Потребность человека в познании

Автор: a************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 07:45, реферат

Описание работы

Цель любой деятельности человека - это удовлетворение потребностей. Человек работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Человек, не имеющий потребностей - мертвый человек.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3
1.Понятие потребности……………………………………..........…………………………......4
2. Потребность в познании ………………………………………………………………….....5
3. Формы познания……………………………………………………………………………..11
Заключение…………………………………………………………………………………….18
Список использованных источников……………………………………………………….....19

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

     Одними  из древних форм  познания , генетически связанными с мифологией, являются философское и религиозное  познание . Особенности последнего определяются тем, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земными силами (природными и социальными). Будучи фантастическим отражением последних, религиозные представления содержат в себе определенные знания о действительности, хотя нередко и превратные. Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей религиозных и других знаний, накопленных людьми веками и тысячелетиями, являются, например, Библия и Коран. Однако религия (как и мифология) не воспроизводили знание в систематической и, тем более, теоретической форме. Она никогда не выполняла и не выполняет функции производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный, самоценностный и доказательный характер. 

     Говоря  о формах знания, нельзя обойти вниманием  достаточно известную (особенно в современной  западной гносеологии) концепцию личностного  знания. Знание по этой концепции - это активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее особого искусства и особых инструментов. Поскольку науку делают люди, то получаемые в процессе научной деятельности знания (как и сам этот процесс) не могут быть деперсонифицированными. Личностное знание необходимо предполагает интеллектуальную самоотдачу. В нем запечатлена не только познаваемая действительность, но сама познающая личность, ее заинтересованное (а не безразличное) отношение к знанию, личный подход к его трактовке и использованию, собственное осмысление его в контексте специфических, сугубо индивидуальных, изменчивых и, как правило, неконтролируемых ассоциаций. 

     Личностное  знание - это не просто совокупность каких-то утверждений, но и переживание  индивида. Личность живет в нем «как в одеянии из собственной кожи», а не просто констатирует его существование. Тем самым в каждом акте  познания  присутствует .страстный вклад познающей личности, и что эта добавка не свидетельство несовершенства, но насущно необходимый элемент знания. Но такая добавка не делает последнее чисто субъективным. 

     В настоящее время усиливается  интерес к проблеме иррационального, т. е. того, что лежит за пределами  досягаемости разума и недоступно постижению с помощью известных рациональных средств, и вместе с тем все более укрепляется убеждение в том, что наличие иррациональных пластов в человеческом духе порождает ту глубину, из которой появляются все новые смыслы, идеи, творения. Взаимопереход рационального и иррационального - одно из фундаментальных оснований процесса  познания . Однако значение внерациональных факторов не следует преувеличивать, как это делают сторонники иррационализма. 

     Типологизация форм самого знания может быть проведена  по самым различным основаниям (критериям). В этой связи выделяют, например, знания рациональные и эмоциональные, феноменолистские (качественные концепции) и эссенцианалистские (сооруженные в основном количественными средствами анализа), эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и чистнонаучные, естественно-научные и гуманитарные и т. д. 

     Специфическими  формами или методами  познания  являются наблюдение, описание и т. д. На этой ступени познавательного  процесса происходит сбор фактов, фиксирующих  внешние проявления, свойства предметов. Теоретическая форма познания- это углубление человеческой мысли в сущность явлений действительности. При этом научное  познание  пользуется такими методами, как моделирование, создание гипотез, теорий и т. д. Действительность отражается  человеком  с помощью различных форм познавательной деятельности. 

     Таким образом человек ничего не может  знать о предметах и явлениях внешнего мира без того материала, который  он получает от органов чувств в  формах чувственного созерцания (ощущение, восприятие, представление). Они дают чувственно наглядное воспроизведение предметов, их отдельных свойств. Существенные связи между предметами, закономерности их развития отражаются в формах абстрактного мышления - понятиях, суждениях, умозаключениях. В процессе  познания   человек  использует также различные логические приемы (анализ и синтез, дедукцию, индукцию и т. д.), позволяющие ему теоретически воссоздавать изучаемый предмет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     Кажется довольно очевидным, что потребность  в знании (если мы понимаем ее правильно) должна быть интегрирована со страхом перед знанием, с тревогой и потребностью в безопасности и защите. Мы сталкиваемся с диалектическими взаимоотношениями между ними, которые представляют собой борьбу между страхом и ростом. Все социальные и психологические факторы, усиливающие страх, будут пресекать импульс тяготения к знанию, а все факторы, которые допускают рост, свободу и смелость, будут освобождать нашу потребность в познании.

     На  протяжении всей своей жизни мы стремимся  познать мир и найти истину. Познание это прежде всего духовная потребность человека, она способствует его развитию и мышлению. Все достижения человека за всю нашу историю были плодом познания. Первобытный человек со временем познавал мир и стремился сделать свою жизнь более комфортной. Я считаю что именно познание является высшей потребностью человека и способствует его развитию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников: 

     1.Сервисология (человек и его потребности): Учебное  пособие (ГРИФ)

     Автор: Н. А. Коноплева, Издательство: Флинта, 2008г.

     2.А.  П. Садохин. Сервисология. Человек  и его потребности Издатель: Омега-Л  Год издания: 2010 г.

     3.http://zhurnal.lib.ru

     4.http://wiki.kob.su/ 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Потребность человека в познании