Познавательные процессы и внимание

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:17, лекция

Описание работы

1.Внимание как особое свойство психики.
a.Понятие внимания, физиологические основы
b.Виды внимания
c.Свойства внимания
2.Понятие об ощущениях
a.Значение, физиологические основы
b.их классификация
c.свойства ощущений
d.закономерности ощущений.
3.Восприятие, его основные виды и свойства.
4.Память, её виды и процессы. Условия эффективного запоминания.
5.Мышление как высший познавательный процесс.
6.Понятие интеллекта.
7.Воображение, его основные функции.
a.Виды воображения.
b.Приёмы творческой деятельности и фантазии.
8.Понятие речи.
a.Речь и язык.
b.Функции речи.
c.Виды речевой деятельности.

Работа содержит 1 файл

познавательные процессы и внимание.doc

— 376.50 Кб (Скачать)

     6) Активность (избирательность) заключается в том, что в любой момент мы воспринимаем только один предмет или группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном для нашего восприятия, т.е. не отражаются в сознании.

     7) Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности (от прошлого опыта субъекта, от мотивов и задач деятельности, от установок, мировоззрения, интересов и убеждений). Перцептивные образы одних и тех же явлений, возникающие у разных людей, могут существенно отличаться друг от друга. Чем богаче прошлый опыт человека, тем больше он видит в предмете. 

     Память

     4. Под памятью понимается запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание индивидом его опыта. Образы прошлого опыта называются представлениями.

     В памяти различают следующие основные  процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Таким образом, память – сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, взаимосвязанных между собой.

           Виды памяти 

     Основание для классификации      Виды  памяти
     1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности      Двигательная, эмоциональная, словесно-логическая, образная (зрительная, вкусовая, обонятельная, осязательная).
     2. По характеру целей деятельности      Произвольная, непроизвольная
     3. По продолжительности закрепления и сохранения материала      Мгновенная, кратковременная, долговременная, оперативная, генетическая
     4. По качеству запоминания и воспроизведения материала      Механическая, логическая
 

     процессы  памяти

     Запоминание может быть произвольным и непроизвольным. механическим или логическим. Определим условия, способствующие прочному и осмысленному запоминанию.

     1) Цель, установка на запоминание. В процессе усвоения учебного материала его надо не только понять, но и запомнить. Необходимо сформировать установку на специальное заучивание учебного материала (причём заучивание надолго, а не «до экзамена»).

     2) Выделение главных целей, и  составление плана (через 9 дней забывается 43 %  новой информации, с планом – 25 %).

     3) Сравнение изучаемого предмета, явления с уже изученными, систематизация  материала. Основное правило эффективного  запоминания: для того, чтобы запоминать  любой материал правильно и надёжно, необходимо его каким-то образом организовать: сгруппировать, классифицировать, схематизировать, найти ассоциации и т.д.

     4) Интерес к изучаемому предмету, эмоциональный настрой (страх вредит запоминанию).

     5) Самостоятельность выполняемой  работы.

     6) Повторение. После прочтения необходимо  повторить, не заглядывая в  учебник. Основные правила и  понятия должны повторяться   регулярно.

     7) Смена видов деятельности.

     Необходимо  учитывать такие законы памяти, как  фактор края и эффект Зейгарник.Фактор края: лучше запоминаются начало и конец. На середину оказывает торможение предыдущий материал (проактивное) и последующий (ретроактивное), она запоминается хуже. Эффект Зейгарник: нерешенные задачи запоминаюся лучше, чем решенные.

     Сохранение зависит от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности), от условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной обработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.

     Воспроизведение включает три формы: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание..Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека на основе личных впечатлений (представления памяти) или словесных описаний (представления воображения). Узнавая объект, мы всегда относим его к определенной категории объектов. Узнавание бывает различным по степени точности и полноты (наименьшая – чувство знакомости, полное узнавание – человек безошибочно относит объект к определенной категории, может точно назвать время, место знакомства).

     Примером  мнимого узнавания  (“deja vu” – «уже видел» (фр.) может быть приезд в незнакомый город или новая ситуация, когда кажется, что это уже было. Подводят здесь ассоциации – похоже только кое-что, а создаётся впечатление, что все повторяется.

     Собственно  воспроизведение  осуществляется вне восприятия, в отсутствии оригинала. Воспроизвести труднее, чем узнать.

     Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное воспроизведение происходит как бы само собой, произваольное требует волевых усилий.

     Забывание имеет позитивные характеристики. На наш мозг падает огромное число впечатлений и, благодаря забыванию, не происходит его перегрузки, в первую очередь, неприятными впечатлениями, поскольку они забываются быстрее.

     Существуют  две формы забывания: обратимая и необратимая. Наибольшая потеря материала  идет сразу же после  восприятия, в дальнейшем забывание идет медленнее. На забывание влияют следующие факторы.

