Предмет и объект социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:07, реферат

Описание работы

Само сочетание слов социальная психология указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из родительских дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин.

Содержание

Введение
Предмет и объект социальной психологии.
Два подхода к проблеме.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Социальная психология.docx

— 38.82 Кб (Скачать)

    Содержание:

    Введение

  1. Предмет и объект  социальной психологии.
  2. Два подхода к проблеме.

    Заключение

    Список  литературы

 

    Введение

    Само  сочетание слов социальная психология указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув  на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор  сохраняет свой особый статус. Это  приводит к тому, что каждая из родительских дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной  части. Такая неоднозначность положения  научной дисциплины имеет много  различных причин. Главной из них  является объективное существование  такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой психологический  аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через  деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и  волей. С другой стороны, в ситуациях  совместной деятельности людей возникают  совершенно особые типы связей между  ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы  психологического знания.

    Другой  причиной двойственного положения  социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова  родилась на перекрестке этих двух наук. Все это создает немалые  трудности в определении предмета социальной психологии.

    Социальная  психология как наука вместе с  тем потребности практики общественного  развития диктуют необходимость  исследования таких пограничных  проблем, и вряд ли можно ожидать  окончательного решения вопроса  о предмете социальной психологии для  их решения. Запросы на социально-психологические  исследования в условиях современного этапа развития общества поступают  буквально из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, борьбы с антиобщественным поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д. Можно утверждать, что практические запросы опережают развитие теоретического знания в социальной психологии.

    Таким образом, для социальной психологии, как, может быть, ни для какой другой науки, актуально одновременное  решение двух задач: и выработки  практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь  необходимых практике, и достраивание своего собственного здания как целостной  системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных  теорий и специальной методологии  исследований.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Предмет и объект социальной психологии.

    Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т.е., отличающимися друг от друга.

    Социальная  психология изучает:

  • психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.), наиболее часто изучаются общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.;
  • феномен взаимодействия между людьми, например: супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и т.л.; при этом взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым;
  • психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду; наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы я конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др.;
  • массовые психические явления, такие как поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д.

    Таким образом, социальная психология – наука, изучающая психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

    К объектам изучения социальной психологии относят носителей социально-психологических  явлений, а именно:

  • личность в группе (системе отношений),
  • взаимодействие в системе «личность — личность» (родитель — ребенок, руководитель — исполнитель, врач — больной, психолог — клиент и т. д.),
  • малую группу (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т, п.),
  • взаимодействие в системе «личность — группа» (лидер ведомые, руководитель — трудовой коллектив, командир — взвод, новичок — школьный класс и т. д.),
  • взаимодействие в системе «группа — группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.),
  • большую социальную группу (этнос, партия, общественное движение, социальный слои, территориальная, конфессиональная группы и т. п.

    Как подчеркивает А. Л. Журавлев, процессы разделения социальной психологии происходят по многим основаниям, однако уже оформилось несколько главных направлений.

    1) Ведущая ориентация на различные  (теоретический, эмпирический, в  частности, экспериментальный и  практический) методы анализа социально-психологических  явлений порождает, соответственно, теоретическую, эмпирическую (включая  экспериментальную) и практическую  социальную психологию. Эти взаимосвязанные части по-разному реализуют основные функции социальной психологии как науки: описательную, объяснительную, прогностическую и функцию воздействия.

    2) В результате изучения различных  видов жизнедеятельности человека  и его общностей сложились  соответствующие им отрасли социальной  психологии: психология труда, общения,  социального познания и творчества, игры.

    3) В соответствии с приложением социально-психологических знаний в различных сферах общественной жизни социальная психология традиционно дифференцируется на такие практические отрасли как промышленная, сельского хозяйства, торговли, образования, науки, политики, массовых коммуникаций, спорта, искусства, социальная психология экономики, рекламы, культуры, досуга и др.

    4) В соответствии с основными  объектами исследования современная  социальная психология дифференцировалась  на такие разделы, как: 

  • социальная психология личности,
  • психология межличностного взаимодействия (общения и отношений),
  • психология малых групп,
  • психология межгруппового взаимодействия,
  • психология больших социальных групп и массовых явлений

    Процесс интеграции социальной психологии с  другими психологическими отраслями  интенсивно продолжается: в настоящее  время формируется социально-экономическая, социально-экологическая, социально-историческая и другие подотрасли социальной психологии. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Два подхода к проблеме.

    Само  сочетание слов "социальная психология" указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из "родительских" дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой "психологический" аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.

    Другой  причиной двойственного положения  социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась "на перекрестке" этих двух наук. Все это создает немалые трудности, как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

    Вместе  с тем потребности практики общественного  развития диктуют необходимость исследования таких пограничных проблем, и вряд ли можно "ожидать" окончательного решения вопроса о предмете социальной психологии для их решения. Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают буквально из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, борьбы с антиобщественным поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д. Можно утверждать, что практические запросы опережают развитие теоретического знания в социальной психологии.

    Все это, несомненно, стимулирует интенсивное  развитие социальной психологии на современном этапе. Необходимость этого усугубляется еще двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что в истории существования советской социальной психологии как самостоятельной науки был довольно длительный перерыв и новый этап бурного оживления социально-психологических исследований начался лишь в конце 50-х — начале 60-х годов. Во-вторых, тем, что социальная психология по своему существу является наукой, стоящей весьма близко к острым социальным и политическим проблемам, а потому принципиально возможно использование ее результатов различными общественными силами. Социальная психология на Западе имеет весьма солидную историю, которая также убедительно подтверждает эту истину.

    Таким образом, для социальной психологии, как, может быть, ни для какой другой науки, актуально одновременное  решение двух задач: и выработки практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике, и "достраивание" своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

    Приступая к решению этих задач, естественно, необходимо, пока не прибегая к точным дефинициям, очертить круг проблем социальной психологии, чтобы более строго определить задачи, которые могут быть решены средствами этой дисциплины. Мы исходим при этом из принятия той точки зрения, что, несмотря на пограничный характер, социальная психология является частью психологии (хотя существуют и другие точки зрения, например, отнесение социальной психологии к социологии). Следовательно, определение круга ее проблем будет означать выделение из психологической проблематики тех вопросов, которые относятся к компетенции именно социальной психологии. Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

    К такому пониманию своего предмета социальная психология пришла не сразу, и поэтому  для уяснения вопроса, полезно проанализировать содержание тех дискуссий, которые имели место в ее истории.

    В истории советской социальной психологии можно выделить два этапа этой дискуссии: 20-е гг. и конец 50-х — начало 60-х гг. Оба эти этапа имеют не только исторический интерес, но и помогают более глубоко понять место социальной психологии в системе научного знания и способствуют выработке более точного определения ее предмета.

Информация о работе Предмет и объект социальной психологии