Познавательные психологические процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 09:57, контрольная работа

Описание работы

По виду раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические, кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.
По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистантную и контактную рецепцию.

Содержание

Познавательные психологические процессы
Ощущения
Восприятие
Представление
Воображение
Память
Мышление
Речь
Внимание

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 42.08 Кб (Скачать)

    Воображение так же можно соотнести с волевой  организацией личности, если это воображение  действенно. 

  1. Память
 

Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения.

    Как видно из определения, в памяти можно  выделить четыре основных процесса. Нередко  память сравнивают с элементарной техникой, например с магнитофоном. Наши органы принимают информацию, и мозг производит ее запись в виде биохимических изменений  в составе клетки, в виде электрических  импульсов и т.д. Это процесс  запоминания — процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений.

        Образы, слова, впечатления должны удерживаться, законсервироваться, остаться: в психологии памяти этот процесс так и называют — сохранение. Процесс сохранения — это процесс активной переработки, систематизации, обобщения полученного материала и овладение им.

    В магнитофоне мы закладываем кассету, нажимаем на нужные клавиши, и записанная когда-то музыка снова зазвучала. Процессы узнавания и воспроизведения  — это процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними состоит в том, что узнавание  происходит при повторной встрече  с объектом, а воспроизведение  — в отсутствие объекта.

    Сочтем  ли мы магнитофон исправным, если он не будет стирать с ленты записи, которые уже отслужили? В памяти тоже есть такой очистительный, а  может быть и разрушительный процесс  — процесс забывания.

    Часто о качестве памяти судят только по процессу воспроизведения. Желательно, чтобы оно было точным и своевременным. Желательно, чтобы информация выдавалась тогда, когда в ней появилась  нужда. За это ответственна готовность памяти. Чего стоят сетования ученика, который уверяет, что после экзамена он все вспомнил. Дорога ложка к  обеду!

    К запоминанию можно предъявить такие  требования: запоминать можно быстро и медленно, много и мало, —  лучшей будет считаться память того, кто запоминает быстро и много. К  сохранению предъявляются требования — хранить надежно, долго и  без потерь.

    Так что же такое «хорошая» память? Это память, которая может быстро и много запоминать, долго и  качественно хранить, точно и  восремя воспроизводить. Что толку долго хранить, если потом некачественно воспроизводить?

Виды  памяти.

    Прежде  всего, необходимо сказать о том, что различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную.

    Генетическая (наследственная) память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма, врожденные формы поведения (инстинкты). Вся информация генетической памяти хранится в клетках ДНК, причем в каждой клетке организма находится вся наследственная информация.

    Прижизненная  память — это хранилище информации, полученной с момента рождения и до момента смерти. Она существенно зависит от внешних условий. Один из видов прижизненной памяти — запечатлевание, — является как бы промежуточным звеном между генетической и прижизненной памятью. Это форма памяти проявляется только в ранний период развития, сразу после рождения. То, что было запомнено с помощью запечатлевания, сохраняется в памяти так же долго, как и наследственная информация.

    Некоторые специалисты выделяют память внутриутробного  периода. Над этим вопросом работают многие психологические школы, но грамотного научного обоснования мы с вами пока не получили.

6.Мышление

Виды  мышления.

    Различные виды мышления развиваются одно за другим в процессе возрастного развития человека. Появление нового стиля  мышления автоматически поднимает  человека на новую ступень развития.

  1. Предметно-действенное мышление — предполагает опору на конкретные действия с предметами, т.е. мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Это наиболее ранний (развивается в детском возрасте) вид мышления.
  2. Наглядно-образное мышление — опирается на восприятие и представление, образы. Содержание данной мыслительной задачи основано на образном материале.
  3. Словесно-абстрактное (словесно-логическое) мышление — осуществляется понятиями, лишено непосредственной наглядности, т.е. мыслительная задача решается в вербальной (словесной) форме.

    Все виды мышления тесно взаимосвязаны  друг с другом. У каждого человека в определенной мере развиты все  виды мышления, но какой-то вид всегда преобладает. Будем считать, что  наиболее развитой будет мыслительная организация человека, у которого ведущим является словесно-абстрактное  мышление.

Качества  мышления.

    Различия  в мыслительной деятельности людей  проявляются также в разнообразии качеств ума.

    Качества  ума — это те свойства личности, которые устойчиво характеризуют  его мыслительную деятельность. Наиболее существенные из них:

  • Самостоятельность — определяет свободу выбора задач и их решений;
  • Критичность и гибкость — обеспечивают нахождение проблемы и проверку гипотез;
  • Широта — обеспечивает разносторонний подход к решению проблемы;
  • Глубинабыстрота и логичность мышления.

    Кроме этого, нас отличают друг от друга  интеллектуальные особенности, такие  как:

  • Различия в подходе к решению мыслительных задач;
  • Различия в соотношение разных видов мышления;
  • Различное соотношение и проявление содержательных, операционных и мотивационных компонентов;
  • Различное сочетание качеств ума;
  • И, наконец, свой, отличный от всех остальных, стиль мышления, стиль умственной деятельности человека.

Типы  мышления.

    Различают два основных типа мышления:

  1. Эмпирическое мышление — преобладает, происходит посредством сравнения внешне сходных, общих признаков предметов и явлений, важных для последующих действий.
  2. Теоретическое мышление — более высокий уровень развития мышления. Предполагает наличие следующих компонентов: рефлексия, как осмысление собственных действий и их соответствия мыслительной задачи; анализ содержания задачи с целью выделения способа решения; и, внутренний план действия (планирование и выполнение в уме).

