Правовое государство: сущность и основные черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество. В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724-1804гг.) , французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола) , должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

Содержание

1. Понятие и признаки правового государства.

2. Система разделения властей в правовом государстве.

3. Верховенство закона.

4. Права и свободы человека в системе ценностей.

5. Взаимная ответственность личности и государства.

6. Практика становления правового государства в России.

Работа содержит 1 файл

Правовое государство.docx

— 48.56 Кб (Скачать)

В закреплении основ  правового положения человека и  гражданина большое значение имеет  Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным  советом РСФСР 22 ноября 1991г. Декларация закрепляет новое важное положение: общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют  преимущества перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации.

Права и свободы  человека и гражданина также закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (ст. ст. 2,6-8,13-14, а также  полностью глава 2 - права и свободы  человека и гражданина ст. ст. 17-64) . Часть 3 ст. 55 гласит: "Права и свободы  человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом  только в той мере, в какой это  необходимо в целях защиты основ  конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечения обороны  страны и безопасности государства. " А статья 56 Конституции Российской Федерации не допускает возможности ограничения ряда важнейших прав человека и гражданина даже в условиях чрезвычайного положения (право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, право на жилище, право на возмещение государством вреда, причиненного государственными органами или их должностными лицами.

Статья 2 гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. " Статья 17 закрепляет положение о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются  права и свободы человека и  гражданина согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права. В  соответствии со ст. 17 права и свободы  человека неотчуждаемы и принадлежат  каждому от рождения, являются непосредственно  действующими (ст. 18) . Это означает, что государственные и судебные органы, должностные лица в своей  деятельности непосредственно руководствуются  и применяют нормы Конституции. На основании статьи 80 Конституции  Российской Федерации Президент  Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент Российской Федерации  вправе приостанавливать действие актов  органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим  судом (часть вторая статьи 85 Конституции) .

В Российской Федерации  все равны перед законом и  судом. Конституцией провозглашается  недопустимость использования прав и свобод для посягательства на конституционный  строй, права и свободы других лиц, недопустимость лишения человека прав и свобод и их ограничения.

Значительное внимание уделено в Конституции личным, гражданским и политическим правам, а также гарантиям этих прав. Право частной собственности охраняется законом (ст. 35) . Закрепляется право частной собственности на землю (ст. 36) , а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34) , что обеспечивает создание надежной конституционной базы для продвижения экономической реформы, стабильного развития рыночной экономики.

Статья 46 Конституции  Российской Федерации гласит: "1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения  и действия (или бездействие) органов  государственной, власти, органов местного самоуправления, общественных объединений  и должностных лиц могут быть обжалованы в суд... ". Конституцией Российской Федерации гарантируются: право на получение квалифицированной  юридической помощи (ст. 48) , право  обвиняемого на рассмотрение его  дела судом с участием присяжных  заседателей (ст. 47) ; право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ст. 50) . Существуют и другие декларируемые Конституцией Российской Федерации гарантии прав и свобод человека.

Среди ряда уже ранее  названных особенностей права современного гражданского общества нужно выделить то, что права и свободы человека не только все более становятся целью  законодательства и направлений  правовой политики, но и прямо включаются в содержание правового регулирования  как непосредственный критерий при  определении правомерности того, или иного поведения, предмет  судебной защиты. Отсюда, возможность обжалования государственных актов в международных правосудные органы в случаях, когда, по мнению заявителя, ущемляются права человека.

Каждому гарантируется  судебная защита его прав и свобод. Эта защита обеспечивается не только наличием в Конституции общего положения (ст. 46) , но и специальным закреплением в ряде статей указаний на судебную защиту важнейших прав и свобод - права на тайну переписки (ст. 23) , неприкосновенность жилища (ст. 25) , права частной собственности (ст. 35) . Более того, статья 46 гарантирует и международно-правовую защиту прав и свобод человека путем обеспечения гражданам возможности обращаться, в случае необходимости, в межгосударственные правозащитные органы.

