Предмет и задачи психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:38, реферат

Описание работы

На протяжении веков человек является предметом изучения многих и многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит совершенно особое место.
Так, С.Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» (1940) писал: «Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно – это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, желания и т.п., – то есть все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано…».

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3

Глава 1 Что такое психология…………………………………………………...4

Глава 2 Предмет психологии…………………………………………………….6

Глава 3 Задачи психологии……………………………………………………...11

Заключение……………………………………………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 33.49 Кб (Скачать)

юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию. Возрастная психология исследует возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и т.д. Одна из центральных проблем возрастной психологии – проблема обучения и умственного развития и их взаимозависимость широко обсуждается психологами, которые заняты отыскиванием надежных критериев умственного развития и определением условий, при которых  достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения.

Психология аномального развития или специальная психология, разветвляется на патопсихологию, исследующую отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии:

олигофренопсихологию  - науку о патологии психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга;

сурдопсихологию – психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты;

тифлопсихологию – психологию развития слабовидящих и незрячих.

Сравнительная психология – отрасль  психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни. В области сравнительной психологии осуществляется сопоставление психики животных и человека, устанавливается характер и причины существующих сходств и различий в их

поведении. Разделом сравнительной психологии является зоопсихология, которая изучает психику животных, принадлежащих к различным систематическим группам (видам, родам, семействам) важнейшие формы и механизмы поведения. Врожденные механизмы поведения животных составляют объект специального изучения в сравнительно новой отрасли биологии – этологии.

Социальная психология – изучает  психические явления, которые возникают  в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Задачи психологии

 

В настоящее время  наблюдается  бурное  развитие  психологической  науки, обусловленное многообразием теоретических  и  практических  задач,  встающих перед нею. Основной задачей психологии является учение  законов  психической деятельности в ее развитии.  В  течение  последних  десятилетий  значительно расширился  фронт  психологических  исследований,  появились  новые  научные направления  и  дисциплины.  Изменился  понятийный  аппарат  психологической науки,  непрерывно  появляются  новые  гипотезы  и   концепции,   психология обогащается   новыми    эмпирическими    данными.    Б.Ф-Ломов    в    книге «Методологические  и  теоретические   проблемы   психологии»,   характеризуя современное  состояние  науки,  отмечает,  что  в  настоящее  время   «резко» возрастает  потребность  в  дальнейшей   (и   более   глубокой)   разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории».

Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и  свойства  человека,  имеющие  разную  степень  сложности  —  от элементарного различения отдельных  признаков  объекта,  воздействующего  на органы чувств,  до  борьбы  мотивов  личности.  Одни  из  этих  явлений  уже достаточно хорошо  изучены,  а  описание  других  сводится  лишь  к  простой фиксации наблюдений. Многие считают,  и  это  следует  особо  отметить,  что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей – это уже  и есть  теория.  Однако  этим  теоретическая  работа  не  исчерпывается,   она включает  также  сопоставление  и  интеграцию   накапливаемых   знаний,   их систематизацию и многое другое.  Ее  конечная  цель  состоит  в  том,  чтобы раскрыть  сущность   изучаемых   явлений.   В   этой   связи   и   возникают методологические проблемы.  Если  теоретическое  исследование  опирается  на нечеткую методологическую  (философскую)  позицию,  то  возникает  опасность подмены теоретического знания эмпирическим.

В  познании  сущности  психических  явлений  важнейшая  роль  принадлежит категориям диалектического материализма. Б.Ф.Ло-мов в уже упомянутой  книге выделил  базовые  категории  психологической  науки,  показал  их  системную взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в то  же  время,  несводимость  их друг к другу. Им  были  выделены  следующие  базовые  категории  психологии:

категория отражения, категория деятельности, категория  личности,  категория общения, — а также понятия, которые по уровню всеобщности  можно  приравнять к категориям,  —  это  понятия  «социальное»  и  «биологическое».  Выявление объективных связей социальных  и  природных  свойств  человека,  соотношения биологических и социальных детерминант в его развитии представляет  одну  из труднейших задач науки.

Как  известно,  прежние  десятилетия  психология   была   преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее  роль  в общественной  жизни  существенно  изменилась.  Она  все   более   становится областью  особой  профессиональной  практической  деятельности   в   системе образования,  в  промышленности,   государственном   управлении,   медицине, культуре,  спорте  и  т.д.  Включение  психологической   науки   в   решение практических задач  существенно  изменяет  и  условия  развития  ее  теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают  в той или иной форме во всех сферах жизни общества,  определяясь  возрастающей ролью, так называемого человеческого фактора.  Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и  психофизиологических свойств, которыми обладают люди  и которые,  так или иначе, проявляются в их конкретной деятельности.

Исследование  практически  всей  системы   психических   явлений   —   от элементарных ощущений и до психических свойств личности, —  направленное  на раскрытие   объективных   законов,   которым    они    подчиняются,    имеет первостепенное значение для  создания  научной  базы,  решения  общественной задачи, совершенствования организации обучения и воспитания.

Осознание  обществом  роли  прикладных  задач,  решаемых  психологической наукой, привело к  идее  создания  разветвленной  психологической  службы  в органах народного образования. В настоящее время такая служба  находится  на стадии ее оформления и развития и  призвана  стать  связующим  звеном  между наукой и практическим применением ее результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Самые большие тайны в истории  – это тайны человеческого  сознания. Лабиринты, катакомбы, тупики и проспекты хода мыслей очень  часто непредсказуемы. В своей работе я попыталась проследить историю становления и развития психологии, одной из самых сложных и загадочных наук. Ведь эта наука – заманчивый мир явлений, вызывающих особый, исключительный интерес на протяжении многих веков.

Знания основ психологии, я думаю, необходимо каждому человеку, это  позволяет людям хорошо понимать друг друга, действовать сообща.

Значение  знаний и умений постепенно возрастало, особенно велико стало оно в наши дни. Не случайно существует прямая связь  между интересом к психологии и уровнем социально–экономического развития стран. Самые цивилизованные страны располагают большим числом прекрасно подготовленных психологов.

Зная основы психологии, человек  может лучше понять себя, своих  близких, познать человеческие отношения, объяснить поступки людей. Эти знания помогут ему справиться с жизненными проблемами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1) Марцинковская Т.Д., История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, М.: Издательский центр "Академия", 2003.

2) Общая психология под редакцией Карпова А.В, М., Гардарики, 2002.

3) Ждан А.Н., История психологии. От античности до наших дней, М., 2002.

4) Петровский А.В., Вопросы истории и теории психологии, Москва, 2001.

5) Шульц Д.П., Шульц С.Э., История современной  психологии. С-Петербург, 2000.

 


Информация о работе Предмет и задачи психологии