Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 09:24, реферат
В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности
на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и
спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система
научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях
необходима для всего общественного развития.
Ведение 3
Что такое психология 4
Возникновение психологии 6
Предмет психологии 9
Задачи структура и методы современной психологии 13
Место психологии в системе наук 18
Заключение 20
Литература 21
втором и третьем этапах, делается опосредствованное заключение,
предпринимается попытка
«реконструкции» реального
В последние годы этот метод подвергается критике. Психика другого при
таком подходе рассматривается как объект. Некоторые исследователи
настаивают на том, что в психологии должен использоваться субъектный
подход, который в большей степени учитывает то, что исследуемый обладает
сознанием и может менять стратегию своего поведения по ходу исследования.
Современная психология располагает большим арсеналом конкретных
методов (наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа, интервью, тест,
опросник, анализ продуктов деятельности и т.д.) и специальных методик,
предназначенных для изучения определенных психических явлений.
Предложено
несколько классификаций
разработанными являются классификации Б.Г. Ананьева и В.Н. Дружинина.
Ананьевым выделяются следующие группы методов:
1) организационные (сравнительный, комплексный);
2) эмпирические (обсервационный, экспериментальный,
психодиагностический, биографический);
3) обработки данных (количественный и качественный);
4) интерпретационные (различные варианты генетического и
структурного).
Классификация
позволила представить
требованиям современной психологии.
Альтернативную
классификацию методов
выделил три класса методов:
1) эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное
взаимодействие субъекта и
2) теоретические, при которых субъект взаимодействует с
мысленной моделью объекта (
3) интерпретации и описания, при которых субъект «внешне»
взаимодействует со знаковосимволическими представлениями
объекта.
Особого внимания заслуживают теоретические методы психологического
исследования:
1) дедуктивный
(аксиоматического и
метод восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному;
2) индуктивный — метод обобщения фактов, восхождения от частного к
общему;
3) моделирования — метод конкретизации метода аналогий, умозаключений
от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта
берется более простой
или доступный для
Результатом
использования первого
второго — индуктивные гипотезы, закономерности, классификации,
систематизации, третьего — модели объекта, процесса, состояния. От
теоретических методов Дружинин предлагает отличать методы умозрительной
психологии. Различие между этими методами автор видит в том, что умозрение
опирается не на научные факты и эмпирические закономерности, а имеет
обоснование только в личностном знании, интуиции автора. По мнению
Дружинина, в психологическом исследовании центральная роль принадлежит
методу моделирования, в котором различаются две разновидности: структурно-
функциональное, что в первом случае исследователь хочет выявить структуру
отдельной системы по ее внешнему поведению, для чего выбирает или
конструирует аналог (в этом и состоит моделирование) — другую систему,
обладающую сходным поведением. Соответственно, сходство поведений, по мысли
автора, позволяет сделать вывод (на основе правила логичного вывода по
аналогии) о сходстве структур. Этот вид моделирования, как утверждает
Дружинин, является основным методом психологического исследования и
единственным в естественнонаучном психологическом исследовании. В другом
случае по сходству структур модели и образа исследователь судит о сходстве
функций, внешних проявлений и пр.
Важным представляется описание иерархии исследовательских приемов.
