Предмет и задачи психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:38, реферат

Описание работы

На протяжении веков человек является предметом изучения многих и многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит совершенно особое место.
Так, С.Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» (1940) писал: «Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно – это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, желания и т.п., – то есть все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано…».

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3

Глава 1 Что такое психология…………………………………………………...4

Глава 2 Предмет психологии…………………………………………………….6

Глава 3 Задачи психологии……………………………………………………...11

Заключение……………………………………………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 33.49 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В Г. ТВЕРИ

 

 

 

 

 

 

 

« Предмет и задачи психологии »

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине « психология и педагогика »

Студентки 2 курса заочного отделения специальности

080502  «Экономика и управление на  предприятии»

группы  Эз-11/с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу  проверил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверь 2011

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………......3

 

Глава 1 Что такое психология…………………………………………………...4

 

Глава 2 Предмет психологии…………………………………………………….6

 

Глава 3 Задачи психологии……………………………………………………...11

 

Заключение……………………………………………………………………….14

 

Список  использованной литературы…………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

На протяжении веков человек  является предметом изучения многих и многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и  обычаи, и в этом познании психологии принадлежит совершенно особое место.

Так, С.Л. Рубинштейн в книге «Основы  общей психологии» (1940) писал: «Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно –  это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, желания и т.п., – то есть все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что  в качестве переживания как будто  непосредственно нам дано…».

Еще древний мудрец сказал, что  нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, и он не ошибся. В основе развития психологии лежит  постоянно усиливающийся интерес  к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими  людьми.

В настоящее время невозможно осуществление  многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте без знания и  понимания психологических закономерностей. Система научных знаний о законах  развития человека, его потенциальных  возможностях необходима для всего  общественного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Что такое психология 

 

Что же представляет собой психология как наука? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Чтобы ответить на него, необходимо обратиться к истории психологической  науки, к вопросу о том, как  на каждом этапе ее развития трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии. Психология очень  старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем.

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает, что психология – наука о душе («психе» - душа, «логос» - учение, наука).

Слово «психология» многозначно. В  обыденном языке слово «психология» используется для характеристики психологического склада личности, особенностей того или  иного человека, группы людей: « у  него (у них) такая психология».

Другое значение слова «психология», которое зафиксировано в его  этимологии: психология – учение о  психике.

Отечественный психолог М.С. Роговин  утверждал, что можно выделить три  этапа становления психологии как  науки. Это этапы донаучной психологии, философской психологии и, наконец, научной психологии.

Донаучная психология – это познание другого человека и самого себя непосредственно  в процессах деятельности и взаимного  общения людей. Здесь деятельность и знание слиты воедино, обусловленные  необходимостью понимать другого человека и предвидеть его поступки. Источником знаний о психике в донаучной  психологии выступают:

·        личный опыт, возникающий из наблюдения за другими людьми и самим собой;

·        общественный опыт, который представляет собой традиции, обычаи, представления, передаваемые из поколения в поколение.

Такое знание не систематизировано, неотрефлексировано, поэтому часто вообще не осознается как знание.

Философская психология – знание о психике, полученное с помощью  умозрительных рассуждений. Знания о психике либо выводятся из общих  философских принципов, либо являются результатом размышления по аналогии. На уровне философской психологии первоначально  смутное, целостное понятие души подвергается анализу и мысленному расчленению с последующим объединением. По сравнению с донаучной психологией, которая ей предшествует и, особенно на ранних этапах, оказывает на нее  большое влияние, для философской  психологии характерным является не только поиск некоторого объяснительного  принципа для психического, но и  стремление установить общие законы, которым душа должна подчиняться  так же, как подчиняются им и  все природные стихии.

Научная психология возникла относительно недавно – во второй половине XIX века. Обычно ее появление ассоциируется с использованием в психологии экспериментального метода. Некоторые основания для этого, несомненно, есть: «создатель» научной психологии В. Вундт писал, что если определять разработанную им физиологическую психологию по методу, то ее можно охарактеризовать как «экспериментальную». Однако, сам Вундт неоднократно подчеркивал, что экспериментальная психология — это далеко не вся психология, а лишь ее часть.

