Предмет и методы исследования возрастной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:15, контрольная работа

Описание работы

Возрастная психология - это одна из наиболее развитых отраслей современной психологии, теснейшим образом связанная с общей психологией, раскрывающей природу и закономерности психологической жизни человека.
Возрастная психология изучает особенности психологического развития человека в онтогенезе. Предметом её исследования является возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психологических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизни. Основные характеристики отраслей возрастной психологии: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека.

Работа содержит 1 файл

контр !!!!!!!!!!!))))))).doc

— 101.50 Кб (Скачать)

     Вторая  особенность юношеской психики, связанной с формально-операционным мышлением, - изменение отношений категорий возможности и действительности. Ребенок мыслит, прежде всего, о действительности, у юноши на первый план выступает категория возможности. Это объясняется не только его эмоциональными свойствами и особенностями положения, но и тем, что формальная мысль по самой своей природе видит в действительности только часть сферы возможного. Поскольку логическое мышление оперирует не только реальными, но и воображаемыми объектами, освоение этого стиля мышления неизбежно рождает интеллектуальное экспериментирование, своеобразную игру в понятия, формулы и т.д. Отсюда – своеобразный эгоцентризм юношеского мышления: ассимилируя весь окружающей мир в свои универсальные теории, юноша, по словам Пиаже, ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться системам, а не системы – действительности.

     Концепция Пиаже получила широкое научное признание. Но социальный мир выступает у Пиаже главным образом как фон развития интеллекта, а умственные операции рассматриваются практические вне связи с предметной деятельностью ребенка, характером его общения и т.д.4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Из  выше рассмотренного можно сделать  вывод, что на формирование мышления и поведение современного подростка  большую роль оказывает множество  социальных факторов. Социальные факторы оказывают положительное так и негативное влияние. Положительно и отрицательно каждый социальный фактор рассматривать нельзя, так как подросток по индивидуальному адаптируется к определенной среде.

     Социальная  среда включает в себя:

     а) семья

     б) школа

     в) друзья

     г) информация телевидения и радио  и т.д.

     Поскольку мышление подростка строится на его  индивидуальности. Индивидуальность оказывается  в роли "фильтра" воспринимаемой информации поступающей из окружающей среды. Осознание получаемой информации, под воздействием индивидуальности подростка, является познавательным высшим процессом. Подросток в период формирования мышления и личности создает свое мировоззрение. Социальная среда также оказывает влияние на мотивы и цели жизни. К настоящему времени представление о постоянном коэффициенте интеллекта сильно поколеблено, и в научной психологии им практически не пользуются. С помощью метода тестов в возрастной психологии проведено очень много исследований, но они постоянно подвергаются критике за то, что в них всегда представлен усредненный ребенок как абстрактный носитель психологических свойств, характерных для большей части популяции соответствующего возраста, выявленных с помощью метода "поперечных" срезов.5

     При таком измерении процесс развития выглядит как равномерно возрастающая прямая линия, где все качественные новообразования скрыты. Заметив недостатки метода срезов для изучения процесса развития, исследователи дополнили его методом лонгитюдного ("продольного") изучения одних и тех же детей на протяжении длительного времени. Это дало некоторое преимущество - появилась возможность вычислить индивидуальную кривую развития каждого ребенка и установить, соответствует ли его развитие возрастной норме или же оно выше или ниже среднего уровня. Лонгитюдный метод позволил обнаружить на кривой развития переломные точки, в которых происходят резкие качественные сдвиги. Однако, и этот метод не свободен от недостатков. Получив две точки на кривой развития, все равно нельзя ответить на вопрос, что же между ними происходит. Этот метод также не дает возможности проникнуть за феномены, понять механизм психических явлений. Факты, добытые этим методом, могут быть объяснены различными гипотезами. Отсутствует необходимая точность в их интерпретации. Таким образом, при всех тонкостях экспериментальной методики, которые обеспечивают надежность эксперимента, стратегия констатации не дает ответа на главный вопрос: что происходит между двумя точками на кривой развития? На этот вопрос может ответить только стратегия экспериментального формирования психических явлений. Введением в детскую психологию стратегии формирования мы обязаны Л. С. Выготскому. Он применил свою теорию об опосредованном строении высших психических функций для формирования собственной способности запоминания.

     Генезис высших психических функций связан с употреблением знака двумя людьми в процессе их общения, без выполнения этой роли знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.

     Благодаря стратегии формирования психических  процессов удается проникнуть в суть психического развития. Но это не означает, что другими методами исследования можно пренебречь. Любая наука идет от феномена к раскрытию его природы. 

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1978, стр. 237-240.
  2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. -М., 1996. Стр200
  3. Выготский Л. С Собрание сочинений. Т.3, М , 1983, с. 641
  4. Гальперин П Я. Метод "срезов" и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления //Вопросы психологии, 1966, No 4.
  5. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 2001. Стр 300
  6. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии 1967 №2. Стр. 8-10.
  7. Калугина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001.стр 7
  8. Кулагина И.Ю. “Возрастная психология” Москва, 1998 г. стр 120
  9. Майерс, Социальная психология (6-е международное издание). учителя., М 1994.  Стр 54
  10. Немов Р.С., Общие основы психологии., М 1994. Стр40
  11. Обухов Л.Ф. Концепция Шана Плаже: за и против – М., 1981. (Интеллект: стр. 108-110).
  12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000.стр 150
  13. Общая психология – М., 1986 (мышление 322-330). Стр80
  14. Плаже Ш. Роль действий в формировании мышления // Вопросы психологии. 1965 №6 стр. 6.
  15. Поливанова К.Н. Психология возростных кризисов. – М., 2000. Стр 12
  16. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – М., 2001.стр40

Информация о работе Предмет и методы исследования возрастной психологии