Познавательные процессы и внимание

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:17, лекция

Описание работы

1.Внимание как особое свойство психики.
a.Понятие внимания, физиологические основы
b.Виды внимания
c.Свойства внимания
2.Понятие об ощущениях
a.Значение, физиологические основы
b.их классификация
c.свойства ощущений
d.закономерности ощущений.
3.Восприятие, его основные виды и свойства.
4.Память, её виды и процессы. Условия эффективного запоминания.
5.Мышление как высший познавательный процесс.
6.Понятие интеллекта.
7.Воображение, его основные функции.
a.Виды воображения.
b.Приёмы творческой деятельности и фантазии.
8.Понятие речи.
a.Речь и язык.
b.Функции речи.
c.Виды речевой деятельности.

Работа содержит 1 файл

познавательные процессы и внимание.doc

— 376.50 Кб (Скачать)
ign="justify">    

 внутренняя внешняя

    

 устная письменная

    

      диалогическая монологическая 

    Слышимая  речь, которая кем-то произносится, называется устной речью. В устной речи общение ограничено условиями пространства и времени. Обычно собеседники хорошо видят и слышат друг друга. При изменении условий (при разговоре по телефону) характеристики речи обычно меняются – она становится более краткой, менее обстоятельной.

      Диалогическая речь поддерживается взаимными репликами собеседников. Это самый древний вид речи. В ходе совместного труда люди испытывали и испытывают потребность согласовать совместные действия, обменяться мнениями друг с другом. Диалогическая речь – речь поддерживаемая. Собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, может закончить мысль другого, дать свои реплики. Это облегчает возможность говорящему выразить свои мысли, отношения и быть понятым собеседником. Диалог обычно не полностью развернут, т.к. многое вытекает из того, что было сказано раньше, или заранее известно говорящим, или очевидно из ситуации. Диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих, они воздействуют друг на друга жестами, мимикой, интонацией и тембром голоса, часто совместно наблюдают за обсуждаемым предметом. Если прослушиваем магнитофонную запись диалогической речи – большое количество пауз (для собеседников они заполнены жестами, мимикой). Тематически направленный диалог называется беседой. В беседе один из участников или вся группа ставит цель обсудить и выяснить определенный вопрос. Такая цель отсутствует в обычном диалоге, течение которого направлено ситуацией и намерениями собеседников. Беседа может быть методом устного изложения материала, используется как метод психологического исследования.

    Монологическая речь – длительное, последовательное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она разворачивается в форме доклада, рассказа, лекции, выступления. Обычно это развернутая, подготовленная речь. При подготовке такая речь неоднократно проговаривается, перестраивается план (часто он фиксируется письменно), отбираются нужные слова и предложения. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, строгой логики и последовательности, грамматически безукоризненного построения предложений.

    Монолог предъявляет ряд требований к  темпу и звучанию речи. Монотонность, обмолвки, скороговорка, незаметные в диалоге, сразу бросаются в глаза. Необходима скупость и сдержанность жестов: бесконечно жестикулирующий оратор отвлекает от содержания речи и утомляет. Выразительность достигается в основном за счет голосовых средств.

    Наиболее  древней формой монолога является устный рассказ (говорящий передает в описательной форме увиденное).

    В лекции дается не только описание явлений, но и поиск причинно-следственных связей, доказательство научных положений. Доклад – продуманное устное сообщение по определенному вопросу, основанное на сообщении фактического материала и его обобщении. Речь должна пробуждать определенную мысль и доходить до сердца слушателей, в ней может разъясняться что-либо по поводу события, торжества. Задача выступления может заключаться в воздействии на поведение слушателей.

    Чем старше школьники, тем больший удельный вес в общении учителя с  учащимися занимает монологическая речь. В начальной школе преподаватель чаще всего использует рассказ, в старших классах часть материала на уроке сообщается учителем в форме лекции.

    Письменная речь. Этапы развития: идеографическая речь (передача сообщения в рисунке) → иероглифы (обозначают предметы или целые мысли) → алфабетическое письмо, изобретённое финикийцами (графемой, т.е. буквой, обозначается фонема – звук речи).

    Письменная  речь может воздействовать на воспринимающего  только самим словом и при помощи организующих предложения знаков препинания. Письменная речь обращена к самому широкому кругу читателей. Чувства и эмоции автора должны быть переданы умелым подбором слов и понятны читателю из контекста. Восприятие письменной речи предполагает работу воображения, «вживание» читателя в текст. Следовательно, важно научиться излагать мысли так, чтобы они были понятны читающему.

    Внутренняя  речь – разговор человека с самим собой (первоначально называлась «голос совести»). Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются действия. Внутренняя речь непроизносима, свернута, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения. Изменения касаются и самого слова – в русском языке в слове выпадают гласные, не несущие смысловой нагрузки. Переход от внутренней речи к внешней связан с определенными трудностями: нужно перейти от свернутых, понятных для себя мыслей к развернутым грамматическим и логическим формам, доступным пониманию других. Перевод внутренней речи во внешнюю называется экстериоризацией, перевод внешней речи во внутреннюю называется интериоризацией. Устные ответы и письменные работы учащихся тренируют их выражение чувств, мыслей, намерений в речи.

Информация о работе Познавательные процессы и внимание