Предмет и методы исследования возрастной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:15, контрольная работа

Описание работы

Возрастная психология - это одна из наиболее развитых отраслей современной психологии, теснейшим образом связанная с общей психологией, раскрывающей природу и закономерности психологической жизни человека.
Возрастная психология изучает особенности психологического развития человека в онтогенезе. Предметом её исследования является возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психологических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизни. Основные характеристики отраслей возрастной психологии: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека.

Работа содержит 1 файл

контр !!!!!!!!!!!))))))).doc

— 101.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

     ВВЕДЕНИЕ

     Возрастная  психология - это одна из наиболее развитых отраслей современной психологии, теснейшим образом связанная с общей психологией, раскрывающей природу и закономерности психологической жизни человека.

     Возрастная  психология изучает особенности  психологического развития человека в  онтогенезе. Предметом её исследования является возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психологических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизни. Основные характеристики отраслей возрастной психологии: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека.

     Из  курса общей психологии известно, что по мере усложнения человеческой деятельности и накопления научных  данных в структуре психологической  науки, как и других наук, идет непрерывный  процесс изменений, обусловленный различными, и, прежде всего социальными факторами. Эти изменения выражаются, с одной стороны, в дифференциации ее отдельных отраслей и направлений, с другой – в интеграции различных отраслей и направлений исследований как внутри данной науки, так и на стыке ее с другими, смежными науками. Возрастная психология, как более или менее обособленная отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX века, направлена на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни. Мера дробления возрастных периодов и их сравнительных характеристик последовательно возрастала. К настоящему времени, внутри самой возрастной психологии четко обозначились подразделы: психология дошкольника, психология младшего школьника, психология подростка, психология старшего школьника (или: ранней юности), психология взрослого человека и, наконец, психология преклонного возраста. Естественно, что если в рамках отдельного возрастного периода представляется возможным более детально выявить и проанализировать характеристики именно данного возраста, то общая возрастная динамика требует охвата ряда этапов, выявления сравнительных характеристик нескольких возрастных "срезов".

     С момента возникновения возрастной психологии (конец XIX-начало XX веков) рамки возрастных границ объекта исследований существенно раздвинулись.

     Исследования  психологии взрослых людей постепенно распространялись, с одной стороны, на юношей, подростков, младших школьников и затем дошкольников. Эти исследования позволили обнаружить ранее неизвестные потенциальные возможности детей, а главное – вскрыть те периоды жизни ребенка, которые наиболее благоприятны для развития различных функций, интеллектуальных возможностей, формирования нравственных качеств личности.

     В психологии давно известно, что обучение и воспитание – процесс единый и неделимый. Актуальностью является вопрос о том, как оптимизировать процесс гармонического развития личности, как и на каком этапе можно и нужно достигать максимального расцвета умственных способностей и нравственных качеств, развития эмоциональной и волевой сфер человека, остается пока далеко не решенным. Поиски решения этого вопроса – одна из важнейших задач современной возрастной и педагогической психологии.

     Цель  контрольной работы рассмотреть методы исследования в возрастной психологии.

     Задачи:

     - изучить предмет и метод исследование  в психологии психологического  развития:

     - раскрыть тему развитие возрастной  психологии в мире. 

 

     1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ, ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

     Предмет возрастной психологии

     Возрастная  психология это особая область психических  знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях личности людей разного возраста.

     Главный принцип – принцип развития психики  в деятельности, следовательно возрастную психологию нельзя представить вне развития (генезиса) вне развертывания.

     На  любой ступени исследований данная область никогда не выступает  как нечто неизменное.

     Предмет возрастной психологии – изучение и представление в виде научных  фактов и соответствующих научных теорий основных особенностей психологического развития людей, причем при их переходе от одного возраста к другому.

     В предмет изучения всегда включаются развернутые, научно обоснованные психологические характеристики индивидов из разных возрастных групп.

     Возрастная  психология отмечает два вида изменений  происходящих в человеке:

     основательные, качественные и стабильные качественные характеристики (изменения), которые  происходят в двух сферах – как  в психике, так и в поведении. Например, детей при их переходе из одной возрастной группы в другую.1

     Они, эти изменения:

     Охватывают значительные периоды жизни от нескольких месяцев (для младенцев), до нескольких лет (для индивидов старшего возраста).

     Зависят от постоянно действующих факторов:

     биологическое созревание;

     психофизиологического состояния организма;

     место ребенка в системе человеческих социальных отношений;

     достигнутый уровень интеллектуального и  мысленного развития.

     Медленные, количественные и качественные преобразования всегда связаны с эволюционным возрастными изменениями, как в психологии, так и в поведении индивида.

     Революционные изменения, более глубокие, происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Они приурочены и совпадают  со всеми кризисами возрастного  развития, которые возникают всегда на рубеже двух определенных возрастов, между относительно спокойно протекающими периодами других – эволюционных изменений психики и поведения.2

     Наличие кризисов возрастного развития и  соответствующих им революционных  преобразований психики и поведения – это и есть основание для разделения детства на периоды возрастного развития (на возраста).

     Третий  вид изменений – особый – он называется ситуационные изменения  – это такой особый признак  развития, который связан с влиянием конкретной сложившейся ситуации (в семье, в коллективе и обществе вообще).

