Предмет и задачи истории психологии, ее принципы и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 11:31, доклад

Описание работы

Фактор – причина, движущая сила какого-либо явления или процесса.
Принцип – исходное положение какой-либо теории или науки.
Категории науки – абстрактные понятия.

Содержание

Факторы и методологические принципы развития психологии.
Предмет и задачи истории психологии.
Этапы развития истории психологии.

Работа содержит 1 файл

Лекция 1. Предмет и задачи истории психологии, ее принципы и методы.doc

— 58.50 Кб (Скачать)

      Во  времени изменялись взгляды на предмет  психологии, ее содержание, на методы ее исследования. Анализ того, как это изменялось в психологии, также составляет предмет истории психологии.

      Методы, используемые в истории психологии, отличаются от методов в других отраслях психологии. Они заимствованы из науковедения, из истории и социологии, т.к. должны быть адекватны задаче не только воссоздания истории какого-либо психологического направления, но и его включения в ситуацию истории или ситуацию культурного развития общества в данный период.

      Это такие методы:

  1. историко-генетический (по нему изучение идей прошлого не возможно без учета общей логики развития науки в определенный исторический период);
  2. историко-функциональный (он анализирует преемственность идей психологии);
  3. биографический (позволяет выявить возможности формирования научных взглядов ученых);
  4. метод систематизации психологических высказываний;
  5. метод категориального анализа (предполагает учет социально-исторических условий возникновения данной научной школы).

      Источниками для истории психологии служат труды  ученых, архивные материалы, воспоминания о жизни и деятельности ученых, анализ социологических материалов.

      По  М.Г.Ярошевскому, основными задачами истории психологии как науки являются:

  1. изучение закономерностей смены одних категорий и понятий другими, т.е. изучение закономерностей развития знаний о психике;
  2. раскрытие связей психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения;
  3. выяснение зависимости зарождения знаний от запросов общества, от социокультурных задач;
  4. изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении науки.

3. Этапы развития  истории психологии.

Марцинковская Татьяна Давыдовна. История психологии. – М., 2002. – С.8 - 10. Таблица 1.

Ждан  Антонина Николаевна. История психологии: от античности к современности. – М., 1997. – С. 8 - 9.

Информация о работе Предмет и задачи истории психологии, ее принципы и методы