Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:17, лекция
1.Внимание как особое свойство психики.
a.Понятие внимания, физиологические основы
b.Виды внимания
c.Свойства внимания
2.Понятие об ощущениях
a.Значение, физиологические основы
b.их классификация
c.свойства ощущений
d.закономерности ощущений.
3.Восприятие, его основные виды и свойства.
4.Память, её виды и процессы. Условия эффективного запоминания.
5.Мышление как высший познавательный процесс.
6.Понятие интеллекта.
7.Воображение, его основные функции.
a.Виды воображения.
b.Приёмы творческой деятельности и фантазии.
8.Понятие речи.
a.Речь и язык.
b.Функции речи.
c.Виды речевой деятельности.
6) Активность (избирательность) заключается в том, что в любой момент мы воспринимаем только один предмет или группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном для нашего восприятия, т.е. не отражаются в сознании.
7)
Апперцепция – зависимость восприятия
от содержания психической жизни человека,
от особенностей его личности (от прошлого
опыта субъекта, от мотивов и задач деятельности,
от установок, мировоззрения, интересов
и убеждений). Перцептивные
образы одних и тех же
явлений, возникающие
у разных людей, могут
существенно отличаться
друг от друга. Чем богаче
прошлый опыт человека,
тем больше он видит
в предмете.
Память
4. Под памятью понимается запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание индивидом его опыта. Образы прошлого опыта называются представлениями.
В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Таким образом, память – сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, взаимосвязанных между собой.
Виды памяти
Основание для классификации | Виды памяти |
1.
По характеру психической |
Двигательная, эмоциональная, словесно-логическая, образная (зрительная, вкусовая, обонятельная, осязательная). |
2.
По характеру целей |
Произвольная, непроизвольная |
3.
По продолжительности |
Мгновенная, кратковременная, долговременная, оперативная, генетическая |
4. По качеству запоминания и воспроизведения материала | Механическая, логическая |
процессы памяти
Запоминание может быть произвольным и непроизвольным. механическим или логическим. Определим условия, способствующие прочному и осмысленному запоминанию.
1) Цель, установка на запоминание. В процессе усвоения учебного материала его надо не только понять, но и запомнить. Необходимо сформировать установку на специальное заучивание учебного материала (причём заучивание надолго, а не «до экзамена»).
2) Выделение главных целей, и составление плана (через 9 дней забывается 43 % новой информации, с планом – 25 %).
3)
Сравнение изучаемого предмета,
явления с уже изученными, систематизация
материала. Основное правило
4) Интерес к изучаемому предмету, эмоциональный настрой (страх вредит запоминанию).
5) Самостоятельность выполняемой работы.
6) Повторение. После прочтения необходимо повторить, не заглядывая в учебник. Основные правила и понятия должны повторяться регулярно.
7) Смена видов деятельности.
Необходимо учитывать такие законы памяти, как фактор края и эффект Зейгарник.Фактор края: лучше запоминаются начало и конец. На середину оказывает торможение предыдущий материал (проактивное) и последующий (ретроактивное), она запоминается хуже. Эффект Зейгарник: нерешенные задачи запоминаюся лучше, чем решенные.
Сохранение зависит от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности), от условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной обработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.
Воспроизведение включает три формы: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание..Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека на основе личных впечатлений (представления памяти) или словесных описаний (представления воображения). Узнавая объект, мы всегда относим его к определенной категории объектов. Узнавание бывает различным по степени точности и полноты (наименьшая – чувство знакомости, полное узнавание – человек безошибочно относит объект к определенной категории, может точно назвать время, место знакомства).
Примером мнимого узнавания (“deja vu” – «уже видел» (фр.) может быть приезд в незнакомый город или новая ситуация, когда кажется, что это уже было. Подводят здесь ассоциации – похоже только кое-что, а создаётся впечатление, что все повторяется.
