Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 09:24, реферат
В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности
на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и
спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система
научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях
необходима для всего общественного развития.
Ведение 3
Что такое психология 4
Возникновение психологии 6
Предмет психологии 9
Задачи структура и методы современной психологии 13
Место психологии в системе наук 18
Заключение 20
Литература 21
состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от
элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на
органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже
достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой
фиксации наблюдений. Многие считают, и это следует особо отметить, что
обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей — это уже и
есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она
включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их
систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, чтобы
раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникают
методологические проблемы. Если теоретическое исследование опирается на
нечеткую методологическую (философскую) позицию, то возникает опасность
подмены теоретического знания эмпирическим.
В
познании сущности психических
категориям диалектического материализма. Б.Ф. Ломов в уже упомянутой книге
выделил базовые категории психологической науки, показал их системную
взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в то же время, несводимость их
друг к другу. Им были выделены следующие базовые категории психологии:
категория отражения, категория деятельности, категория личности, категория
общения, — а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять
к категориям, — это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление
объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения
биологических и социальных детерминант в его развитии представляет одну из
труднейших задач науки.
Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно
теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в
общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится
областью особой профессиональной практической деятельности в системе
образования, в промышленности, государственном управлении, медицине,
культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение
практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории.
Задачи, решение которых
требует психологической
той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей
ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором»
понимается широкий круг социально-психологических, психологических и
психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые, так или
иначе, проявляются в их конкретной деятельности.
Современная
психология — интенсивно
человеческого знания, тесно взаимодействующая с другими науками. Поэтому,
как и любое развивающееся явление, психология постоянно изменяется:
появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты,
что часто приводит к возникновению новых отраслей психологии. Общим для
всех отраслей психологии является сохранение предмета: все они изучают
факты, закономерности и механизмы психики (в тех или иных условиях, в той
или иной деятельности, на том или ином уровне развития и т.д.).
Современная психология представляет собой не единую науку, а целый
комплекс научных дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы
считаться самостоятельными науками. Различные авторы насчитывают до ста
отраслей психологии. Эти научные дисциплины находятся на разных стадиях
развития, связаны с различными сферами человеческой практики.
Ядром современной психологии является общая психология, которая
изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики.
Важнейшей психологической дисциплиной стала история психологии, в центре
внимания которой — исторический процесс формирования и развития
психологического знания.
Многочисленные отрасли психологии выделяются по различным основаниям.
Традиционно
для классификации
1) конкретная деятельность (психология труда, медицинская,
педагогическая психология, психология искусства,
психология спорта и т.п.);
2) развитие (психология животных, сравнительная психология,
психология развития, детская психология и т.п.);
3) социальность, отношения человека к обществу (социальная
психология, психология личности, психология группы,
психология класса, этнопсихология и т.д.). [4, 38]
Важным является выделение отраслей «по цели деятельности (получение
или применение нового знания): фундаментальные и прикладные науки; по
предмету исследования: психология развития, творчества, личности и т.д. На
основе связей психологии с другими науками можно выделить психофизиологию,
нейропсихологию, математическую психологию. Развитие сложных отношений
психологии с различными сферами практики наблюдается в организационной,
инженерной психологии, психологии спорта, педагогической психологии и т.д.»
В последние годы в нашей стране интенсивно развивается практическая
психология. Можно согласиться с мнением В.Н. Дружинина, который указывает,
что «практическая психология отчасти остается искусством, отчасти
базируется на прикладной психологии как системе знаний и научно
обоснованных методов решения практических задач». Однако есть основания
полагать, что наметилась тенденция к становлению практической психологии
как особого вида психологической науки. Специфика практической психологии в
том, что она не предметна, а объектна. Она больше ориентирована на
целостную характеристику личности, в большей степени использует описания и
типологии. [6, 41]
В настоящее время не существует законченной классификации
психологических отраслей. Психология - наука молодая, находящаяся в
процессе интенсивного развития, поэтому в ней постоянно возникают новые
области, что приводит к появлению новых отраслей.
Современная
психология использует
Слово «метод» (в переводе с греческого — путь исследования или
познания, теория, учение) означает способ построения и обоснования научного
знания, а также совокупность приемов и операций практического и
теоретического освоения действительности. Применительно к психологии под
методом подразумевают способы получения фактов о психике и способы их
интерпретации.
Современная
психология использует
могут классифицироваться различным образом в зависимости от выбранных
оснований. Классик отечественной психологии Рубинштейн отмечал, что
«методы, то есть пути познания, — это способы, посредством которых
познается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один,
а целую систему частных методов, или методик. Под методом науки — в
единственном числе — можно разуметь систему ее методов в их единстве» [6,
43]
Первоначально
(при выделении в
исходила из того, что самонаблюдение в состоянии дать истинное, причем
непосредственное, знание о психической жизни. Психология сознания исходила
из субъективного метода. Метод научной психологии, таким образом, был
эмпирическим, субъективным и непосредственным. Важно подчеркнуть, что
самонаблюдение
Задача науки мыслилась Вундтом как логическое упорядочивание фактов.
Никаких теоретических методов не предусматривалось. Хорошо известно, что
интроспективная психология, сознания столкнулась с большими трудностями.
Реакцией на неразрешимые проблемы традиционной психологии явилось
появление психологии поведения (объективной психологии). Первоначально
предполагалось, что новая трактовка предмета психологии — как «поведения» —
снимает все проблемы. Объективный метод в форме наблюдения или эксперимента
позволял, как полагали представители этого направления в психологии,
получать непосредственное знание о предмете науки. Метод, таким образом,
рассматривался как
эмпирический, объективный и
Дальнейшее развитие психологической науки (в первую очередь
исследования Фрейда) показало, что метод исследования в психологии может
быть только косвенным, опосредствованным: бессознательное может изучаться
по его проявлениям в сознании и поведении; само поведение предполагает
наличие гипотетических «промежуточных переменных», опосредствующих реакции
испытуемого на ситуацию.
Вот как характеризует положение вещей бывший Президент Американской
психологической ассоциации (1960) Дональд Хебб: «Психика и сознание,
ощущения и восприятия, чувства и эмоции являются промежуточными переменными
или конструктами и, в сущности говоря, составляют часть психологии
поведения». [2, 21]
В отечественной психологии, где в качестве методологического принципа
был предложен принцип единства сознания и деятельности (С.Л. .Рубинштейн),
также разрабатывалось представление об опосредствованном характере
психологии методов.
В
самом общем виде метод
заключается в следующем: 1) фиксируются условия, в которых происходит
психическое явление; 2) фиксируются объективные проявления психического
явления в поведении; 3) там, где это возможно, получаются данные самоотчета
испытуемого; 4) на основе сопоставления данных, полученных на первом,