание мира — это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

На втором этапе развития психологии как науки сначала в XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. А Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее в XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека.

На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований их психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-  локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека. .

На четвёртом (современном) этапе  развития психологической науки, начиная с середины XX в она стала превращаться в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.

Зарубежная психологическая  наука придерживается различных подходов к осмыслению психики человека:

  • психоаналитического (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.);
  • бихевиористского (Д. Утсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.);
  • когнитивистского (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.);
  • гуманистического (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А, Маслоу, К. Роджерс) и др.

Психоанализ — одно из наиболее известных направлений психологии за рубежом, возникшее в начале XX в. Оно основывается на положении о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Психоанализ восходит к идеям 3. Фрейда и его последователей (фрейдизм, неофрейдизм) и предполагает особую методологию исследования психики. Основными методами психоанализа являются: метод анализа свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ и объяснение различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) действий человека.

Бихевиоризм — направление в зарубежной психологии, возникшее в начале ХХ в. и отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам  поведе- ния, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешней среды. Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул* (раздражитель из внешней среды — S), «реакция» (ответ организма на раздражение — R) и «связь» (ассоциация) между стимулом и реакцией. Простота схемы S — R (а при необходимости она может быть и усложнена) дает возможность легко использовать количественное описание психологического явления и применять математические методы для обработки результатов его исследования.

Когнитивизм — направление развития психологической мысли за рубежом, исследующее психологические явления, характеризующиеся пониманием человеком, группой окружающего мира. Само это понимание считается проявлением побуждений людей. Основное понятие когнитивистской психологии — «схема». Она представляет собой имеющийся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. В итоге когнитивистской психологией были выявлены характеристики, присущие познавательной деятельности: избирательность, предметность, определяемость средой и т. д.

Гештальтпсихология — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и предусматривающее программу изучения психики с помощью целостных структур — гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Например, восприятие как психический познавательный процесс у гештальтпсихологов не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства ее частей. По их мнению внутренняя системная организация восприятия определяет и свойства ощущений, в него входящих. Понятие фигуры и фона — важнейшие в гештальтпсихологии.

Гуманистическая психология — одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, возникшее в 60-е гг. XX в. и противопоставляющее себя психоанализу и бихевиоризму. Индивидуальность в нем рассматривается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Исследование животных считается непригодным для понимания психики и поведения человека. В отличие от классического психоанализа гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален, а его агрессия, насилие и т. п. возникают как результат воздействия окружающей среды.

Трансперсональная психология — новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления «мистическими переживаниями», «космическом сознанием», т. е. формами особого духовного опыта, требующими взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.

 

   Все эти направления,  коренным образом отличаясь друг  от друга, по-своему обслуживают  практику деятельности и обще- ния людей на Западе, однако их нужно всегда правильно осмыслять и принимать во внимание.

Российская психологическая наука  придерживается диалектико-материалистического  взгляда на происхождение психики. Каждый этап ее развития своеобразен. В частности, в советский период психологические исследования носили неоднозначный характер. В них  активно участвовали П. П.Блонский, Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе и др. Однако с началом массовых сталинских репрессий в 30-е годы XX в. эти исследования прекратились на тридцать лет. В 60- 80-е годы началось возрождение отечественной психологии. Значительный вклад в разработку ее проблем внесли Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, А. А. Бодалев, Е. С. Кузьмин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Н. Мясищев, . Д. Небылицын, А. В. Петровский, К. К. Платонов, Б. М. Теплов и др.

В настоящее время, отвечая потребностям практики, отечественна» психология уделяет особое внимание современным проблемам: деловому общению, менеджменту, профессиональной деятельности, консультированию, различным тренингам и т. д.