Дружинин предлагает выделять в этой иерархии пять уровней: уровень
методики, уровень методического приема, уровень метода, уровень организации
исследования, уровень методологического подхода. Им предложена трехмерная
классификация психологических эмпирических методов. Рассматривая
эмпирические методы с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта,
субъекта и измеряющего инструмента, объекта и инструмента, автор дает новую
классификацию эмпирических психологических методов. За основу им берется
система «субъект — инструмент — объект». В качестве оснований для
классификации выступают отношения между компонентами модели. Два из них
(мера взаимодействия
исследователя и
внешних средств или субъективной интерпретации) являются главными, одно
производным. Согласно Дружинину, все методы делятся на: деятелъностные,
коммуникативные, обсервационные, герменевтические. Выделяются также восемь
«чистых» исследовательских методов (естественный эксперимент, лабораторный
эксперимент, инструментальное наблюдение, наблюдение, интроспекция,
понимание, свободная беседа, целенаправленное интервью). В свою очередь
выделяются синтетические методы, объединяющие в себе черты чистых методов,
но не сводящиеся к ним (клинический метод, глубинное интервью,
психологическое измерение, самонаблюдение, субъективное шкалирование,
самоанализ, психодиагностику, консультационное общение). [6, 47]
Отметим,
что до сих пор теоретические
описаны, проанализированы и исследованы явно недостаточно. Это — одна из
первоочередных задач
методологии современной
Место психологии в системе
наук
Развитие
науки представляет собой
дифференциацию, и интеграцию знания. В настоящее время насчитывается
большое количество
самостоятельных научных
занимает психология в системе наук, в большой степени зависит решение двух
очень важных вопросов: Что психология может дать другим наукам? В какой
степени психология может использовать результаты исследований в других
науках?
В XIX веке большой популярностью пользовалась классификация наук,
разработанная создателем философии позитивизма, французским ученым О.
Контом. В классификации Конта места для психологии вообще не нашлось. Отец
позитивизма полагал, что психология не стала еще положительной наукой. Для
первой половины XIX века эта констатация была в целом справедливой.
С тех пор многое изменилось: психология выделилась в самостоятельную
науку, в значительной степени стала «положительной». Классификации наук
впоследствии составлялись неоднократно. При этом почти все авторы
недвусмысленно указывали на особое, центральное место психологии среди
других наук. Многие известные психологи высказывали мысли о том, что
психология в будущем займет ведущее место в структуре человеческого знания,
что психология должна явиться основой для наук о духе.
Классификации наук разрабатывались и в XX веке. Одной из наиболее
популярных считается классификация, разработанная отечественным философом и
науковедом Б.М. Кедровым, Согласно Кедрову, классификация наук имеет
нелинейный характер. Кедров выделяет три группы научных дисциплин:
естественные, социальные и философские. Схематически это можно представить
в виде треугольника, вершины которого соответствуют естественным (верхняя),
социальным (левая) и философским (правая) дисциплинам. Психология имеет
тесные связи со всеми тремя группами наук, поэтому располагается внутри
треугольника, так как человеческое мышление (один из существенных разделов
психологии) изучается не только психологией, но и философией и логикой.
Психология, таким образом, имеет связи со всеми научными дисциплинами, но
наиболее тесные с философией. [2, 21]
Несколько
иначе подошел к вопросу об
определении места
системе наук выдающийся швейцарский психолог Ж. Пиаже. Традиционно вопрос о
связи психологии с другими науками рассматривается в таком аспекте: что
психология может получить от других наук. Такая постановка вопроса была
логичной, поскольку психология — одна из самых молодых наук («математика
существует уже 25 веков, а психология едва один век!»). [2, 21] В докладе
на XVIII Международном психологическом конгрессе, который состоялся в
Москве в 1966 г., Пиаже поставил вопрос иначе: что может дать психология
другим наукам?
Ответ Пиаже знаменателен: «Психология занимает центральное место не
только как продукт всех других наук, но и как возможный источник
объяснения их формирования и развития». [2, 21] Пиаже отмечает, что
испытывает чувство гордости по поводу того, что психология занимает
ключевую позицию в системе наук. «С одной стороны, психология зависит от
всех других наук... Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна
без логико-математической координации, которая выражает структуру
реальности, но овладение которой возможно только через воздействие
организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту
деятельность в ее развитии». [2, 22]
Плодотворное будущее психологии видится в развертывании
междисциплинарных связей.
Б.Г.
Ананьев в работе «Человек
как предмет познания»
психологии с другими научными дисциплинами. Анализ этих связей в рамках