Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 11:31, доклад
Фактор – причина, движущая сила какого-либо явления или процесса.
Принцип – исходное положение какой-либо теории или науки.
Категории науки – абстрактные понятия.
Факторы и методологические принципы развития психологии.
Предмет и задачи истории психологии.
Этапы развития истории психологии.
Предмет и задачи истории психологии, ее принципы и методы
План
Литература
1. Факторы и методологические принципы развития психологии.
Фактор – причина, движущая сила какого-либо явления или процесса.
Принцип – исходное положение какой-либо теории или науки.
Категории науки – абстрактные понятия.
Томас Лихи в своей книге упоминает о том, что Платон когда то заметил: «Наука всегда начинается с удивления – удивления перед внутренней работой природы».
Мы идем от науки объяснения, почему мир, разум и тело функционируют так, а не иначе. Ответить на эти вопросы помогает природа науки, ее философия и история.
Историография (история описание) науки прошла два этапа: от XIX века до 50-х годов XX века. В это время историю психологии описывали ученые преклонного возраста, как правило, уже прекратившие научные исследовании, а с 50 – 60-х годов XX века летопись науки стали создавать профессионалы – историки науки.
История психологии претерпела такие же изменения. Образцом классической старой истории психологии была книга Эдвина Боринга «История экспериментальной психологии», ученик Титчинера, издал ее в 1929 году.
С середины 60-х годов XX века старая история психологии сменяется профессиональной историей психологии.
В 1965 году появляется специальный журнал в США, американская психологическая ассоциация приняла решение о формировании отделения истории психологии.
В 1967 году под руководством Р.Уотсона основывается журнал по истории психологии и появляется университетская программа.
В 1988 году Лорелл Фуромото заявил, что эта отрасль психологии уже оформилась как самостоятельная наука и дисциплина, которая должна стать обязательным компонентом подготовки профессиональных психологов.
Фуромото так описывает новую историю психологии: «Новая история склонна быть критичной, а не церемониальной; концептуальной, а не просто историей идей; выходящей за рамки исследования «великих». Она исп. первоисточники и архивные материалы, пытается проникнуть в глубины мышления того или иного периода, чтобы увидеть проблемы такими, какими они возникали в свое время».
От повествования – к анализу – таков путь развития истории психологии.
Итак, факторы, влияющие на развитие психологии, как науки, по Т.Д.Марцинковской таковы: ведущий фактор – логика развития психологических знаний; он связан с изменением предмета психологии, с влиянием смежных наук на нее, с развитием принципов и категориального аппарата. Этот фактор достаточно объективен. Два других наиболее субъективны: 2) это социальная ситуация развития науки; 3) особенности личности конкретного ученого.
Так
социальная ситуация влияет на развитие
науки несколькими путями. Например,
она создает условия для
Научные концепции обычно были созвучны общественным ожиданиям. Например, в середине XIX века в России ожидалась смена системы общественных ценностей, и из двух подходов к построению психологии был выбран вариант И.М.Сеченова, описанный им в книге «Рефлексы головного мозга», т.к. его теория связывала дальнейшее развитие психологии с открытиями в физиологии, а не философский вариант К.Д.Каверина, который не предлагал объективных методов исследования.
Личность ученого как фактор развития науки важен в силу ценностных ориентаций, особо когнитивного стиля, принадлежность ученого к определенной научной школе. Анализ личности ученого и его биографии позволяют понять выбор им научных задач, перспектив.
Но ведущим из этих трех факторов принято считать логику развития психологии, т.к. она связана с развитием принципов психологии, с изменением ее предмета, методов ее исследования.
М.Г.Ярошевский признает такие координаты науки, как системы деятельности: когнитивную, воплощенную в логике развития психологии; коммуникативную, воплощенную в динамике общения и личностную (личный вклад ученого в науку), но наряду с личным вкладом значимость ученого оценивается еще по критерию создания им научной школы.
Например, И.М.Сеченов сумел привлечь молодежь к новым для своего времени научным разработкам и положил начало русской физиологической школы. Но, корме того, ему удалось создать школу как исследовательский коллектив, который создавал новые программы научного творчества.
Понятие научной школы не однозначно в современной науке:
По М.Г.Ярошевскому, «наука в качестве деятельности – это производство не только идей, но и людей».
С развитием психологии менялся ее предмет. Уникальность и ценность психологии как науки заключается именно в межпредметном характере ее: так, экспериментальную основу, подход к материалу исследования психология взяла у естествознания, а интерпретация полученного материала и методологические принципы – у философии.
Выделим три главных методологических принципа в психологии:
Принцип детерминизма подразумевает причинно-следственные отношения между всеми психическими явлениями. Эти связи или отношения объясняются разными основаниями, и в истории психологии есть несколько подходов к объяснению причинно-следственных связей.