Собственно воспроизведение осуществляется вне восприятия, в отсутствии оригинала. Воспроизвести труднее, чем узнать.
Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное воспроизведение происходит как бы само собой, произваольное требует волевых усилий.
Забывание имеет позитивные характеристики. На наш мозг падает огромное число впечатлений и, благодаря забыванию, не происходит его перегрузки, в первую очередь, неприятными впечатлениями, поскольку они забываются быстрее.
Существуют две формы забывания: обратимая и необратимая. Наибольшая потеря материала идет сразу же после восприятия, в дальнейшем забывание идет медленнее. На забывание влияют следующие факторы.
Процессы памяти взаимосвязаны и поддерживают друг друга.
Мышление как высшая форма познавательной деятельности.
Мышление – высший познавательный процесс, обобщенное и опосредствованное отражением человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.
Мышление всегда связано с действием. Человек познает действительность, воздействует на нее и изменяет ее. Всякий мыслительный процесс по своему внутреннему строению является актом деятельности, направленным на решение определенной задачи, и включает ряд операций. Основой и критерием истинности мышления является практика.
Виды мышления. Существует несколько подходов к классификации видов мышления.
- понятийное мышление (связано с использованием понятий; задача решается в уме, не предпринимаются практические действия; используется в научных исследованиях теоретического характера);
- образное мышление (материалом являются образы, которые преобразуются в ходе решения задачи; преобладает в работе писателей, художников, артистов).
Практическое мышление включает:
- наглядно-образное (процесс мышления связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может; характерно для дошкольников и младших школьников; преобладает в работе людей «операторных» профессий);
- наглядно-действенное (представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами; характерно для людей массовых рабочих профессий).
В одной и той же деятельности представлены все виды мышления, однако один является доминирующим. По степени сложности, по интеллектуальным требованиям все виды мышления не уступают друг другу.
В процессе мыслительной деятельности человек познаёт мир с помощью особых умственных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстракции, конкретизации, обобщения, классификации и систематизации.
Анализ – мысленное разложение целого на части, выделение в нём отдельных признаков и свойств. Может быть практическим или теоретическим.
Синтез – мысленное объединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Не сводится к простой сумме частей, не является механическим их соединением.
Анализ и синтез всегда протекают в единстве. В мыслительной деятельности анализ и синтез поочерёдно выходят на первый план.
Сравнение – установление сходства или различия между предметами, явлениями, их отдельными признаками. Может быть многосторонним и односторонним, поверхностным и глубоким, непосредственным и опосредованным. Основное требование: должно проводиться в одном отношении.
Сравнение является основой понимания. Для глубокого и точного познания действительности важно уметь находить различия в сходных предметах и сходство в различных.
Абстракция – мысленное отвлечение от несущественных признаков и выделение только существенных особенностей групп предметов и явлений. Сущность его – в упрощении действительности путём отвлечения от деталей, создании символов действительности. Примеры – абстрактные понятия длины, количества, стоимости. Сокращение количества информации путём абстрагирования способствует более быстрому осмыслению возникшей ситуации.
Конкретизация – возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. Используется в том случае, если высказанная мысль непонятна другим или необходимо показать проявление общего в единичном (просьба уточнить, привести пример).
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по общим и существенным признакам. Однако не всякое общее свойство может быть существенным для группы объектов (так, несмотря на наличие хвоста и плавников, кит–это не рыба!).
Классификация – это разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям (пример – классификация видов памяти).
Систематизация
– разделение и последующее объединение
групп, классов, объектов (а не отдельных
объектов, как при классификации). Примером
систематизации являются разделы «личность»,
«познавательные процессы» в общей психологии.
6. Мышление и интеллект – понятия, близкие по содержанию, однако не тождественные. Мышление – это процесс, «обдумывание», а интеллект – это способность.
Интеллект – глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами (Д.Векслер). Таким образом, интеллект связан со способностью адаптироваться к окружающей среде.
Виды интеллекта: