Предмет и задачи психологии делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 18:23, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить особенности психологии делового общения как дисциплины.
Задачи подготовки этой контрольной работы сводятся к следующим:
обобщение и систематизация результатов исследования проблемы, содержащихся в литературе;
разобрать основные проблемы и категории дисциплины деловое общение.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………..3
2. Основные проблемы дисциплины «Деловое общение»……….…4
3. Основные категории дисциплины «Деловое общение»……....….7
4. Тест…………………………………………………………………..9
5. Заключение…………………………………………..……………..11
Список использованной литературы………………….……...…………13

Работа содержит 1 файл

Предмет и задачи психологии делового общения.docx

— 28.51 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План 

     
  1. Введение……………………………………………………………..3
 
     
  1. Основные  проблемы дисциплины «Деловое общение»……….…4
 
     
  1. Основные  категории дисциплины «Деловое общение»……....….7
 
     
  1. Тест…………………………………………………………………..9
 
     
  1. Заключение…………………………………………..……………..11
 

     Список  использованной литературы………………….……...…………13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Тема  данной контрольной работы «Предмет и задачи психологии делового общения».  Современный хозяйственный руководитель, любой администратор обеспечивает своей деятельностью решение двуединой задачи: достижение хозяйственного результата и воздействие на людей, создающих этот результат. Поэтому эффективный менеджер должен быть не только узким специалистом, но и специалистом широкого профиля, а это означает, что современный руководитель должен отчасти быть и психологом. Этим обуславливается актуальность контрольной работы. 
 Цель данной работы – изучить особенности психологии делового общения как дисциплины.

     Задачи  подготовки этой контрольной работы сводятся к следующим:

     обобщение и систематизация результатов исследования проблемы, содержащихся в литературе;

     разобрать основные проблемы и категории дисциплины деловое общение.

     Данная  работа состоит из введения, двух основных частей, теста, заключения, в конце приведен список использованной литературы для написания контрольной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  проблемы дисциплины «Деловое общение»
 
 

     Хозяйственная сфера жизни общества долгое время  описывалась только с помощью  таких понятий, как «сырье», «техника», «рабочая сила», «товар», «деньги», «эффективность», «прибыль» и т.п. И сегодня они по праву составляют основу понятийного аппарата экономической науки.

     Однако  с некоторых пор в экономических  трудах замелькали категории совсем иного рода, например такие, как человеческие отношения, морально-психологический климат, стиль руководства, самосовершенствование, профилактика конфликтов, кодекс чести предпринимателя и т.п. Эти категории свидетельствовали о начавшемся процессе взаимопроникновения, сближения экономической и психологической областей знания, которые традиционно так далеко отстояли друг от друга, что казались несовместимыми.

     И это сотрудничество двух наук, как  показывает практика, оказалось весьма плодотворным. Современный менеджер уже затрачивает большую часть  своих сил не на решение финансовых, технических и организационных  вопросов, а на решение психологических задач, которые постоянно возникают в процессе делового общения с подчиненными, коллегами и начальством. Сегодня стало общепризнанным, что все проблемы хозяйственного управления сводятся к двум главным:

     1) проблеме качества производимых  товаров, т.е. задаче предметно-организационной;

     2) проблеме качества жизни людей,  которые этот товар производят, включая их настроения, самосознание, ценностные ориентации, т.е. задаче  гуманитарно-психологической.

     Таким образом, современный хозяйственный  руководитель, любой администратор  обеспечивает своей деятельностью  решение двуединой задачи: достижение хозяйственного результата и воздействие  на людей, создающих этот результат. Поэтому эффективный менеджер должен быть не только узким специалистом, но и специалистом широкого профиля, а это означает, что современный руководитель должен отчасти быть и психологом.

     Дисциплина  «Деловое общение» опирается на комплекс психологических наук. Она активно  использует прежде всего основные категории  и принципы, выработанные общей психологией.

     Такими  базовыми психологическими категориями являются те, которые отражают психические процессы (познание, эмоции, волю), свойства психики человека (способности, характер, темперамент), а также особые состояния его сознания (сомнения, уверенность, убежденность, нацеленность на определенные практические действия и т.д.).

     Деловое общение следует рассматривать  как процесс установления и поддержания  связей между представителями различных  взаимозаинтересованных сторон. Любые  виды делового общения предполагают довольно полное общение с партнерами, многочисленными организациями  и т.п. и успешность каждого из нас зависит от искусства делового общения, правильного выбора стратегии  и тактики. Техника делового общения, умение правильно общаться, знание правил деловой этики и этикета  – это только часть важных навыков  и знаний, приобретение которых создаёт условия для сотрудничества и партнерства.

     Правильно организованное деловое общение  способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства  между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками  и конкурентами. В идеале оно предполагает такие способы достижения общих  целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и  достижение личностно значимых целей, удовлетворение индивидуальных интересов.

     Психология  и этика делового общения представляет собой отраслевую социально-психологическую  науку, нацеленную на обеспечение эффективного делового общения на разных уровнях хозяйственной и социальной жизни.

     Объект  этой дисциплины - идеальная психическая реальность. Речь идет прежде всего о духовном мире людей, их интеллектуальных, эмоциональных и волевых качествах, а также о подсознательных импульсах их психики, которые в своей совокупности и определяют их конкретные действия, формы активности, их поведение как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

     Психология  и этика делового общения представляет собой одну из отраслевых, прикладных отраслей психологического знания.

