Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:15, контрольная работа
Возрастная психология - это одна из наиболее развитых отраслей современной психологии, теснейшим образом связанная с общей психологией, раскрывающей природу и закономерности психологической жизни человека.
Возрастная психология изучает особенности психологического развития человека в онтогенезе. Предметом её исследования является возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психологических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизни. Основные характеристики отраслей возрастной психологии: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Возрастная психология - это одна из наиболее развитых отраслей современной психологии, теснейшим образом связанная с общей психологией, раскрывающей природу и закономерности психологической жизни человека.
Возрастная психология изучает особенности психологического развития человека в онтогенезе. Предметом её исследования является возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психологических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизни. Основные характеристики отраслей возрастной психологии: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека.
Из курса общей психологии известно, что по мере усложнения человеческой деятельности и накопления научных данных в структуре психологической науки, как и других наук, идет непрерывный процесс изменений, обусловленный различными, и, прежде всего социальными факторами. Эти изменения выражаются, с одной стороны, в дифференциации ее отдельных отраслей и направлений, с другой – в интеграции различных отраслей и направлений исследований как внутри данной науки, так и на стыке ее с другими, смежными науками. Возрастная психология, как более или менее обособленная отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX века, направлена на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни. Мера дробления возрастных периодов и их сравнительных характеристик последовательно возрастала. К настоящему времени, внутри самой возрастной психологии четко обозначились подразделы: психология дошкольника, психология младшего школьника, психология подростка, психология старшего школьника (или: ранней юности), психология взрослого человека и, наконец, психология преклонного возраста. Естественно, что если в рамках отдельного возрастного периода представляется возможным более детально выявить и проанализировать характеристики именно данного возраста, то общая возрастная динамика требует охвата ряда этапов, выявления сравнительных характеристик нескольких возрастных "срезов".
С
момента возникновения
Исследования психологии взрослых людей постепенно распространялись, с одной стороны, на юношей, подростков, младших школьников и затем дошкольников. Эти исследования позволили обнаружить ранее неизвестные потенциальные возможности детей, а главное – вскрыть те периоды жизни ребенка, которые наиболее благоприятны для развития различных функций, интеллектуальных возможностей, формирования нравственных качеств личности.
В психологии давно известно, что обучение и воспитание – процесс единый и неделимый. Актуальностью является вопрос о том, как оптимизировать процесс гармонического развития личности, как и на каком этапе можно и нужно достигать максимального расцвета умственных способностей и нравственных качеств, развития эмоциональной и волевой сфер человека, остается пока далеко не решенным. Поиски решения этого вопроса – одна из важнейших задач современной возрастной и педагогической психологии.
Цель контрольной работы рассмотреть методы исследования в возрастной психологии.
Задачи:
-
изучить предмет и метод
-
раскрыть тему развитие
1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ, ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Предмет возрастной психологии
Возрастная психология это особая область психических знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях личности людей разного возраста.
Главный принцип – принцип развития психики в деятельности, следовательно возрастную психологию нельзя представить вне развития (генезиса) вне развертывания.
На любой ступени исследований данная область никогда не выступает как нечто неизменное.
Предмет возрастной психологии – изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих научных теорий основных особенностей психологического развития людей, причем при их переходе от одного возраста к другому.
В предмет изучения всегда включаются развернутые, научно обоснованные психологические характеристики индивидов из разных возрастных групп.
Возрастная психология отмечает два вида изменений происходящих в человеке:
основательные, качественные и стабильные качественные характеристики (изменения), которые происходят в двух сферах – как в психике, так и в поведении. Например, детей при их переходе из одной возрастной группы в другую.1
Они, эти изменения:
Охватывают значительные периоды жизни от нескольких месяцев (для младенцев), до нескольких лет (для индивидов старшего возраста).
Зависят
от постоянно действующих
биологическое созревание;
психофизиологического состояния организма;
место ребенка в системе человеческих социальных отношений;
достигнутый уровень интеллектуального и мысленного развития.
Медленные, количественные и качественные преобразования всегда связаны с эволюционным возрастными изменениями, как в психологии, так и в поведении индивида.
Революционные изменения, более глубокие, происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Они приурочены и совпадают со всеми кризисами возрастного развития, которые возникают всегда на рубеже двух определенных возрастов, между относительно спокойно протекающими периодами других – эволюционных изменений психики и поведения.2
Наличие кризисов возрастного развития и соответствующих им революционных преобразований психики и поведения – это и есть основание для разделения детства на периоды возрастного развития (на возраста).
