Православие и экология

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:38, реферат

Описание работы

Целью моего реферата является рассмотрение экологического кризиса с точки зрения православия.
Я хочу обратить внимание человечества на всю деятельность, которую мы совершаем не во благо, а во зло!
Само время призывает людей пересмотреть свое отношение к природе.

Работа содержит 1 файл

православие и экология.doc

— 75.00 Кб (Скачать)


Донецкий Национальный Технический Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по философии

на тему:

«Православие и экология»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Ст.гр. МВС08-а

Коротун А.С.

Проверила:

Чернышова А.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк 2009

 

Целью моего реферата является рассмотрение экологического кризиса с точки зрения православия.

Я хочу обратить внимание человечества на всю деятельность, которую мы совершаем не во благо, а во зло!

Само время призывает людей пересмотреть свое отношение к природе.

Часто выполняя, некоторые действия мы думаем, что это правильно, что мы совершенствуем окружающий мир, природу. Однако мы глубоко заблуждаемся, т.к. не вникли в суть проблемы настолько глубоко, насколько она того заслуживает и требует.

Ориентация на мировоззренческий характер экологических проблем, понимание того, что экологический кризис есть лишь следствие, внешнее проявление кризиса духовного; в этом случае акценты в проблеме смещаются в сторону духовно-нравственных аспектов.

Время идет быстро. Христианское богословие напоминает ученым, правительствам и религиям всего мира, что мы должны быть реалистичны, помнить, что у осквернения земли есть и нравственное измерение. Безоглядное использование всех достижений науки и техники, постепенное истощение озонового слоя, промышленные отходы, истребление полезных ископаемых, безудержное сведение лесов, использование гербицидов и вредных химикатов — все это результат человеческой греховности.

Моя задача доказать, что охрана природы – это часть христианского вероучения, а также раскрыть пути решения экологических проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Введение.

2.Охрана природы как часть христианского вероучения.

3. Экология православных монастырей.

4. Православная Церковь о путях решения экологических проблем.

5. Список использованной литературы.

 

 


1.Введение.

Человек – царь природы, владыка всего. Что же это значит? Поняв власть не как любовь к подданным, не как тяжелейшее бремя забот об их благоденствии, а как возможность неограниченного потребления природных ресурсов, «преобразования» мира, «завершения» дела Творца, наслаждения самой властью как таковой.

Такой подход имел следствием обоснование либерального мировоззрения: примата личности перед религией, обществом, государством, собственным этносом, окружающей природной средой. Все это во всевозрастающем масштабе в наше время выливается в крайний эгоизм, так называемые самоутверждение и самореализацию, приводящие к духовному разложению и усугублению глобального экологического кризиса, грозящего перерасти в катастрофу – необратимое разрушение биосферы.

Какой же выход?

Христианство предлагает нам обратиться к «добровольному самоограничению». Мы должны ограничить некоторые из наших возможностей ради блага земли и ради блага наших душ. Выражение «добровольное самоограничение» напоминает о великих святых и подвижниках древней Церкви, которые шли именно таким путем, не потому что они отрицали жизнь, а, напротив, чтобы через аскетизм утвердить жизнь. Иными словами, экологический грех заключается не только в осквернении земли через уничтожение лесов, накопление промышленных отходов, истребление нефти и газа. Подвижники веры учат нас, что природа отравлена и разрушается нашей человеческой слабостью, греховностью человеческой природы, которая неотделима от природы Земли, потому что все мы части творения Божия. Жития святых учат нас, что творение Божие разрушается корыстолюбием, жадностью, обжорством, гордыней и всеми разрушительными страстями человеческими.

 

 

 

2.Охрана природы как часть христианского вероучения.

Мироощущение христианина отличается особым восприятием окружающей природы. Для верующего природа – одно из ярчайших видимых свидетельств любви, мудрости и всемогущества невидимого Творца, что само по себе придает ей ценность. Сравнивая сегодня уголки первозданной природы, которых становится все меньше, с местами, измененными человеком, мы видим, как безответственно человек отнесся к Божьему дару. “Земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет”. По вине человека “вся тварь совокупно стенает и мучится”.

Природа – это великая книга, наряду с Библией открывающая истину. Но любящие знания читатели обычно бережно обращаются с книгами! Сотворенная Богом природа не мастерская, а храм, и это побуждает христианина поклониться ее Создателю и с любовью относиться ко всему, что ее составляет, следуя нормам экологической этики.

Наши грехи и есть истинные губители природы. Вот исток экологического кризиса — наши грехи. Святые отцы говорят нам, что мы все страдаем от первородного греха самолюбия. Как нам избавиться от этого зла? Выкорчевать самолюбие можно лишь через добровольное самоотречение, постоянное изменение нашего поведения в направлении освобождения своего «я» от порабощения теми вещами и технологиями, которые разрушают зеленые поля Земли из-за социально-экономической системы, порожденной самолюбием.

1. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Сб. /Сос. Л.И.Василенко, В.Е.Ермолаева. – М.: Прогресс,1990. – 256 с.