Трудности становления и развития психологии определяются, наконец, тем фактом, что это очень молодая наука. Несмотря на то что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила немногим более ста лет назад — в 1879 г., когда немецкий психолог В.Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Само слово «психология» впервые появилось в XVI в. в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (знание, наука): переводя дословно, психология есть наука о душе. Это определение не соответствует современным взглядам на психологическую науку. В названии отражены представления о психологии, характерные для периода ее зарождения и первоначального развития в рамках философии. Согласно философскому пониманию того времени предметом психологии выступала именно душа — главное, сущностное начало объектов живой природы, причина жизни, дыхания, познания и т.д.

Становление психологии как  самостоятельной, действительно научной  дисциплины происходило также на фоне открытий, которые совершались  в рамках естественнонаучных исследований. Психология возникла на пересечении  двух больших областей знаний —  философии и естественных наук, и  до сих пор не определено, считать  ее естественной наукой или гуманитарной. Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни: психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; слово «психология» употребляется в нескольких значениях — под ним понимают как научное, так и ненаучное знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.

 

Основные принципы психологии.

.Изучение предмета современной  психологии опирается на ряд  принципов, представляющих собой  исходные положения, которые позволяют  содержательно описывать исследуемый  объект, планировать процедуры получения  эмпирического материала, обобщать  и интерпретировать его, выдвигать  и проверять гипотезы. В качестве основных методологических принципов психологии называют:

  • принцип детерминизма, т.е. причиной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются естественными и социальными условиями и изменяются с изменением этих условий;
  • принцип единства сознания и деятельности означает, что со знание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство (сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности; дея тельность выступает как форма активности создания, а оно обеспечивает активный характер деятельности);
  • принцип развития означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развитие;
  • принцип личностном подхода ,ориентирует всех исследователей на правильное и целостное понимание всей совокупности индивидуально- и социально-психологических особенностей каждого человека как единого целого, отличного от других людей. 

Уникальность психологической  науки обусловлена как предметом  научного познания, так и методами, которые позволяют не только описывать  изучаемые явления, но и объяснять  их, открывать лежащие в их основе закономерности и предсказывать  их дальнейшее развитие.

Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы явлений, которые изучает современная психология.На рис. 1 обозначены основные понятия, через которые определяются явления, изучаемые в психологии. С помощью этих понятий формулируются названия двенадцати классов явлений, изучаемых в психологии. Они перечислены в левой части табл. 1. В правой ее части приведены примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие явления.

 
 
Рис. 1. Общие понятия, с помощью  которых описываются явления, изучаемые 
в психологии 
Заметим, что многие из явлений, изучаемых в психологии, нельзя безоговорочно отнести только к одной группе. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать в виде процессов и состояний. По этой причине в правой части таблицы некоторые из перечисленных феноменов повторяются. 
Таблица 1  

 
№ п/п

Явления, изучаемые психологией

Понятия, характеризующие  эти явления

1

Процессы:  индивидуальные, внутренние (психические)

Воображение, воспоминание, восприятие, забывание, запоминание, идеомоторика, ин-сайт, интроспекция, мотивация, мышление, научение, обобщение, ощущение, память, персонализация, повторение, представление, привыкание, принятие решений, рефлексия, речь, самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, самоопределение, творчество, узнавание, умозаключение, усвоение.

2

Состояния: индивидуальные, внутренние (психические)

Адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, деперсонализация, диспозиция, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряженность, настроение, образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность, рассеянность, самоактуализация, самообладание, склонность, страсть, стремление, стресс, стыд, темперамент, тревож-'ностъ, убежденность, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, фрустрация, чувство, эйфория, эмоция.

3

Свойства индивидуальные, внутренние (психические)

Иллюзии, константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценности, личность, одаренность, предрассудок, работоспособность, решительность, ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, характер, эгоцентризм.

4

Процессы:  индивидуальные, внешние (поведенческие)

Действие, деятельность, жест, игра, имп-ринтинг, мимика, навык, подражание, поступок, реакция, упражнение.

5

Состояния: индивидуальные, внешние (поведенческие)

Готовность, интерес, установка.

Информация о работе Предмет, принципы и задачи психологии