Предмет и задачи психологии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 09:24, реферат

Описание работы

В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности

на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и

спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система

научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях

необходима для всего общественного развития.

Содержание

Ведение 3


Что такое психология 4


Возникновение психологии 6


Предмет психологии 9


Задачи структура и методы современной психологии 13


Место психологии в системе наук 18


Заключение 20


Литература 21

Работа содержит 1 файл

Предмет и задачи психологии как науки.docx

— 49.99 Кб (Скачать)

состояния и  свойства  человека,  имеющие  разную  степень  сложности  —  от

элементарного различения отдельных  признаков  объекта,  воздействующего  на

органы чувств,  до  борьбы  мотивов  личности.  Одни  из  этих  явлений  уже

достаточно хорошо  изучены,  а описание  других  сводится  лишь  к простой

фиксации наблюдений. Многие считают,  и  это  следует  особо  отметить,  что

обобщенное и абстрактное  описание изучаемых явлений и  их связей — это уже  и

есть  теория.  Однако  этим  теоретическая  работа  не  исчерпывается,   она

включает  также  сопоставление  и  интеграцию   накапливаемых   знаний,   их

систематизацию и  многое другое.  Ее  конечная  цель  состоит  в  том,  чтобы

раскрыть  сущность   изучаемых   явлений.   В   этой   связи   и   возникают

методологические  проблемы.  Если  теоретическое  исследование  опирается  на

нечеткую методологическую  (философскую)  позицию,  то  возникает  опасность

подмены теоретического знания эмпирическим.

      В  познании сущности психических   явлений  важнейшая  роль  принадлежит

категориям диалектического  материализма. Б.Ф. Ломов в уже  упомянутой  книге

выделил  базовые  категории  психологической  науки,  показал  их  системную

взаимосвязь, всеобщность  каждой из них и, в то  же  время,  несводимость  их

друг к другу. Им  были  выделены  следующие  базовые  категории  психологии:

категория отражения, категория деятельности, категория  личности,  категория

общения, — а также  понятия, которые по уровню всеобщности  можно  приравнять

к категориям,  —  это  понятия  «социальное»  и  «биологическое».  Выявление

объективных связей социальных  и  природных  свойств  человека,  соотношения

биологических и социальных детерминант в его развитии представляет  одну  из

труднейших задач  науки.

      Как  известно,  прежние  десятилетия   психология  была  преимущественно

теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время  ее  роль  в

общественной  жизни  существенно  изменилась.  Она  все   более   становится

областью  особой  профессиональной  практической  деятельности   в   системе

образования,  в  промышленности,   государственном   управлении,   медицине,

культуре,  спорте  и  т.д.  Включение  психологической   науки   в   решение

практических задач  существенно  изменяет  и  условия  развития  ее  теории.

Задачи, решение которых  требует психологической компетентности, возникают  в

той или иной форме  во всех сферах жизни общества,  определяясь  возрастающей

ролью так называемого человеческого фактора.  Под «человеческим фактором»

понимается  широкий  круг   социально-психологических,   психологических   и

психофизиологических  свойств, которыми обладают  люди  и  которые,  так  или

иначе, проявляются  в их конкретной деятельности.

      Современная  психология — интенсивно развивающаяся  область

человеческого знания, тесно взаимодействующая с другими науками. Поэтому,

как и любое развивающееся  явление, психология постоянно изменяется:

появляются новые  направления поиска, проблемы, реализуются  новые проекты,

что часто приводит к возникновению новых отраслей психологии. Общим для

всех отраслей психологии является сохранение предмета: все  они изучают

факты, закономерности и механизмы психики (в тех  или иных условиях, в той

или иной деятельности, на том или ином уровне развития и т.д.).

      Современная  психология представляет собой  не  единую  науку,  а  целый

комплекс научных  дисциплин,  многие  из  которых  претендуют  на  то,  чтобы

считаться самостоятельными науками.  Различные  авторы  насчитывают  до  ста

отраслей психологии. Эти научные  дисциплины  находятся  на  разных  стадиях

развития, связаны  с различными сферами человеческой практики.

      Ядром   современной  психологии  является  общая  психология,   которая

изучает  наиболее  общие  законы,  закономерности   и   механизмы   психики.

Важнейшей психологической  дисциплиной стала  история  психологии,  в  центре

внимания  которой   —   исторический   процесс   формирования   и   развития

психологического  знания.

      Многочисленные  отрасли психологии выделяются  по различным основаниям.

      Традиционно  для классификации используются  следующие основания:

           1)  конкретная  деятельность  (психология  труда,   медицинская,

              педагогическая     психология,     психология      искусства,

              психология спорта и т.п.);

           2) развитие   (психология  животных,  сравнительная  психология,

              психология развития, детская психология  и т.п.);

           3)  социальность,  отношения человека  к обществу  (социальная

              психология,   психология   личности,    психология    группы,

              психология класса, этнопсихология  и т.д.). [4, 38]

      Важным является выделение отраслей «по  цели  деятельности  (получение

или применение  нового  знания):  фундаментальные  и  прикладные  науки;  по

предмету исследования: психология развития, творчества, личности и  т.д.  На

основе связей психологии с другими науками можно  выделить  психофизиологию,

нейропсихологию,  математическую  психологию.  Развитие  сложных   отношений

психологии с различными  сферами  практики  наблюдается  в  организационной,

инженерной психологии, психологии спорта, педагогической психологии и т.д.»

