Правовое государство: сущность и основные черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество. В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724-1804гг.) , французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола) , должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

Содержание

1. Понятие и признаки правового государства.

2. Система разделения властей в правовом государстве.

3. Верховенство закона.

4. Права и свободы человека в системе ценностей.

5. Взаимная ответственность личности и государства.

6. Практика становления правового государства в России.

Работа содержит 1 файл

Правовое государство.docx

— 48.56 Кб (Скачать)

Правовое  государство: сущность и основные черты  

 

ПЛАН.

1. Понятие и признаки  правового государства. 

2. Система разделения  властей в правовом государстве. 

3. Верховенство закона.

4. Права и свободы  человека в системе ценностей. 

5. Взаимная ответственность  личности и государства. 

6. Практика становления  правового государства в России.  

 

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.

Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о совместимости государства  с правом. Правовое государство - это  продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового  государства. Хотя, как полагают некоторые  юристы, идея правового государства  уходит своими корнями в античное общество. В основе современных концепций  правового государства лежат  идеи немецкого философа Канта (1724-1804гг.) , французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола) , должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

Концепция правового  государства у И. Канта сводятся к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов  выступает практический разум, или  свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности  перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству" и "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом"; правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или "государство в идее, такое, каким оно должно быть" обязано сообразовываться "с чистыми принципами права"; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к  тому, что формы правления, формы  государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме  государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния. Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVШ-ХХ вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и государства, доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом "дозволено все, что не запрещено законом", установление реальных гарантий прав и свобод личности.

Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического развития. Еще несколько лет назад словосочетание "правовое государство" привычно ассоциировалось с теми разделами  университетского курса, где критиковались  различные модификации западных доктрин с аналогичным названием и провозглашалось "социалистическое правовое государство". Вызывает сомнение научная осмысленность самого сочетания "социалистическое правовое государство". Прилагательное "социалистический" указывает на господствующую форму собственности и на определенную идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима от мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового государства уже подразумевает антисоциалистичность, т.е. частную собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве делается попытка не только возродить идею правового государства, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым.

Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором  хотя и важных, но все же внешних  характеристик (связанность государства  правом, разделение властей, наличие  конституции) , определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, - и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть государства правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его.

В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция  правового государства является социальной ценностью всего человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество. Гражданское  общество - система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных  и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в  ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство - лишь форма гражданского общества. В антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность, общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданные. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не только "гражданственность", известную степень политической свободы, но и "буржуазность", т.е. экономическую независимость человека, возможность получить доход не из рук государства.

Развертывание всего  комплекса институтов государства  в демократическом обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии, необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках, включая исполнительную власть.

В основе правовой экономики  лежит принцип "от каждого по способностям - каждому по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда  и потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует  возродить ряд свобод:

1) открыть простор  всем видам собственности; 

2) заменить административные  приказы договорами, основанными  на равенстве сторон,

3) сделать главенствующим  принцип "разрешено все, что  не запрещено",

4) обеспечить эквивалентный  характер обмена,

5) утвердить равноправие  и добросовестность в выборе  партнера,

6) не ограничивать  инициативу и предприимчивость. Правовая экономика и гражданское  общество - переход от распределительного  общества к рыночному - это глубинные, сущностные предпосылки формирования правового государства.

Правовое государство - это государство, обслуживающее  потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности  обмениваемых благ, на фактическом  соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу  и безопасность, ибо духовным фундаментом  его является признание прав человека.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым  судом, где признаются и гарантируются  права и свободы человека и  где в основу организации государственной  власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и  судебной властей.

Современное правовое государство - это демократическое  государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно  или через представителей) . Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п. Признаки правового государства:

1. Верховенство закона  во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность органов  правового государства базируется  на принципе разделения властей  на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность  личности и государства. 

4. Реальность прав  и свобод гражданина, их правовая  и социальная защищенность.

5. Политический и  идеологический плюрализм, заключающийся  в свободном функционировании  различных партий, организаций, объединений,  действующих в рамках конституции,  наличии различных идеологических  концепций, течений, взглядов.

6. Стабильность законности  и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления  правового государства, видимо, можно  отнести следующие:

- преодоление правового  нигилизма в массовом сознании;

- выработка высокой  политико-правовой грамотности; 

- появление действенной  способности противостоять произволу; 

- разграничение партийных  и государственных функций; 

- установление парламентской  системы управления государством;

- торжество политико-правового  плюрализма;

- выработка нового  правового мышления и правовых  традиций, в том числе: 

а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;

в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;

г) выход юридической  науки из самоизоляции и использование  общечеловеческого опыта. Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена  любым проявлениям огосударствления. Отторжение правовой государственности  возможно по двум каналам: государственно-властному  и законодательному. К политическим рычагам могут рваться различные  перерожденческие антиправовые структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая олигархия - реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия демагогически-популистские силы) .

Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических  прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство как и всякое государство обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

Информация о работе Правовое государство: сущность и основные черты