Предмет и объект психологии. Понятие о психике. Сознание и деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:08, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа содержит ответы на три вопроса:
Вопрос 1. Предмет и объект психологии. Основные задачи психологической науки. Методы психологических исследований.
Вопрос 2. Понятие о психике. Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних явлений. Сознательное, предсознательное и бессознательное.
Вопрос 3. Сознание и деятельность. Общая структура деятельности и поведения. Общественное и индивидуальное сознание.
была написана для сдачи в УО "ВГТУ"

Работа содержит 1 файл

кр.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

     Важное  место среди проективных тестов занимают рисуночные. Испытуемые рисуют в строго определённых условиях с помощью специально оговоренных средств. Критерии оценки включают как формальные (например, расположение рисунка на листе бумаги, его величина, особенности линий, сила нажима карандаша), так и содержательные особенности рисунка. Рисуночные тесты используются и при диагностике личности, и при диагностике интеллекта.

     Тесты могут проводиться индивидуально  или с группой, могут предъявляться  на бланках или на мониторе компьютера. Важно, чтобы все условия оговаривались заранее и все правила строго соблюдались. Даже незначительное отступление от правил проведения теста ставит под сомнение точность результатов и сделанных на их основе выводов.

     Многие из методов сбора информации организуются самим исследователем и в зависимости от ситуации могу меняться в ходе испытания. К таким  методам относятся акцентирование, беседа и др. Проведение и особенно интерпретация их результатов очень сложны и требуют высокой профессиональной квалификации.

     Опрос (акцентирование) предназначен, как правило, для получения общей информации, касающейся жизни человека, его интересов, мнений по тому или иному вопросу и т.д. На его основании нельзя делать выводы и формулировать психологический диагноз.

     Беседа (интервью) в практике используются как основной и как дополнительный метод исследования. В первом случае беседа может быть стандартизированной, т.е. состоять из заранее сформулированных вопросов, которые задаются в строго определённом порядке, и свободной. Во втором случае экспериментатор имеет только общий план интервью и формулирует вопросы самостоятельно. Содержание беседы может полностью определяться психологом (управляемая беседа) или, наоборот, задача психолога – создать условия для того, чтобы человек мог взять инициативу на себя (слабо управляемая беседа).  
 
 

     Вопрос 2. Понятие о психике. Сознание как высшая форма отражения  внешних и внутренних явлений. Сознательное, предсознательное и  бессознательное. 

     Мир вокруг нас постоянно меняется, и все живые существа должны уметь приспосабливаться к новым условиям. Для адаптации к непостоянству внешней среды и существует психика. Психика – это свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

     Из  данного определения следует  ряд основополагающих суждений о  природе и механизмах проявления психики:

  • во-первых, психика – это свойство только живой материи, причём высокоорганизованной;
  • во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективную действительность;
  • в-третьих, получаемая живым организмом информация об окружающем мире служит основой для регуляции его внутренней среды и формирования его поведения.

     Элементарная  способность избирательно реагировать  на воздействие внешней среды  наблюдается даже у простейших форм живой материи. Так, амёба, представляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, удаляется  от одних раздражителей и приближается к другим. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определённого свойства, отличающего живую материю от неживой – раздражимости.

     До  сих пор точно не установлено, когда в процессе эволюции появилась  психика. Можно ли считать, что живое существо уже наделено психикой, если оно реагирует только на жизненно важные стимулы? А.Н. Леонтьев указывал, что живая материя обладает способностью отражать воздействия среды, называемой простой раздражимостью.

     Возникновения в дальнейшем новой высшей формы раздражимости – чувствительности и является исходным моментом развития психики.

     Поведение – это сложный комплекс реакций на воздействие внешней среды живых организмов. Необходимо подчеркнуть, что в зависимости от уровня психического развития они характеризуются поведением различной сложности.

     Возможность осуществления столь сложного поведения  обусловлена наличием у человека сознания, благодаря чему он действует осознанно и самостоятельно.

     Таким образом, мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность, поведение высших животных, сознание человека.

     Характеристика  сознания. В начале своего развития сознание человека направлено на внешний мир. Человек осознаёт, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает мир как существующий отдельно от него. Позже появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек может и должен стать для себя объектом познания. Данное направление в развитии можно обозначить как рефлексивное.

     Другое  направление связано с развитием  мышления и постепенным соединение мысли со словом. Параллельно развивается  язык, используемый для обозначении добываемых значений. Слова наполняются всё более глубоким смыслом и, наконец, превращаются в понятие. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

     Каждая новая историческая эпоха отражается в сознании её современников, с изменением исторических условий существования людей меняется х сознание.