Христианство - одна из мощных и влиятельных мировых религий, е сторонников насчитывается в мире 1,4 миллиарда. Христианство учит, что цель жизни не состоит в максимальном потреблении. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит. Завет - Возлюби своего ближнего, по-видимому, включает всех ближних животных и растения тоже. Природа, обильная своими видами, является чудесной землей, чудом. В библейских писаниях сказано Достойны похвалы, о Господи, твои земные и морские чудеса и все глубины, и огонь и град, и мороз, штормовой ветер, которые подчиняются Твоим велениям Горы и холмы, плодовые деревья и недра Звери и скотина, ползущие твари и птицы. Святой апостол Павел говорил Всякое творение Божие хорошо и природу следует уважать и беречь, так как она - творение бога. Природа - творение божие, а, значит, имеет божественную ценность. А ко всему, что принадлежит богу, христианство учит относиться с глубокой осторожностью и любовью. Христианин должен питать те же чувства к природе, которые были во Христе. Мы должны любить природу, мы должны видеть, чувствовать в ней творца. Библия призывает поклоняться творцу, беречь его творения. Только один человек создан по образу бога. Это может быть воспринято как придающее человеку уникальную ответственность за все живое на земле.

Вот почему нам нужно уважать всякую тварь, не убивать, не разрушать. Блаженны также те, кто любит животных. Каждое существо возлюблено Им и исполнено достоинства и славы. Все живое сотворено Христом и Христос пребывает с нами везде - всегда и поныне до скончания века. Любовь к природе и забота о ней - это естественная часть деятельной любви ко Христу. Один из влиятельных отцов латинского христианства святой Фома Аквинский считал, что даже самое незначительное творение существует как благородное и значительное. Он писал Каждое творение существует для собственного блага и совершенствования... Вся Вселенная со всеми ее частями является священной по отношению к Богу. Мало кому известно изречение Святого писания: «Добродетельный человек чтит жизнь животного». На человеке лежит долг заботиться о всем творении и потому всякий вред, без нужды нанесенный животному и даже растению, противоречит закону благодати. Потерявший благодать не воспринимает красоты мира и ничему не удивляется. Хотя христианство не признает священности природы как таковой, на местах, под воздействием местных традиций и языческих религий, допускается культ священных природных объектов. В Украине, России, Белоруссии на протяжении веков поощряли почитание и сбережение священных криниц. Нередко христианские священники сами освящают такие источники.

2.Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета//; разд. 7, гл 2-7; часть 2, разделы IV-VIII],с.364.

 

 

3.ЭКОЛОГИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ МОНАСТЫРЕЙ

После Ренессанса европейское общество, использовав выработанные христианской культурой формы, обмирщив их, добилось решающих успехов в материальной стороне цивилизации. Человечество поставило эти формы на служение своим идолам, выпустило на волю джинна в социальных процессах. Не в последнюю очередь это проявляется в отношениях общества с природой. Восстановление утерянного равновесия и гармонии между человеком и космосом, безусловно, надо начинать с пересмотра духовных основ. Для этого необходимо научиться видеть новые грани традиционной христианской культуры, в том числе такого важного ее элемента, как монашество. Экологический кризис, с христианской точки зрения, означает доведение до предела порождаемого человеческой греховностью разлада вселенской гармонии. Поэтому преодоление этого кризиса связано с возможностью так или иначе преодолеть человеческую греховность. Вспомним, что по Библии после адамова греха следующей ступенью человеческого падения было братоубийство, совершенное Каином. Здесь вспоминается не только тот факт, что экологический кризис имеет своим основанием технизированную цивилизацию и урбанизацию, безмерный рост городов и их населения, сопровождаемые все более широким развертыванием потребительского образа жизни.