Еще в античные времена Анаксагор и Гераклит заговорили о детерминизме и о всеобщем законе Логасе, который и определяет, что должно произойти с человеком и природой в целом. Демокрит дал развернутую характеристику детерминизма: «Люди выдумали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять». Далее Платон и Аристотель изменили концепцию детерминизма, отрицая его всеобщий характер, влияния его на разумную часть души и на нравственное развитие человека. Они ввели понятие «целевого детерминизма»: душа стремится к цели (а по Платону – к идее), которую имманентно (внутренне) присуща вещи и отражает ее предназначение.
В XVII веке Р.Декарт вводит понятие «механистического детерминизма»: все процессы в психике можно объяснить исходя из законов механики, так появилась идея о механическом объяснении поведения человека, которое подчинено закону рефлекса. Механистический детерминизм просуществовал почти 200 лет. Но еще большее влияние на развитие психологии оказал «биологический детерминизм». Биологический детерминизм, возникший с появлением теории эволюции, по которой развитие психики определяется адаптацией к среде. Почти все психологические направления принимали «биологический детерминизм» как аксиому.
Психологический детерминизм основан на идее, что развитие психики объясняется и направлено определенной целью, но это цель присуща самому содержанию души живого существа, определяет его стремление к самовыражению и самореализации. Этот вид детерминизма исходит из того, что среда – это не просто условие и зона обитания человека, а культура, ведущая к изменению личности.
Второй принцип – принцип системности. Он описывает и объясняет основные виды связей между разными сторонами психики. Принцип системности предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны, образуют целостность, благодаря этому приобретают новые свойства. По принципу системности, психика – это сложная система, в которой блоки и функции связаны между собой, она активна и саморегулируема. Системность не противоречит целостности психики.
Принцип развития утверждает, психика развивается, и наиболее продуктивный способ ее изучения – это исследования закономерностей генезиса психики. Согласно этому принципу существуют два вида развития психики – филогенез и онтогенез. Например, известны теории, созданные на основе этого принципа. В США С.Холл создал теорию рекапитуляции, в которой устанавливает связь между фило-и онтогенезом, считая, что основные стадии филогенетического развития повторяются в онтогенезе. Более поздние исследования доказали, что такой жесткой связи не существует, что развитие может ускоряться или замедляться в зависимости от социальной ситуации, среды, а некоторые стадии могут вообще пропадать.
Кроме названных принципов на развитие психологии как науки влияет и формирование ее категориального аппарата, т.е. тех постоянных проблем, которые включены в предмет и содержание психологии.
Существует несколько категорий, которые стали основой психологии на протяжении всей истории ее существования: мотив, образ, деятельность, личность, общение и т.д.
Рассматривая развитие образа как сенсорной основы мысли, психологи приходят к мысли о связи чувственного и умственного образов, о соотношении умственного образа и слова; для психологического сознания эта проблема имеет значении.
Если же взять категорию деятельности, то она может быть представлена в своей внешней форме (как поведение) и как внутренняя деятельность (мышление человека).
В современной психологии есть несколько школ, для которых эта категория – ведущая. Например, бихевиоризм, направления отечественной психологии.
Общение важно как категория психологии потому, что человек являясь существом социальным не может существовать вне общения.
В современной социальной психологии общение – главная категория; в ней выделяются стороны, функции, структура, динамика и другие параметры.
Личность – это категория, возникшая недавно из философской категории: с появлением школы глубинной психологии (фрейдизм). Личность – одна из ведущих категорий и в гуманистической психологии.
Таковы основные факторы и принципы развития психологии.
2. Предмет и задачи истории психологии.
История науки это особая область знания, ее предмет – иной, чем предмет той науки, развитие которой она изучает. Об истории науки можно говорить в двух смыслах: история – это реально совершающийся во времени и в пространстве процесс и как компонент культуры. История науки возникает, изменяется, не зависимо от мнений о ней разных ученых в разные эпохи в разных странах. История психологии призвана воссоздать правдивую картину смены представлений о душе, сознании, поведении.
Если психология изучает факты, механизмы, закономерности психической жизни, то история психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались человеческим умом.
Таким образом, предметом истории психологии служит иная, чем в психологии реальность – это деятельность людей, занятых познанием психического мира. По Т.Д.Марцинковской, история психологии занимается изучением закономерности формирования и развития взглядов на науку на основе анализа подходов к пониманию науки, ее функций, генезиса, природы.
На протяжении своего существования психология претерпела влияние не только философии и естествознания, но и медицины, этнографии, социологии, теории культуры, искусства, математики, логики, языкознания. Поэтому в истории психологии всегда анализировались ее связи с этими науками, но приоритет сохранился за естествознанием и философией.
Информация о работе Предмет и задачи истории психологии, ее принципы и методы