      В  последние годы в нашей стране  интенсивно  развивается  практическая

психология. Можно  согласиться с мнением В.Н. Дружинина,  который  указывает,

что  «практическая   психология   отчасти   остается   искусством,   отчасти

базируется  на  прикладной  психологии   как   системе   знаний   и   научно

обоснованных методов  решения  практических  задач».  Однако  есть  основания

полагать, что наметилась тенденция  к  становлению  практической  психологии

как особого вида психологической науки. Специфика  практической психологии  в

том,  что  она  не  предметна,  а  объектна.  Она больше  ориентирована на

целостную характеристику личности, в большей степени использует  описания  и

типологии. [6, 41]

      В   настоящее   время   не   существует   законченной    классификации

психологических  отраслей.  Психология  -  наука  молодая,   находящаяся   в

процессе интенсивного развития, поэтому  в  ней  постоянно  возникают  новые

области, что приводит к появлению новых отраслей.

      Современная  психология использует различные  методы.

      Слово «метод»  (в  переводе  с  греческого  —  путь  исследования  или

познания, теория, учение) означает способ построения и обоснования  научного

знания,  а  также  совокупность   приемов   и   операций   практического   и

теоретического освоения действительности.  Применительно  к  психологии  под

методом подразумевают  способы  получения  фактов  о  психике  и способы их

интерпретации.

      Современная  психология использует развернутую  систему методов, которые

могут  классифицироваться  различным  образом  в  зависимости  от  выбранных

оснований.  Классик  отечественной  психологии   Рубинштейн   отмечал,   что

«методы,  то  есть  пути  познания,  —  это  способы,  посредством   которых

познается предмет  науки. Психология, как каждая наука, употребляет не  один,

а целую систему  частных  методов,  или  методик.  Под  методом  науки  —  в

единственном числе  — можно разуметь систему ее методов  в их  единстве»   [6,

43]

      Первоначально  (при  выделении  в  самостоятельную   науку)  психология

исходила из того, что  самонаблюдение  в  состоянии  дать  истинное,  причем

непосредственное, знание о психической жизни. Психология  сознания  исходила

из субъективного  метода.  Метод  научной  психологии,  таким  образом,  был

эмпирическим,  субъективным  и  непосредственным.  Важно  подчеркнуть,   что

самонаблюдение рассматривалось  как непосредственный метод получения  фактов.

Задача  науки  мыслилась  Вундтом  как  логическое  упорядочивание   фактов.

Никаких теоретических  методов не  предусматривалось.  Хорошо  известно,  что

интроспективная психология, сознания столкнулась с большими трудностями.

      Реакцией  на  неразрешимые  проблемы  традиционной  психологии  явилось

появление  психологии  поведения  (объективной  психологии).   Первоначально

предполагалось, что  новая трактовка предмета психологии — как «поведения»  —

снимает все проблемы. Объективный метод в форме  наблюдения или  эксперимента

позволял,  как  полагали  представители  этого  направления  в   психологии,

получать непосредственное знание о предмете  науки.  Метод,  таким  образом,

рассматривался как  эмпирический, объективный и непосредственный.

      Дальнейшее  развитие   психологической   науки   (в   первую   очередь

исследования  Фрейда) показало, что метод исследования  в  психологии  может

быть только косвенным, опосредствованным:  бессознательное  может изучаться

по его проявлениям  в  сознании  и  поведении;  само  поведение  предполагает

наличие гипотетических «промежуточных переменных»,  опосредствующих  реакции

испытуемого на ситуацию.

      Вот  как характеризует положение  вещей  бывший  Президент   Американской

психологической  ассоциации  (1960)  Дональд  Хебб:  «Психика  и   сознание,

ощущения и восприятия, чувства и эмоции являются промежуточными  переменными

или  конструктами  и,  в  сущности  говоря,  составляют   часть   психологии

поведения». [2, 21]

      В  отечественной психологии, где в  качестве методологического   принципа

был предложен принцип  единства сознания и деятельности  (С.Л.  .Рубинштейн),

также   разрабатывалось   представление   об   опосредствованном   характере

психологии методов.

      В  самом общем виде метод объективного  опосредствованного  исследования

заключается в  следующем:  1)  фиксируются  условия,  в  которых  происходит

психическое явление;  2)  фиксируются  объективные  проявления  психического

явления в поведении; 3) там, где это возможно, получаются данные  самоотчета

испытуемого; 4)  на  основе  сопоставления  данных,  полученных  на  первом,

Информация о работе Предмет и задачи психологии как науки