Третий вид изменений – особый – он называется ситуационные изменения – это такой особый признак развития, который связан с влиянием конкретной сложившейся ситуации (в семье, в коллективе и обществе вообще).
Ситуационные изменения включают то, что происходит в психике и поведении ребенка под влиянием организованного и стихийного обучения и воспитания.
Вывод: Первые два вида, то есть возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения очень устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления так как, однажды сформировавшись, остаются навсегда. Их функция – преобразование психологии человека как личности в сторону прогресса. Ситуационные – наоборот, очень неустойчивые, обратимы и предполагается, что их закрепление обязательно происходит в последующих упражнениях с помощью тренировки. Их особенность – они оставляют личность без видимых перемен и затрачивают лишь формы поведения – знания, умения, навыки. Все три описанных вида изменений являются первой составляющей предмета возрастной психологии.
Вторая составляющая предмета возрастной психологии.
В блок изучения входят следующие проблемы:
специфические сочетание психологии и поведения, обозначенные понятием возраст;
в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него сочетание психических и поведенческих особенностей, которое за приделами этого возраста уже никогда больше не повторяется;
понятие возраст в психологии ассоциируется исключительно с особенностями психологии и психики, а также поведения, но не в коем случае не с количество прожитых лет;
возрастные особенности имеют даже познавательные процессы человека, так как общий план развития психики непосредственно влияет на восприятие, память, мышление и речь;
любые характеристики возраста проявляются прежде всего в особенностях личности, а именно в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения;
понятие возраст, которое психологически верно определено для данного периода времени – это основа для установления всех возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии;
понятие возраст широко используется в тестах вместе со своими критериями в качестве точки отсчета, для установления планки (уровня) психологического развития ребенка в целом.
Третья (главная) составляющая предмета – движущие силы, условия и законы психологического и поведенческого развития человека.
Движущие силы – это те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические побудительные источники развития и всегда направляют его (развитие) в нужное русло.
Законы определяют общие и частные закономерности с помощью которых описывается психологическое развитие человека. Опираясь на эти законы, развитием можно управлять.
Методы исследования в возрастной психологии
Комплекс методов исследования которыми пользуются исследуя процесс возрастного развития ребенка состоит из трех блоков и соответствующих им методик. Одна треть методов заимствована из общей психологии; Вторая треть методов – из дифференциальной психологии (сравнительной); Третья треть методов – из социальной психологии.
Первая треть методов – это методы, которые используются для изучения когнитивных (познавательных) процессов с одной стороны и личности ребенка с другой, они обязательно адаптированы к данному возрасту ребенка и направлены на изучение важнейших психических функций: восприятие, внимание, память, мышление, речь и воображение.
С помощью этих методов решаются задачи: извлекается исчерпывающая информация о возрастных особенностях в познавательных процессах детей, а также информация о преобразованиях этих процессов, происходящих при переходе ребенка из одного возраста в другой.
Вторая треть методов – это методы, которые используются для изучения индивидуальных и возрастных различий детей. Особое место занимает метод «Близнецов» – при помощи которого исследуются сходства и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами и делаются выводы, которые позволяют приблизится к решению проблемы номер один
Третья
треть методов – это методы
посредством которых
2. РАЗВИТИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ В МИРЕ
Развитие отечественной возрастной психологии
Задолго
до возникновения детской
В истории становления и развития возрастной и педагогической психологии в России видное место занимают труды К.Д. Ушинского (1824-1871), великого русского педагога и психолога, посвятившего большое количество исследований психологии младшего школьника.
В своих работах К.Д. Ушинский показал, какое значение в учебной деятельности имеют память, внимание, речь, мышление, чувства и другие психические процессы. Центральной психолого-педагогической проблемой ученый считал развитие мышления, от которого, по его мнению, зависит результат обучения.
Заслуга К.Д. Ушинского состоит в том, что на основе научных знаний, которыми располагали его современники, ученый сумел сделать не только психолого-педагогические выводы, но и выдвинул целостную психологическую концепцию человека.
На
дальнейшее развитие возрастной и педагогической
психологии оказала решающее влияние
Великая Октябрьская
Большую роль в развертывании конкретных исследований по возрастной психологии и разработке объективных методов изучения развития личности ребенка сыграли в этот период П.Ф. Лессафт, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев, Н.Н. Рыбников, Н.А. Сикорский и др.
В
20-е-начале 30-х гг. в возрастной психологии
были представлены как биологизаторское,
так и социогенетические
Информация о работе Предмет и методы исследования возрастной психологии