Познавательные психологические процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 09:57, контрольная работа

Описание работы

По виду раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические, кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.
По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистантную и контактную рецепцию.

Содержание

Познавательные психологические процессы
Ощущения
Восприятие
Представление
Воображение
Память
Мышление
Речь
Внимание

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 42.08 Кб (Скачать)

План:

  Познавательные психологические  процессы

  1. Ощущения
  2. Восприятие
  3. Представление
  4. Воображение
  5. Память
  6. Мышление
  7. Речь
  8. Внимание
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Ощущения:

 По виду раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические, кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.

  По  наличию или отсутствию непосредственного  контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистантную и контактную рецепцию.

  Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые болевые тактильные ощущения – контактные.

 Охарактеризуем  кратко каждый из названных:

    Зрительные ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов – палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму.

    Слуховые ощущения. Эти ощущения относятся к дистантным, имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха распространяющиеся во все стороны от источника звука. Слуховые ощущения отражают высоту звука которая зависит от частоты колебания, звуковых волн; громкость которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука – формы колебаний звуковых волн. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам – речевые, музыкальные, шумы.

   Обонятельные ощущения. Они относятся к дистантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости.

  В группу контактных ощущений, входят вкусовые, кожные (болевые, тактильные, температурные).

    Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы – вкусовые почки, расположенные на поверхности языка глотки неба – различают ощущения сладкого кислого соленого и горького. 
 
 
 
 

  Кожные  ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Но более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев, на губах. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание – специфически человеческую выработавшуюся в труде систему познавательной деятельности руки.

  Если  прикоснуться к поверхности тела, затем надавить на него, то давление может вызвать болевое ощущение. Таким образом, тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон.

  Третий  вид кожной чувствительности - температурные ощущения – связан с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой.  
 
 

Статистика  к теме.

    Примеры чувствительности органов чувств:

  1. Зрение. Способно ясной темной ночью воспринимать пламя свечи на расстоянии до 48 метров от глаза.
  2. Слух. Способен различать тикание ручных часов на расстоянии до 6 метров.
  3. Вкус. Способен ощутить присутствие одной чайной ложки сахара в растворе, содержащем 8 литров воды.
  4. Обоняние. Способно уловить присутствие одной капли духов в воздухе, заполняющем помещение из 6 комнат.
  5. Осязание. Способно уловить движение воздуха, производимое падением на поверхность кожи крыла мухи с высоты 1 см.
 

    Естественно, что речь идет о зафиксированных  случаях уникальной чувствительности человеческих анализаторов. Но путем  тренировок можно очень многого  добиться. 
 
 
 
 

2. Восприятие 

    Восприятие — это целостное отражение предметов и явлений окружающей нас действительности, при непосредственном воздействие на органы чувств. Раскрывая смысл данного определения, стоит отметить, что, являясь отражением окружающей действительности, восприятие является свойством или проявлением психики (вспомните определение психики, и вы найдете там эту формулировку). А также хочется обратить  внимание на то, что воздействие на органы чувств должно быть непосредственным, т.е. происходить в момент проявления восприятия.

  Одну  и ту же информацию люди воспринимают по-разному субъективно в зависимости  от своих интересов, потребностей, способностей и т. п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит  название апперцепции. Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. Так незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т.е. пламя было направлено вверх. 

  Свойства  восприятия:          

  Целостность т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видели не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания пятна различной яркости и величины т.е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно, через несколько недель у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

    Константность восприятия - благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную  структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили, пешеходы им кажутся маленькими; в то же время строители работающие постоянно на высоте говорят, что они видят объекты расположенные внизу без искажения их размеров.

  Структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию и узнаем ее если ее исполняет оркестр либо один рояль или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.  

Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением с пониманием сущности предметов.

  Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

  Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро) и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые. То есть восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?» 

     Виды восприятия. Выделяют: восприятие предметов времени, восприятие отношений движений пространства, восприятие человека.

       Именно восприятие наиболее тесно связано с анализом информации, поступающей из внешней среды. При этом формируются те образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление и эмоции. 

    3.Представление 

    Вслед за ощущением и восприятием, обратим  наше внимание на такой феномен человеческого  сознания, как представление. Представление  — это вторично обобщенный образ  предмета, возникающий на основе ощущений и восприятий.

    Представление возникает в нашем сознание тогда, когда предмет не воздействует на органы чувств, но когда-то обязательно  воздействовал. Таким образом, представление  можно назвать отсроченным отражением, т.к. оно отражает то, что когда-то отражалось и следы этого образа остались в сознании человека.

    С физиологической точки зрения, представление  — это актуализация (оживление) ранее  возникших чувственных образов. Причем процесс возбуждения охватывает только мозговые центры анализаторов. При этом любой сигнал от рецепторов, т.е. любое ощущение может спровоцировать возникновение представления.

Как у  восприятия и ощущения, классификации  представления зависят от основания, выбранного для деления на виды:

  • По анализаторам (зрительные, слуховые, вкусовые и т.д.).
  • По степени обобщенности. Единичные — возникают образы определенных предметов. Общие — в образе соединено множество предметов одной группы. Схематизированные — отражение существенных свойств и взаимодействий предметов в виде схем.   
  • По происхождению: на основе мышления или в процессе воображения.

Следует также отметить, что помимо общих  свойств, образы представлений имеют  индивидуальные свойства. Это зависит  от богатства, широты восприятия человека, от его направленности. Люди обладают неодинаковой яркостью образов, у каждого  своя точность, индивидуальное соотношение  единичных и общих представлений. К тому же одни и те же образы могут  вызывать различные эмоции у разных людей.

    4.Воображение

      Воображение — это психический процесс создания новых образов на основе преобразования прошлого опыта. Это конечно отражение действительности, но человек преобразует что-то ранее отображенное. И, обратите внимание, в отличие от мышления, воображение не оперирует понятиями. Только образы!

    Воображение бывает пассивным и активным.

    Пассивное воображение не требует каких-то специальных действий и усилий с нашей стороны. Если говорить о норме такого воображения, то необходимо перечислить сновидения, просоночные образы (в момент, когда человек еще не до конца стряхнул оцепенение сна, и не четко улавливает связь с действительностью), имиджи (образы привычек). Если же говорить о патологии, то речь пойдет о галлюцинациях, которые могут возникать у человека в силу каких-то психических заболеваний или под воздействием стимуляторов.

    Пассивное воображение нецеленаправленно, это  бессознательная или подсознательная  переработка информации прошлого опыта. Такие образы не имеют под собой  явного внешнего воздействия.

    Активное  воображение — это целенаправленное, сознательное (в соответствие с поставленной целью) воображение, контролируемое мышлением человека. Это наши мечты, наше творчество. Лежит в основе создания чего-то нового, в основе новых научных открытий.

    Какое место занимает воображение в  структуре личности?

  • Воображение связано с ощущением и восприятием — они дают основу для преобразований;
  • Существует в единстве с памятью, но память стремиться сохранить точность, а воображение изменяет характер связей и тем самым обеспечивает новизну;
  • Совместно с мышлением образует нечто новое, но если мышлению требуется большая достаточность информации, то воображение часто включается в действие при недостаточность информации; мышление познает связи и отношения объективной действительности, тогда как воображение создает новые отношения и связи; научные истины пересматриваются и стареют, а образные произведения, созданные с помощью воображения, практически не стареют;
  • Образы воображения могут вызывать реальные чувства;

Информация о работе Познавательные психологические процессы