Предмет и объект социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:07, реферат

Описание работы

Само сочетание слов социальная психология указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из родительских дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин.

Содержание

Введение
Предмет и объект социальной психологии.
Два подхода к проблеме.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Социальная психология.docx

— 38.82 Кб (Скачать)

    В конце 50-х — начале 60-х гг. развернулся второй этап дискуссии о предмете социальной психологии. Два обстоятельства способствовали новому обсуждению этой проблемы.

    Во-первых, все расширяющиеся запросы практики. Решение основных экономических, социальных и политических проблем позволило  более пристально анализировать  психологическую сторону различных  проявлений общественной жизни. Активное обратное воздействие на ход объективных процессов должно быть особенно детально исследовано в современных условиях, когда психологический, "человеческий" фактор приобретает столь значительную роль. Механизмы конкретного взаимодействия общества и личности в этих условиях должны быть исследованы не только на социологическом, но и на социально-психологическом уровне.

    Во-вторых, к моменту, когда все эти проблемы с особой остротой были поставлены жизнью, произошли серьезные изменения и в области самой психологической науки. Советская психология, осуществляя свою радикальную перестройку на базе марксистской философии, превратилась к этому времени в развитую дисциплину, располагающую и солидными теоретическими работами, и широко разветвленной практикой экспериментальных исследований. Значительно возросла квалификация исследователей, как в профессиональном, так и в методологическом плане. К этому же времени произошли изменения в общей духовной жизни общества, что было связано с некоторым смягчением идеологического пресса и начавшейся "оттепелью" и позволило обсуждать судьбу социальной психологии не в качестве "буржуазной науки". Таким образом, были созданы и необходимые субъективные предпосылки для нового обсуждения вопроса о судьбах социальной психологии, о ее предмете, задачах, методах, а также о ее месте в системе наук. Обсуждение этих вопросов на новом уровне становилось не только необходимым, но и возможным.  
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Как самостоятельное направление психологической  науки, она существует менее 100 лет. Официально годом рождения социальной психологии считается 1908 год, когда  одновременно вышли две книги  с аналогичным названием, заявившие  себя как первые учебники по новой  гуманитарной дисциплине. Интересно  отметить, что один учебник вышел  в Америке, другой в Европе, один был написан социологом, другой - психологом.

    Само  сочетание слов "социальная психология" указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув  на стыке наук - психологии и социологии, социальная психология до сих пор  сохраняет свой особый статус, который  приводит к тому, что каждая из "родительских" дисциплин довольно охотно включает её в себя в качестве составной  части. Такая неоднозначность положения  научной дисциплины имеет много  причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, который  сам по себе может быть исследован лишь при помощи объединённых усилий двух наук: психологии и социологии.

    В истории социальной психологии представляется исторический интерес и дает возможность  определить место данной отрасли  психологии в системе научных  знаний. Два этапа дискуссии о  предмете социальной психологии в после революционный период. Современные представления о предмете социальной психологии.

    Все это, несомненно, стимулирует интенсивное  развитие социальной психологии на современном  этапе. Необходимость этого усугубляется еще двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что в истории существования  советской социальной психологии как  самостоятельной науки был довольно длительный перерыв и новый этап бурного оживления социально-психологических  исследований начался лишь в конце 50-х начале 60-х годов. Во-вторых, тем, что социальная психология по своему существу является наукой, стоящей  весьма близко к острым социальным и политическим проблемам, а потому принципиально возможно использование  ее результатов различными общественными  силами.

    Главная задача, которая стоит перед социальной психологией, - раскрыть конкретный механизм "вплетения" индивидуального в  ткань социальной реальности. Это  необходимо, если мы хотим понять, каков  результат воздействия социальных условий на деятельность личности. Но вся сложность заключается  в том, что этот "результат" не может быть интерпретирован так, что сначала существует какое-то "несоциальное" поведение, а затем  на него накладывается нечто "социальное". Нельзя сначала изучить личность, а лишь потом вписать её в систему  социальных связей. Сама личность, с  одной стороны, уже "продукт" этих социальных связей, а с другой стороны, - их созидатель, активный творец.

    Задача  тщательной отработки проблемы прикладного  исследования в социальной психологии. Исследования, проводимые непосредственно  в различных звеньях общественного  организма, требуют не только высокого профессионального мастерства, но и  гражданской ответственности исследователя. Направленность практических рекомендаций и есть та сфера, где социальная психология непосредственно «вторгается»-в общественную жизнь. Следовательно, для социального психолога весьма остро стоит не только вопрос о профессиональной этике, но и о формулировании своей социальной позиции. Французский социальный психолог С. Московией справедливо заметил, что задачи для социальной психологии задает именно общество, оно диктует ей проблемы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы

    1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/ Г.М. Андреева.-5-е изд. Испр. И доп.- М.: Аспект Пресс, 2004.

    2. Бандура А. Теория социального научения/Пер. с англ. Под ред. Н.Н, Чубарь.-СПб.: Евразия,2000.

    3. Белинская, Е П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, - 2001. - 301 с.

    4. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии / Отв. ред. Е.А. Будилова, Е.И, Степанова; РАН, Ин-т психологии, - М.: Наука, 2003.

    5. Социальная психология: учеб. пособие  для вузов/А.Л. Журавлев,В.А. Соснин,М.А. Красников.-М.: Форум: Инфра-М,2006.

    6. Социальная психология/под ред.  С. Московичи; пер. с фр.Т.  Смолянской.-7-е изд.-СПб.: Питер,2007. 
 
 
 

Информация о работе Предмет и объект социальной психологии