     Сознание – это высшая форма отражённого обобщения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира. Оно присуще только человеку. Сознание можно представить как внутреннюю модель внешней среды и собственного мира человека в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях. Эта модель помогает индивиду эффективно и целесообразно действовать в реальной жизни.

     Сознание  есть результат обучения, обобщения  и трудовой деятельности человека в  социальной среде. Оно выполняет  следующие функции:

  • определение целей деятельности;
  • предварительное мысленное построение действий;
  • предвидение результатов этих действий;
  • разумное регулирование поведения и деятельности;
  • формирование определённого отношения к окружающей действительности, другим людям.

     Для лучшего понимания сути сознания следует остановиться на его психологических характеристиках:

     первая  – совокупность знаний, поэтому в структуру сознания входят познавательные процессы, расстройство хотя бы одного из них неизбежно становится расстройством сознания;

     вторая  – различие субъекта и объекта. Человек  единственный из живых существ способен сознательно оценивать свои поступки и самого себя в целом. Даже высшие животные не могут отделить себя от окружающего мира;

     третья  – целеполагающая деятельность человека, сознание которого обеспечивает предварительное  мыслительное построение схемы действия и предвидения результатов;

     четвёртая – включение в состав сознания определённого отношения к окружающей среде, к другим людям. Это богатый  мир чувств, эмоций, в которые  вовлечён каждый человек.

     Особую  роль в формировании сознания играет речь. Только благодаря ей становится возможным усвоение человеком знаний, системы отношений, происходит формирование его воли и способности к целеполагающей деятельности.

     Фрейд описывал психическую организацию  как бы разделенной на три компоненты: сознательное, бессознательное и  предсознательное.

     Сознательное. Сознание очевидно, и по этой причине оно - та часть психики, которой наука больше всего занималась до Фрейда. Однако сознательное является лишь небольшой частью психической организации; оно включает в себя только то, что мы осознаем в данный момент времени. Хотя Фрейд интересовался механизмами работы сознания, его больше привлекали наименее раскрытые и изученные области сознания, которые он обозначил как предсознательное и бессознательное (Herzog, 1991).

     Бессознательное. Иногда мысль или чувство, возникающие в сознании, кажутся не имеющими отношения к мыслям и чувствам, которые им предшествовали. Фрейд предположил наличие взаимосвязей, но на бессознательном уровне. Раз наличие бессознательных связей установлено, то разрешаются сомнения по поводу кажущегося отсутствия последовательности. "Мы называем психический процесс бессознательным, существование которого обязаны допустить, - мы заключаем это из его воздействий, - но мы ничего о нем не знаем" (1933, р. 70).

     Во  внутренних пределах бессознательного находятся инстинктивные элементы, которые никогда не сознаваемы и никогда не доступны сознанию. Кроме того, существует материал, который отделен - подвергнут цензуре и вытеснен - из области сознания. Этот материал не забыт и не потерян, но он никогда не вспоминается. Мысль или воспоминание тем не менее воздействуют на сознание, но косвенным образом.

     "Некоторая  неадекватность наших психических  функций и некоторые поступки, очевидно, являются непроизвольным  подтверждением их полной мотивированности  при проведении психоаналитического исследования" (Freud, 1901).

     Для бессознательного материала характерны живость и непосредственность восприятия. "Мы установили опытным путем, что  бессознательные психические процессы сами по себе не относятся к определенному моменту времени. Прежде всего, можно сказать следующее: они не располагаются хронологически, время не вносит в них никаких изменений, и к ним не может быть применено понятие времени" (Freud in: Fodor & Gaynor, 1958, p. 162). Воспоминания, которым десятки лет, когда они впускаются в область сознания, нисколько не теряют своей эмоциональной силы.

     Предсознательное. Строго говоря, предсознательное - это часть бессознательного, которая легко может стать сознательной. Те участки памяти, которые доступны, являются частью предсознательного. К этой области можно отнести, например, вспоминание всего, что человек делал вчера, имен, уличных адресов, даты завоевания Англии норманнами, любимой еды, запаха костра из опавших листьев и необычной формы пирога, съеденного на праздновании десятого дня рождения. Предсознательное подобно вмещающему пространству для воспоминаний функционального сознания. 
 

     Вопрос 3. Сознание и деятельность. Общая структура  деятельности и поведения. Общественное и индивидуальное сознание. 

     Сознание и деятельность. Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию деятельности параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л.С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.

     Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

     На  основе этого положения в 30-х годах  Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание формируются  в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним».

     Теория  деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20–е гг. ХХ в. В 1930–е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии — С.Л. Рубинштейна (1889–1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева (1903–1979), который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по Рубинштейну).

Информация о работе Предмет и объект психологии. Понятие о психике. Сознание и деятельность