     Ситуационные  изменения включают то, что происходит в психике и поведении ребенка  под влиянием организованного и  стихийного обучения и воспитания.

     Вывод: Первые два вида, то есть возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения очень устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления так как, однажды сформировавшись, остаются навсегда. Их функция – преобразование психологии человека как личности в сторону прогресса. Ситуационные – наоборот, очень неустойчивые, обратимы и предполагается, что их закрепление обязательно происходит в последующих упражнениях с помощью тренировки. Их особенность – они оставляют личность без видимых перемен и затрачивают лишь формы поведения – знания, умения, навыки. Все три описанных вида изменений являются первой составляющей предмета возрастной психологии.

     Вторая  составляющая предмета возрастной психологии.

     В блок изучения входят следующие проблемы:

     специфические сочетание психологии и поведения, обозначенные понятием возраст;

     в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него сочетание  психических и поведенческих  особенностей, которое за приделами  этого возраста уже никогда больше не повторяется;

     понятие возраст в психологии ассоциируется исключительно с особенностями психологии и психики, а также поведения, но не в коем случае не с количество прожитых лет;

     возрастные  особенности имеют даже познавательные процессы человека, так как общий  план развития психики непосредственно  влияет на восприятие, память, мышление и речь;

     любые характеристики возраста проявляются  прежде всего в особенностях личности, а именно в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения;

     понятие возраст, которое психологически верно  определено для данного периода времени – это основа для установления всех возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии;

     понятие возраст широко используется в тестах вместе со своими критериями в качестве точки отсчета, для установления планки (уровня) психологического развития ребенка в целом.

     Третья (главная) составляющая предмета –  движущие силы, условия и законы психологического и поведенческого развития человека.

     Движущие  силы – это те факторы, которые  определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические побудительные источники развития и всегда направляют его (развитие) в нужное русло.

     Законы  определяют общие и частные закономерности с помощью которых описывается  психологическое развитие человека. Опираясь на эти законы, развитием можно управлять.

     Методы  исследования в возрастной психологии

     Комплекс  методов исследования которыми пользуются исследуя процесс возрастного развития ребенка состоит из трех блоков и  соответствующих им методик. Одна треть  методов заимствована из общей психологии; Вторая треть методов – из дифференциальной психологии (сравнительной); Третья треть методов – из социальной психологии.

     Первая  треть методов – это методы, которые используются для изучения когнитивных (познавательных) процессов  с одной стороны и личности ребенка с другой, они обязательно адаптированы к данному возрасту ребенка и направлены на изучение важнейших психических функций: восприятие, внимание, память, мышление, речь и воображение.

     С помощью этих методов решаются задачи: извлекается исчерпывающая информация о возрастных особенностях в познавательных процессах детей, а также информация о преобразованиях этих процессов, происходящих при переходе ребенка из одного возраста в другой.

     Вторая  треть методов – это методы, которые используются для изучения индивидуальных и возрастных различий детей. Особое место занимает метод «Близнецов» – при помощи которого исследуются сходства и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами и делаются выводы, которые позволяют приблизится к решению проблемы номер один

     Третья  треть методов – это методы посредством которых исследуются  все межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми людьми в обществе. Они обязательно адаптированы к возрасту детей. Это адаптированные наблюдения, опрос, интервью, социометрические методы и социально психологический эксперимент. 

 

      2. РАЗВИТИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ В МИРЕ

     Развитие отечественной  возрастной психологии

     Задолго до возникновения детской психологии как самостоятельной науки вопросы познания психики ребенка, его обучения и воспитания занимали умы лучших представителей мировой культуры.

     В истории становления и развития возрастной и педагогической психологии в России видное место занимают труды  К.Д. Ушинского (1824-1871), великого русского педагога и психолога, посвятившего большое количество исследований психологии младшего школьника.

     В своих работах К.Д. Ушинский показал, какое значение в учебной деятельности имеют память, внимание, речь, мышление, чувства и другие психические процессы. Центральной психолого-педагогической проблемой ученый считал развитие мышления, от которого, по его мнению, зависит результат обучения.

     Заслуга К.Д. Ушинского состоит в том, что  на основе научных знаний, которыми располагали его современники, ученый сумел сделать не только психолого-педагогические выводы, но и выдвинул целостную психологическую концепцию человека.

     На  дальнейшее развитие возрастной и педагогической психологии оказала решающее влияние  Великая Октябрьская социалистическая революция. На повестку дня была поставлена задача осуществления общественного воспитания детей с раннего возраста.

     Большую роль в развертывании конкретных исследований по возрастной психологии и разработке объективных методов  изучения развития личности ребенка сыграли в этот период П.Ф. Лессафт, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев, Н.Н. Рыбников, Н.А. Сикорский и др.

     В 20-е-начале 30-х гг. в возрастной психологии были представлены как биологизаторское, так и социогенетические направления  и борьба за ее перестройку носила весьма острый характер. В декабре 1927 – январе 1928 г. состоялся Всероссийский психологический съезд, на котором критиковалось биологизаторское направление, а несколько позже и социогенетический подход к пониманию психики.

Информация о работе Предмет и методы исследования возрастной психологии