Путь монаха уводил прочь от мира. Это было бегство от людей, из гнетущей общественной среды, присвоившей себе христианскую атрибутику, но, как и в языческое время, исполненной вопиющей несправедливостью, насилием, развратом и лицемерием. Здесь можно видеть момент социального протеста, однако это был не путь классовой борьбы - разновидности каинова греха, хотя бы, как в сектах хилиастов, под благовидными знаменами царства Божия на земле. Это был путь полного самоотречения - тем более, отрешения от видимого, природного бытия. И все-таки, как мы увидим, именно через это отрицание становилось возможным прийти к новому утверждению, обновленному союзу человека с миром. Уходя в уединение ради совершенного исполнения евангельских заповедей, первые монахи не думали ни о каком социальном строительстве или тем более собственном общественном статусе - почетном ангельском чине. Побуждения монахов-первопроходцев столь ясны и непритязательны, что это кажется совершенно неправдоподобным на взгляд нашего умудренного века. Но воздвижение града Божьего на земле стало возможным только благодаря такому простодушному деланию. Первоустроителям монашества казалось, что достижение цели спасения невозможно без избавления от всего земного. Поэтому естественным был полный отказ от мира, телесная аскеза и безбрачие. Святые отцы полагали свою опору лишь в мире потустороннем, отвергая ради любви к Богу всякую привязанность к бренному бытию. Само слово монах, в переводе с греческого - уединенный. На Руси монахов называли иноками. Иноки - иные, живущие по иному, чем остальные люди. Все первые монахи были анахоретами - отшельниками. Их именовали также еремитами- пустынниками, что свидетельствует о характере выбиравшихся ими для жительства местностей. Отшельники удалялись в места пустынные - по экологическим категориям, это полупустыни или микрооазисы среди настоящих иссушенных и раскаленных пустынь. За идеал брались образы пророка Илии и Иоанна Крестителя. В пустынножительстве нельзя видеть какой-то эстетический порыв селиться на диких, экзотических пространствах. Стремление сюда определялось просто необходимостью покидать приспособленные для жизни густонаселенные территории и мир, который во зле лежит, чтобы остаться наедине с Богом. Сами по себе пустынные места - это образ неприветливой, отчужденной от человека и попросту грозной природы. Это отчасти и символ пустой, непроходной и безводной земли человеческой души, находящейся в отлучении от Бога через страсти - пороки и греховные привычки. В таких местах отшельникам являются в жутком виде демоны, искушающие их. В пустыне водятся львы, гнездятся скорпионы и змеи, представляющие постоянную угрозу жизни. Здесь обретаются также чудовищные драконы - может быть, не только как призрачные наваждения, ибо жития повествуют о них во вполне реалистической манере, как о чем-то само собой разумеющемся. Вражью силу отшельники побеждают духовным подвигом. Почти буквально воплощая стих псалма 90.13, они на аспида и василиска наступают, попирают льва и дракона. Впрочем, что касается львов, это выражение не оправдывается. С этими хищниками и другими зверями отшельники обращаются исключительно дружелюбно. Примеры чего многократно приводятся в житиях. В окружающем же скудном и диком мире пустынники находят не только образ отчуждения, но и первобытную красоту. В ней легче, чем под покровом дела рук человеческих, узреть проявление Бога - зиждителя твари. Обитание в местах необитаемых было возможно только для небольшой части монашества. Сами по себе незаселенные территории, которые могли быть хоть как-то приспособлены для жизни, были уже в то время достаточно ограничены. По мере роста числа людей, увлеченных примером пустынников, подобные области вскоре превращались в относительно населенные. Начинала появляться и необходимость в руководстве многочисленной неопытной братией, вступавшей на монашеский путь. Так стали образовываться монашеские общины.

Главные обеты монаха, наряду с целомудрием, составляют, как известно, совершенная нестяжательность и послушание. Экология входит в орбиту монастырского бытия не как программная идея, а совершенно естественным путем. Основная цель монашеской общины - равным образом, лавры или киновии - создание своеобразного органичного мира, в котором совместное бытие братии соразмерно духовному устроению каждого из них.

3.Круть И.В., Забелин И.М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества. – М.: Наука,1988.-415 с.

4.Православная церковь о путях решения экологических проблем.

              Церковь открыта для активного сотрудничества с природоохранными организациями и образовательными учреждениями в природоохранной и этико-просветительской работе.

Самое действенное участие Церкви в сохранении окружающей среды состоит в соответствующем духовно-нравственном просвещении людей. “Научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам” - поручил Христос своим ученикам. Такое просвещение осуществляется как в проповедовании, так и в личном свидетельстве верующих.

Разъяснение норм экологической этики может проводиться в субботних школах (особенно детских), во время молодежных походов, в христианских лагерях и иных собраниях на лоне природы. В церковных учебных заведениях образовательные программы должны включать экологический компонент и обеспечиваться необходимыми методическими материалами. Издание духовной литературы (как для детей, так и для взрослых), освещающей взаимоотношения человека с природой и Творцом, также содействует развитию бережного отношения к природе у людей верующих и ищущих Бога. Важнейшую же роль в экологическом воспитании играет семья. Способствуя укреплению семей и распространению духовности, Церковь призвана внести свои уникальный вклад в формирование экологической культуры широких слоев населения, не охваченных другими формами эколого-просветительской работы.

Принимая природоохранный принцип “Думай глобально, действуй локально”, Церковь поощряет (но не контролирует) личное участие своих членов в деле охраны природы. Само же природоохранное служение понимается как особая форма благотворительности – помощь бедствующим творениям. Некоторые благотворительные программы Церкви вносят определенный вклад в решение проблем утилизации отходов и снижение потребления. Так, в большинстве общин действует система вторичного использования одежды для помощи нуждающимся и терпящим бедствия. Общины, имеющие свои здания, должны заботиться об озеленении и благоустройстве прилегающих территорий. Места собраний на лоне природы необходимо содержать в чистоте и, насколько возможно, благоустраивать. Посадка деревьев может ознаменовывать памятные для верующих событих, а установка в местах поклонения искусственных гнездовий не только поможет защитить насаждения от вредителей, но и присовокупит к хвале человеческой пение птиц. Церковь одобряет и поддерживает выявление и охрану ценных природных объектов и территорий (деревьев-долгожителей, пещер, родников, местообитаний редких видов животных и растений и др.), но не рассматривает их как наделенные сверхъестественной силой – язычество и христианство. Уже то, что Господь есть Податель жизни, достаточно для сохранения разнообразия Его творений.

Информация о работе Православие и экология