В Российской Федерации  гарантируется государственная  защита прав и свобод человека и  гражданина, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45) . Решения  и действия (или бездействие) органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц  могут быть обжалованы в суд (ст. 46) . Никто не может быть лишен  права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47, ч. 1) . При этом Конституция впервые вводит в судебную практику новый институт - присяжных заседателей. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ст. 123, ч. 4) .

В реальной жизни  повсеместно нарушаются права и  свободы граждан (и не только в  нашей стране, а во всем мире) , это выражается в: нарушении международных актов, относящихся к правам народов, нарушении правового равенства граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов. В России отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права и свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни нередко происходит вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод.

Ежедневно в мировом  сообществе происходят массовые нарушения  прав и свобод человека - это преступления геноцида, различные способы расовой  дискриминации, преступления апартеида, военные преступления, а также  преступления против человечества.

ВЗАИМНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА.

Взаимная ответственность  личности и государства - неотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве  признается только ответственность  гражданина перед государством. Оно  как бы дарует ему права и свободы  и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, делается акцент на ответственности государственных  органов и должностных лиц  перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта ответственность  обретает реальный характер только при  наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения  к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан  и предусматривающих жесткие  санкции за это (. ст. ст. 41 ч. 3,52,53 Российской Федерации) .

Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан  является конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны  обеспечить каждому возможность  ознакомления с документами и  материалами непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. ст. 33,45 часть 2 Конституции Российской Федерации) . Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов (ст. ст. 57,58,59 Конституции Российской Федерации) .

ПРАКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ  ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ.

"Сейчас завершается  важный этап преобразования России  в демократическое государство.  На основе Конституции формируется  демократическая система власти" Б. Н. Ельцин. Реальные демократические  преобразования в праве начались  со второй половины 80-х годов  в годы перестройки, особенно  после поражения августовского  (1991г.) путча. Получил общее признание  принцип "правового государства", были отменены репрессивные, иные  реакционные институты и положения,  стали развиваться демократическое  законодательство, система правосудия (созданы Конституционный суд  Российской Федерации, Высший  арбитражный суд Российской Федерации) . В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

В качестве одной  из важнейших задач, связанной с  формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты  очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего  развития нашего государства как  демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о  собственности, Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.

В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала  однопартийная система, которая  исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных  партий. Официальной, государственной  идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма) , многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной  и политической жизни нашего общества, является уровень политической и  правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился  в последнее время не только у  граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства.

Сейчас на территории распавшегося СССР происходят сложные  процессы в развитии государства  и права - становление в новых "независимых государствах" государственных  и правовых систем, соответствующих  требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более  осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический  и социальный кризис, существенно  отразившийся на уровне жизни людей  и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

Суровая закономерность, а может быть трагическая неизбежность в том, что человеческая природа  и социальная жизнь все еще  далеки от совершенства. Реалистичнее не мечтать о полном искоренении  зла, а стремиться к его ограничению. В том числе и с помощью  создания правового общества. Более  того, возможно ли это совершенство? Естественно нет, ибо такова природа  человека.

На данный момент нет альтернативы правовому государству, если мы принимаем общечеловеческую систему ценностей, в основе своей  христианскую. Впрочем, насчет общечеловеческой - явное преувеличение, не следует забывать об мусульманских государствах, где существует религиозная система права. Поэтому скажем так: На данный момент не существует альтернативы правовому государству, если мы принимаем систему ценностей западной цивилизации.

Список используемой литературы:

1. Современное государство  и право. Вопросы теории и  истории 1992г. Владивосток: В.  П. Федоров - Современные идеи  правового государства, В. И.  Дымченко О соотношении законности и правового государства, Т. А. Гуменюк - О едином правовом пространстве как условии формирования правового государства.

2. Коваленко А.  И. Теория государства и права,  Москва 1994г. 

3. Коваленко А.  И. Правовое государство: концепции  и реальность, Москва 1993г. 

4. С. С. Алексеев - Государство и право, 1993г. Юридическая  литература.

Информация о работе Правовое государство: сущность и основные черты