     Предмет этой науки - разнообразные психические процессы отдельных участников деловых взаимоотношений, организаций и групп, а также выраженные во вне свойственные им поведенческие процессы, свойства и состояния.

     Опираясь  на анализ психологии личности, рабочей  группы, норм деловой этики, данная дисциплина решает две основные проблемы:

     1) овладение методами психологической диагностики, прежде всего умением анализировать собственные психические состояния, а также приемами описания психологических особенностей других субъектов делового общения, как отдельных работников, так и рабочих групп, организаций;

     2) выработка умений и навыков изменения, корректировки психологических состояний того или иного субъекта путем применения специальных психологических технологий, в том числе способов психологической защиты.

     На  этой основе обеспечивается решение, например, таких практических проблем, как  самосовершенствование, саморазвитие личности самого руководителя, так  называемый самоменеджмент; поддержание стабильности, устойчивости рабочих групп, организаций; совершенствование методов подбора и использования персонала, разрешение и предупреждение производственных конфликтов, оптимизация нравственно-психологического климата в коллективах, совершенствование методов морального и материального стимулирования труда, обеспечение психологической защиты от стрессовых ситуаций и т.п.  
 
 

  1. Основные  категории дисциплины «Деловое общение»
 
 

     Как и всякая наука, психология и этика  делового общения опирается не только на комплекс специфических принципов, но и на связанный с ними категориальный аппарат, определенный комплекс ключевых, базовых понятий, понимание которых является важнейшим условием успешного усвоения дисциплины.

     Основная  категория данной дисциплины - психология личности. Под этой категорией понимается совокупность устойчивых психических качеств участников деловых взаимоотношений, которые составляют их индивидуальность. Эта категория в значительной степени заимствуется у общей психологии. Она содержит информацию об источниках психической активности человека, ее свойствах, состояниях и формах проявления в условиях деловой активности. Без глубокого понимания этой фундаментальной психологической категории невозможно овладеть современными методами самосовершенствования и управления человеческими ресурсами в условиях хозяйственной деятельности.

     Именно  знания психологии личности помогут  предпринимателю достаточно ясно понять степень надежности партнера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т.д. Иначе говоря, именно эти знания позволят определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.

     Другая  важнейшая категория психология общения. Именно в процессе общения, происходящего по формулам «Я –Ты», «Я – Мы», «Мы – Они», обнаруживаются основные свойства и состояния личности, проявляется ее характер. Общепризнано, что разнообразные процессы взаимодействия и общения людей являются важнейшими предпосылками их социального становления, а также что высокий уровень делового общения является решающим условием успешного производства.

     Но  для обеспечения высокого уровня делового общения современный руководитель должен уметь пользоваться новейшими технологиями общения, основанными на глубоких психологических знаниях. Так, нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами по работе может возникнуть напряженность или даже острая конфликтная ситуация, например, из-за неуважения чувства собственного достоинства одного из участников взаимоотношений. Или, например, неумелое, небрежное пользование словом при передаче тех или иных деловых сообщений может привести к значительным информационным потерям и, следовательно, к серьезным сбоям в выполнении служебных обязанностей.

     Чтобы этого не случилось, необходимо научиться  пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы. Современная психологическая наука, а также входящие в нее различные отрасли профессиональной психологии, в том числе и психология делового общения, располагают целым арсеналом конкретных рекомендаций по надежному обеспечению различных форм общения, таких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги, презентации и т.п.

     Психология  рабочей группы, команды или трудовой группы — также важнейшая категория психологии и этики делового общения. Деловая активность сегодня невозможна без кооперации, соединения усилий нескольких или даже многих людей. В свою очередь успешная кооперация возможна лишь при условии принятия некоторых правил поведения, общих для всех участников трудового процесса. Поэтому в ходе формирования и жизнедеятельности любой группы с необходимостью возникают и действуют такие психологические явления, как групповые цели, потребности, интересы, групповые нормы, групповое сознание, морально-психологический климат, корпоративная мораль, так называемые коллективные «мы — чувства» и т.д.

     Современный менеджер должен не только учитывать  эти психологические феномены, но и активно участвовать в их формировании. 
 

  1. Тест
 
 

     Укажите, какое из перечисленных определение  предмета дисциплины «Деловое общение» является верным.

     а) закономерности общения, определяющим содержанием которого выступает  совместная деятельность людей, их общее  дело, а партнер выступает как  личность, значимая для других партнеров;

     б) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения  в социальные группы, а также психология самих этих групп;

     в) развитие высших психических функций  личности, межличностных отношений, обусловленных особенностями социализации в разных культурах. 

     Ответ обоснуйте. 
 
 

     Ответ:

     а)

     Общение - это передача информации при взаимодействии. Это единственный способ, с помощью  которого мы вызываем изменения в  окружающих. Это наш канал влияния  на людей. Дисциплина «Деловое общение» изучает закономерности общения, посредством которого реализуется общее дело, создаются условия для сотрудничества и партнерства. При этом партнер выступает как личность, значимая для других партнеров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Предмет и задачи психологии делового общения