  1. возраст (к примеру, кратковременная память улучшается с 5 до 11 лет, затем сохраняется на стабильном уровне до 30 лет, с 30 до 70 может улучшаться или медленно ухудшаться);
  2. неиспользование информации (это практически не касается двигательных навыков) и её характер (быстрее забывается материал непонятный, неинтересный, трудный или большой по объёму);
  3. интерференция – смешение одной информации с другой, одних схем припоминания  с другими;
  4. вытеснение (связано с чувствами; вытесняется неприятная информация);
  5. реминесценция – отсроченное непроизвольное воспроизведение. Суть реминесценции в том, что забытое сразу же после восприятия может восстанавливаться через некоторое время. Ей особенно подвержены молодые люди.

     Процессы памяти взаимосвязаны и поддерживают друг друга.

      

Мышление  как высшая форма  познавательной деятельности.

     Мышление – высший познавательный процесс, обобщенное и опосредствованное отражением человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

     Мышление всегда связано с действием. Человек познает действительность, воздействует на нее и изменяет ее. Всякий мыслительный процесс по своему внутреннему строению является актом деятельности, направленным на решение определенной задачи, и включает ряд операций. Основой и критерием истинности мышления является практика.

     Виды  мышления. Существует несколько подходов к классификации видов мышления.

  • По степени развернутости выделяют дискурсивное и интуитивное мышление. Дискурсивное мышление – поэтапно развёрнутый процесс; интуитивное мышление протекает быстро, чётко выраженные этапы отсутствуют; создаётся впечатление, что решение приходит внезапно, как озарение.
  • По характеру решаемых задач Р.С. Немов выделяет теоретическое мышление и практическое мышление. Теоретическое мышление в свою очередь подразделяется на:

    - понятийное мышление (связано с использованием понятий; задача решается в уме, не предпринимаются практические действия; используется в научных исследованиях теоретического характера);

    - образное мышление (материалом являются образы, которые преобразуются в ходе решения задачи; преобладает в работе писателей, художников, артистов).

    Практическое  мышление  включает:

    - наглядно-образное (процесс мышления связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может; характерно для дошкольников и младших школьников; преобладает в работе людей «операторных» профессий);

    - наглядно-действенное (представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами; характерно для людей массовых рабочих профессий).

     В одной и той же деятельности представлены все виды мышления, однако один является доминирующим. По степени сложности, по интеллектуальным требованиям все виды мышления не уступают друг другу.

     В процессе мыслительной деятельности человек познаёт мир с помощью особых умственных операций:  анализа, синтеза, сравнения, абстракции, конкретизации, обобщения, классификации и систематизации.

     Анализ – мысленное разложение целого на части, выделение в нём отдельных признаков и свойств. Может быть практическим или теоретическим.

     Синтез  – мысленное объединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Не сводится к простой сумме частей, не является механическим их соединением.

     Анализ  и синтез всегда протекают в единстве. В мыслительной деятельности анализ и синтез поочерёдно выходят на первый план.

     Сравнение –  установление сходства или различия между предметами, явлениями, их отдельными признаками. Может быть многосторонним и односторонним, поверхностным и глубоким, непосредственным и опосредованным. Основное требование: должно проводиться в одном отношении.

     Сравнение является основой понимания. Для  глубокого и точного познания действительности важно уметь находить различия в сходных предметах и сходство в различных.

     Абстракция – мысленное отвлечение от несущественных признаков и выделение только существенных особенностей групп предметов и явлений. Сущность его – в упрощении действительности путём отвлечения от деталей, создании символов действительности. Примеры – абстрактные понятия длины, количества, стоимости. Сокращение количества информации путём абстрагирования способствует более быстрому осмыслению возникшей ситуации.

     Конкретизация – возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. Используется в том случае, если высказанная мысль непонятна другим или необходимо показать проявление общего в единичном (просьба уточнить, привести пример).

     Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по общим и существенным признакам. Однако не всякое общее свойство может быть существенным для группы объектов (так, несмотря на наличие хвоста и плавников, кит–это не рыба!).

     Классификация – это разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям (пример – классификация видов памяти).

     Систематизация – разделение и последующее объединение групп, классов, объектов (а не отдельных объектов, как при классификации). Примером систематизации являются разделы «личность», «познавательные процессы» в общей психологии. 

     6. Мышление и интеллект – понятия, близкие по содержанию, однако не тождественные. Мышление –  это процесс, «обдумывание», а интеллект – это способность.

     Интеллект – глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами (Д.Векслер). Таким образом, интеллект связан со способностью адаптироваться к окружающей среде.

    Виды  интеллекта:

  1. «Жидкий» и «кристаллический» интеллект (Р.Кеттелл). «Жидкий» интеллект – врождённый, потенциальный, лежит в основе способности к мышлению, абстрагированию  и рассуждению. «Кристаллический» интеллект состоит из различных знаний и навыков, которые человек приобретает в процессе жизненного опыта (= ум, мудрость).
  2. Конкретный (практический) интеллект помогает решать повседневные проблемы и ориентироваться во взаимоотношениях с различными предметами (включает также ассоциативные способности, позволяющие использовать информацию, хранящуюся в памяти). Абстрактный интеллект (академический, когнитивные способности) позволяет оперировать словами и понятиями. Соотношение этих двух уровней интеллекта определяется наследственными факторами.

Информация о работе Познавательные процессы и внимание