Знание в научной психологии имеет эмпирическую, фактологическую основу. Факты добываются в специально проводимом исследовании, которое использует для этого специальные процедуры (методы), главными среди которых являются целенаправленное систематическое наблюдение и эксперимент. Теории, конструируемые научной психологией, имеют эмпирическую основу, подвергаются (в идеале) всесторонней проверке.

 

Глава 2 Предмет психологии

 

Психология, как наука изучает  факты, закономерности и механизмы психики. Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа». Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

      Поведение человека с нормальной  психикой всегда обусловлено воздействия объективного мира. Отражая внешний мир, человек не только

познают законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие, чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей. В реальной деятельности человека его психические проявления (процессы и свойства) не возникают спонтанно и изолировано друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельностью личности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействующие между собой, постепенно превращаются в устойчивые психические образования, которые человек направляет на разрешение встающих перед ним жизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человека обусловлены его жизнью и деятельностью как общественного существа, как личности. Современная психология рассматривает психику как свойство особой формы организованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное отражение реальной действительности в мозгу. Физиологические процессы, проходящие в мозгу человека, являются основой психической деятельности, но они не могут быть отождествлены с нею. Психика всегда имеет определенное содержание, т.е. то, что она отражает в окружающем человека мире. Поэтому психику человека следует рассматривать не только с точки зрения их содержания.

      Современная психология представляет  собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными

областями практики. Как же классифицировать эти многочисленные отрасли

психологии? Одна из возможностей классификации  содержится в сформулированном выше принципе развития психики в деятельности. Исходя, из этого в качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона:

1. конкретной деятельности;

2. развития;

3. отношения человека (как субъекта  развития и деятельности) к обществу (в

   котором осуществляется его деятельность и развитие).

  Если принимать первое основание классификации, то можно выделить ряд

отраслей  психологии, изучающих психологические  проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Психология труда изучает психологические  особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда

(НОТ). В задачу психологии труда  входит исследование профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснение влияние на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположения приборов и станков, средств сигнализации.

Педагогическая психология имеет  своим предметом изучения психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Она исследует формирование у учащихся мышления, изучает проблемы управления процессом усвоения приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, взаимоотношения между педагогом и учеником и отношения в ученическом коллективе, индивидуально- психологические различия учащихся, психологические особенности учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в психическом развитии, психологическую специфику работы с взрослыми в процессе их обучения.

К разделам или узким областям педагогической психологии относятся:

психология  обучения, психология воспитания, психология учителя, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

Медицинская психология – изучает  психологические аспекты деятельности врача и поведение больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающих систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.

Юридическая психология – рассматривает  психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психологические требования к допросу и т.п.); криминальную психологию, занимающуюся психологическими проблемами поведения и формирование личности преступника, мотивами преступления и т.д.; пенитенциарную или исправительно-трудовую психологию, изучающую психологию заключенного в исправительно-трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения.

Военная психология исследует поведение  человека в условиях боевых действий психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды, контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой и т.д.

Психология спорта рассматривает  психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы, связанные с организацией и проведением соревнований.

Психология торговли – выясняет психологические условия воздействия

рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологии моды и т.п. В последнее время началась разработка проблем психологии, научного творчества (особенности творческой личности, факторы, стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осуществлении научного открытия и т.д.)

Своеобразный раздел психологии научного творчества составляет эвристика, к задачам которой относится не только исследование закономерностей творческой (эвристической) деятельности, но и разработка методов управления эвристическими процессами.

Наконец, следует назвать психологию художественного творчества (в области литературы и искусства) и эстетического воспитания – область, значение которой не вызывает сомнения, но пока еще слабо изученную. Если за основу классификации ветвей психологии принять психологические аспекты развития, то перед нами выступит ряд ее отраслей, в которых реализуются принципы развития.

Возрастная психология, изучающая  онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека, разветвляется на детскую психологию, психологию подростка, психологию

Информация о работе Предмет и задачи психологии