    И, наконец, кратко рассмотрим процесс  решения любой мыслительной задачи. Мы можем выделить следующие этапы:

  1. Нахождение задачи и ее формирование. Создается проблемная ситуация, характеризующаяся наличием противоречий: что известно? — что надо узнать? Успешность процесса решения обусловлена точностью формулировки гипотезы.
  2. Выдвижение и анализ гипотез;
  3. Решение мыслительной задачи. Способ решения выбирается человеком в зависимости от стиля умственной деятельности человека и доступности для него содержания задачи.

    Возможные способы решения:

    • Метод проб и ошибок (не служит условием умственного развития, в отличие от других);
    • Пассивное использование алгоритма;
    • Целенаправленная трансформация условия задачи;
    • Активное использование алгоритма;
    • Эвристические (творческие) способы решения задач.
  1. Проверка решения задачи. 

    7.Речь

Виды  речевой деятельности

РЕЧЬ сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствонанная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (Речь внутренняя, речь эгоцентрическая). Для психологии представляет интерес прежде всего место речи в системе высших психических функций человека - в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью. эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство советских психологов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности 
(если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования"), реализации и контроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов. 
В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены до минимума, в то время как в письменной речи и в подготовленной устной речи занимают значительное место. Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям (например, разговорная речь допускает значительные отклонения от грамматической системы языка, особое место занимает логическая и тем более художественная речь). Речь изучается не только психологией речи, но и психолингвистикой, физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и другими науками. 
РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ - различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа внутренней речи: а) внутреннее проговаривание - «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; б) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи: в) внутреннее программирование, т. с. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (тина, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей (А. Н. Соколов; И. 
И. Жинкин и др.). В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи. 
РЕЧЬ ДАКТИЛЬНАЯ — речь, воспроизводящая слова при помощи дактильных букв, т. е. определенных конфигураций пальцев и их движений. Дактильная речь используется в советской сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и общении слышащих с глухими. 
РЕЧЬ ЖЕСТОВАЯ - способ межличностного общения людей, лишенных слуха, при помощи системы жестов, характеризующейся своеобразными лексическими и грамматическими закономерностями. Закономерности жестовой речи обусловлены выраженным своеобразием ее основной семантической единицы — жеста, а также его функциональным назначением (использованием в сфере непринужденного общения). В сфере официального общения (собрания, перевод лекций и т. д.) применяется калькирующая жестовая речь, когда жесты последовательно используются для воспроизведения слов. В калькирующей жестовой речи применяются элементы речи дактильной для обозначения окончаний, суффиксов и т. д. Речь жестовая используется как вспомогательное средство (наряду с основным — словесной речью) в процессе обучения и воспитания детей с недостатками слуха. 
РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях — типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда — особая задача обучения письменной речью в школе. 
Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи. 
РЕЧЬ УСТНАЯ — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. 
Процессы порождения устную речь включают звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля: при этом планирование в свою очередь совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон устной речи. 
РЕЧЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ (от лат. ego— я, centrum — центр круга) речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Как показал Л. С. Выготский в полемике с швейцарским психологом Ж. Пиаже (впоследствии согласившимся с его точкой зрения), эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и является продуктом ее частичной интериоризации. Таким образом, эгоцентрическая речь как бы переходный этап от внешней к внутренней речи. 
Понятие эгоцентрической речи используется также в патопсихологии при описании соответствующих синдромов
 
 
 

  1. Внимание

    Внимание  — это направленность психической  деятельности человека, его сосредоточенность  на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Расшифруем:

  • Это психическое состояние, т.е. внимание определяется всем тем, что для него характерно в данный момент;
  • Это состояние действующего человека, т.е. внимание характеризует активность человека;
  • Это избирательность сознания человека, т.е. в наше внимание попадает то, на чем мы концентрируемся.

    Многие  психологи не считают внимание особым психическим процессом, утверждая, что внимание обеспечивает успешную и четкую работу всех познавательных процессов. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся. Если это утверждение верно, то так  же верно будет то, что без развития внимания невозможно развитие никакого познавательного процесса.

Виды  внимания.

    Трудно  заставить себя быть внимательным к  чему-то, что не вызывает нашей внешней  и внутренней активности, с чем  нельзя ничего сделать. Но есть предметы, которые как бы приковывают к себе наше внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. Речь идет о двух видах внимания:

  1. Непроизвольное — характеризуется необычностью раздражителя. При таком внимании цель не ставится, психическая деятельность человека устремляется в том или ином направлении как бы сама по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения. Необычность привлекает, но поддержать это внимание трудно.
  2. Произвольное — связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Уровень развития такого внимания характеризует волевые качества человека. Формула здесь проста: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что!»
  3. Но надо отметить, что эти два вида внимания тесно связаны между собой и иногда переходят друг в друга. По телевизору идет отличный фильм, но вы должны выполнить учебное задание. Вы заставляете себя выключить телевизор и нехотя садитесь за стол. И через некоторое время работа увлекает вас, усилия для поддержки внимания уже не нужны. Н. Ф. Добрынин назвал такое внимание послепроизвольным.

Информация о работе Познавательные психологические процессы